Функциональная стилистика - А. А. Евтюгина 2018
СТИЛИСТИКА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
Стилистика - раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка, закономерности его функционирования (использования) в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения. Функциональная стилистика является центральным направлением современной стилистики. Она исследует законы функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в различных социально значимых сферах общения и деятельности, соотносимых с формой общественного сознания, прежде всего спецификой и речевой системностью функциональных стилей, их наиболее частными функционально-стилевыми разновидностями: под стилевыми, жанровыми, ситуативными и т. д., нормами отбора и сочетания в них языковых средств.
Предметом изучения функциональной стилистики являются закономерности использования языковых единиц в речи (текстах), обусловленные прежде всего влиянием на речь базовых и других экстралингвистических стилеобразующих факторов, таких как общественное сознание, тип мышления, цели и задачи общения, вид деятельности, тематика и содержание целостного высказывания, жанр и др., определяющие принципы отбора и сочетания языковых элементов, организацию речи, смысловую структуру.
Как особая научная дисциплина стилистика оформилась в XX в., и это во многом связано с изучением функционирования языка в процессе общения и прежде всего с формированием функциональной стилистики. Основной типологией текстов в лингвистике считается функционально-стилевая. Она рассматривает тексты в совокупности их содержательных и формально-языковых свойств. При этом каждый текст воплощает в себе признаки функционального стиля в наиболее полном виде. Следовательно, можно сказать, что функциональный стиль - определенный тип текстов, поскольку каждый текст можно отнести к определенному стилю. К примеру, статья в газете, блоге - публицистический стиль, статья в научном журнале, монография - научный стиль, разговор в университете, по телефону - разговорный стиль, повесть, баллада - художественный стиль и т. д. Функциональный стиль - это самая широкая, общая категория.
Что же представляет собой функциональный стиль? Общение неоднородно, оно подразделяется на множество сфер, областей.
Все речевые жанры: речь студента на Дне первокурсника, доклад на конференции, финансовый отчет, электронное письмо, смс-сообщение и т. д. - выполняют разные содержательные, стилистические задачи, поэтому различен их язык и речевое воплощение.
Но существуют функции (задачи), объединяющие группы речевых жанров, присущих всему языку. Известно, что вначале язык реализовался только в устной форме - исконном и естественном его качестве. На этой стадии ему была свойственна единственная функция - функция общения. Затем в ответ на запросы общества, общественной деятельности появляется необходимость языковой дифференциации. В результате развивается официально-деловая функция языка и формируется деловая речь. Появляются и другие функции - научно-информативная, являющаяся основой научного стиля, агитационно-коммуникативная, дающая начало газетно-публицистической речи, эстетическая, формирующая язык художественной литературы, религиозно-коммуникативная, создающая церковно-религиозный функциональный стиль, который обслуживает сферу церковно-религиозной общественной деятельности и формирует религиозную форму общественного сознания.
Каждая функция требует от языка особых качеств, например, точности, объективности, образности и др. И язык с течением времени вырабатывает соответствующие качества. Так происходит развитие, дифференциация языка и формирование функциональных стилей.
Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Именно поэтому стили называются функциональными. Если считать, что стилю свойственны шесть функций (среди ученых нет единого мнения по поводу количества функций, присущих языку), то можно выделить шесть функциональных стилей: разговорно-обиходный, научный, официально-деловой, газетно-публицистический, церковно-религиозный, художественный.
Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, философскую мудрость, сформулировать законы, содействовать единению человеческой души с Богом, отобразить в лирическом стихотворении эмоциональные переживания автора и т. д.
Каждый стиль выполняет ту или иную функцию - эстетическую, научную, деловую, коммуникативную и т. д., что, в свою очередь, накладывает глубокое своеобразие на весь стиль. Каждая функция - это определенная установка на конкретную манеру изложения - точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую, коммуникативно-просветительскую и т. д. И в соответствии с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка наиболее подходящие слова и выражения, грамматические формы и конструкции, максимально соответствующие данной функции, способные наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля. К примеру, научная речь нуждается в точных и строгих дефинициях, деловая - тяготеет к обобщенным названиям, религиозная - отбирает архаически-возвышенную, эмоционально-оценочную лексику, художественная - предпочитает конкретность, изобразительность.
Необходимо помнить, что стиль - это не только способ, манера изложения. Каждый стиль закрепляет за собой определенные жанры речи и обслуживает свой реестр тем, свое содержание. Разговорный стиль ограничивается, как правило, обиходными, бытовыми сюжетами. Официально-деловая речь обслуживает судопроизводство, правовую, дипломатическую сферу, отношения между компаниями и т. д. Публицистический стиль тесно связан с политикой, пропагандой, общественным мнением. Церковно-религиозный стиль, с одной стороны, выстраивает отношения единения человека, человеческой души с Богом как общение посредством различных канонических текстов, воспроизведения молитв, песнопений, в которых душа человека предельно близка Богу, а Бог предельно близок человеческой душе. С другой стороны, представлен речью священнослужителей во время выступлений на митингах, по радио, при освящении больниц, школ, офисов и пр.
Итак, можно выделить три особенности функционального стиля: 1) отражает определенную сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем; 2) характеризуется определенными условиями общения - официальными, неофициальными, непринужденными и т. д.; 3) имеет общую установку, главную задачу речи.
Эти внешние (экстралингвистические) признаки определяют языковой облик функциональных стилей.
Первая особенность заключается в том, что каждый из стилей располагает набором характерных слов и выражений. Так, обилие терминов, специальной лексики в наибольшей степени свойственно научному стилю.
Разговорные слова и выражения свидетельствуют о том, что перед нами разговорная речь, разговорно-бытовой стиль. Художественная речь изобилует образными, эмоциональными словами, газетно-публицистическая - общественно-политическими терминами. Религиозной речи присущи прежде всего заимствования из старославянского языка, церковно-религиозная и особая архаически-возвышенная лексика, которую можно назвать церковной. Это не значит, конечно, что функциональный стиль состоит только из терминов и характерных, специфичных для него слов. Количество специальной лексики незначительно в тексте определенного стиля, но она составляет ядро, самую существенную его часть.
Основой любого стиля являются нейтральные, меж-стилевые слова, на фоне которых и выделяется характерная лексика и фразеология. Меж-стилевая лексика дает возможность сохранить единство литературного языка, его обще-литературность, объединяет функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные, трудно понимаемые языки. А специальная лексика составляет языковую специфику стиля и определяет его узнаваемость, языковой облик.
Грамматические средства являются общими для всех функциональных стилей. Грамматика языка едина, но в соответствии со своей установкой каждый функциональный стиль по-своему использует грамматические формы и конструкции, оказывая предпочтение наиболее подходящим для выполнения жанровой и стилевой задачи. Так, для официально-делового стиля, который, являясь институциональным стилем, не допускает ничего личностного, весьма характерны неопределенно-личные, возвратные конструкции, страдательные обороты (прием производится, справки выдаются, обмен денег проводят). Научный стиль предполагает использование прямого порядка слов в предложениях. Публицистическому стилю свойственны риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Религиозный стиль использует грамматические ресурсы, придающие ему книжный характер (причастия, деепричастия, пассивные конструкции и пр.), архаические морфологические и синтаксические формы и экспрессивные слова (лето благости Господней, с любовию во Христе, Церковь небесная, хранить веру отеческую, слова мира и любви). Однако и по отношению к лексике и особенно по отношению к грамматике речь идет не об абсолютном, а относительном закреплении за тем или иным стилем характерных для него слов и грамматических конструкций (они могут быть употреблены и в другом стиле).
В языковом отношении функциональные стили различаются и с точки зрения образности, экспрессивности, стилистической коннотации. Конечно, степень образности и эмоциональности в разных стилях неодинакова. Эти качества не характерны в принципе для научного и официально-делового стилей. Однако элементы образности, эмоциональности встречаются в некоторых жанрах дипломатии, полемических научных сочинениях, образными являются некоторые научные термины, например, в ядерной физике дефектный электрон называется дыркой, вид радиолокационного эха - ангелом.
В других функциональных стилях более частотны употребления экспрессивной, коннотативной лексики и образных средств выражения. Для художественной речи это одна из главных языковых особенностей, поскольку художественная речь образна по своей природе. Иной характер имеет образность в религиозном и публицистическом стилях. Широко употребляются в религиозном стиле различные тропы и фигуры речи: метафоры, аллегории, сравнения, инверсии, антитезы, гиперболы - как средства символизации явлений духовного мира. Они используются для того, чтобы эффективно выстроить коммуникативную стратегию в религиозной сфере при решении задачи эмоционального воздействия на сознание адресата. Однако и здесь это одно из важных слагаемых стиля. Вполне предрасположена к образности и особенно к эмоциональности разговорная речь.
Важная характеристика функциональных стилей - степень индивидуализированности речи. Любая речь в той или иной мере стандартизирована. Для вежливого общения, например, нет необходимости придумывать формулы приветствия, прощания, благодарности, извинения и пр. Речевые этикетные формулы существуют в готовом виде (здравствуй, доброе утро, прощай, до свидания, до встречи, привет, благодарю, спасибо, прошу прощения и т. д.). Своеобразные правила речевого поведения, правила построения текста имеются в каждом функциональном стиле. С одной стороны, они облегчают пользование языком, экономят речевые усилия. Но, с другой стороны, речевая стандартизация ограничивает свободу самовыражения, лишает речь индивидуальности. Итак, функциональные стили различаются по степени стандартизированности и степени индивидуализированности речи.
В наибольшей степени регламентированы и наименее индивидуальны деловая и научная речь, особенно первая. Личностное, индивидуальное проявляется здесь очень слабо. Наиболее индивидуализирован художественный стиль. Именно в нем открываются широкие возможности для самовыражения художника, и здесь крайне неуместны клише и штампы. Отличительная особенность художественной речи - индивидуальность, неповторимость. С этой точки зрения художественный стиль резко противопоставлен официально-деловому.
Второе место по степени индивидуальности языка занимает публицистический стиль. В нем также рекомендуется избегать штампов, но вполне возможно использовать речевые стандарты, особенно если они выразительны, эмоциональны, например, Небо было страшной белизною, а земля как уголь и гранит; юбки, шурша крахмалом, в ушах у меня дрожжали.
Особое место на шкале «индивидуальность- стандартизованность» занимает разговорно-бытовая речь. Научные исследования показывают высокую степень регламентированности, автоматизированности разговорной речи. Этим объясняется быстрота и легкость естественного, неформального, непринужденного общения: Как жизнь? Как дела? Как поживаете? Как дети? Приведенные выше обороты представляют обиходную разговорную речь и отвечают задачам, нормам, современным требованиям разговорного стиля.
Нормы функционального стиля тоже являются его важной характеристикой. Существуют нормы языка, они обязательны и едины для всех стилей. Ни один стиль не допускает написание и произношение «инциндент, константировать» вместо инцидент, констатировать. Однако есть и стилевые нормы, определяющие употребление в нем слов, выражений, форм, которые меняются от стиля к стилю. Как известно, в живой разговорной речи неуместно употребление канцеляризмов {Девушка, по какому вопросу вы плачете?). Не рекомендуется их употреблять и в других стилях, но вполне уместны канцеляризмы в официально-деловой речи.
Общая функция стиля реализуется в жанрах, которые приспособлены для выполнения внутренней задачи, установки данного стиля. Поэтому у каждого функционального стиля свой репертуар речевых жанров. В жанрах сохраняются общие черты функционального стиля, но каждый жанр характеризуется особой композиционно-речевой структурой и особенностями употребления языковых средств. Таким образом, происходит внутренняя дифференциация стилей, приводящая к определенному набору жанров: для художественного стиля - это роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение; для церковно-религиозного - проповедь, исповедь, молитва, притча, публичное выступление и т. д.
Таким образом, по определению Г. Я. Солганика, каждый функциональный стиль - это особая влиятельная сфера литературного языка, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией. Каждый функциональный стиль - это своеобразный язык в миниатюре: язык науки, язык искусства, язык религии, язык законов, дипломатии. А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком. Именно функциональные стили обусловливают богатство и гибкость русского языка. Разговорная речь вносит в литературный язык живость, естественность, легкость, непринужденность. Научная речь обогащает язык точностью и строгостью, афористичностью, художественная речь - образностью, эмоциональностью, разговорная речь - экспрессивностью, оценочностью.
Непрерывное непосредственное взаимодействие функциональных стилей способствует развитию русского литературного языка. Книжные стили обновляются, обогащаются благодаря включению в них элементов живой разговорной речи. В разговорную речь, в свою очередь, проникают элементы книжных стилей. Происходит постоянный процесс взаимодействия стилей, который определяет в конечном счете развитие русского литературного языка.