Стилистика и текст - И. Ю. Размашкин 2018


Тексты с практическими заданиями

Задания 1 - 5. Прочитайте прозаические миниатюры А. И. Солженицына (1918 - 2008), входящие в цикл «Крохотки» (1958 - 1963), и выполните задания с вопросами после текстов. В процессе чтения и выполнения анализа текстов отметьте также черты цикло-образования.

Задание 1. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст «крохотки», выполняя задания с вопросами после текста.

Дыхание

Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.

Я стою под яблоней отцветающей - и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя - и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми - не знаю, как лучше.

Вот, пожалуй, та воля - та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.

Пусть это - только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней - можно ещё и пожить!

Задания к тексту «Дыхание»

  1) Проанализируйте содержательно-фактуальную информацию текста. Как обозначено время и место действия? Что происходит в пространстве текстовой «реальности»?

  2) От чьего лица изображается событие в тексте? Как раскрывается образ «я»?

  3) Как соотносится СФИ с затекстной информацией о времени создания «крохотки» и о биографии писателя?

  4) Каковы стилистические характеристики речи рассказчика? Обратите внимание не только на лексическую составляющую, но и на композиционно-синтаксическую организацию (синтаксические конструкции, их распространённость, порядок слов и др.).

  5) Какими лексическими средствами раскрывается в тексте смысл заголовка?

  6) Какие ассоциации со словом «дыхание» рождаются в восприятии лирического героя и передаются через текст читателю?

  7) Постройте текстовую парадигму, исходящую из названия.

  8) Дайте стилистическую оценку эпитетам и метафорам в этом ряду.

  9) Выделите повторяемые компоненты. Какова в этом тексте роль повтора как композиционно-стилистического приёма?

10) Какие образы противопоставлены в сознании персонажа и в тексте тому, что связано с дыханием? Постройте контрастную текстовую парадигму.

11) В чём суть такого противопоставления на уровне содержательноконцептуальной информации?

12) Раскройте смысл метафорических сочетаний в заключительном абзаце.

13) Почему текст делится на абзацы именно таким образом?

14) Как в тексте осуществляется связность текста? Назовите лексические и синтаксические средства связи?

15) Какова, по вашему мнению, содержательно-подтекстовая информация этой «крохотки»?

16) Какой дополнительный смысл приобретает название этой миниатюры, если учесть, что с неё начинается весь цикл «Крохотки»?

17) С опорой на лингвистические наблюдения проследите, каким логическим путём автор приводит читателя к заключительным обобщениям.

Задание 2. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст «крохотки» А. И. Солженицына, выполняя задания с вопросами после текста.

Озеро Сегден

Об озере этом не пишут и громко не говорят. И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка. Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём - поворачивай! Эту чёрточку ставит земная власть. Эта чёрточка значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя.

А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками и пистолетами.

Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, - не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый. И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век.

Сегденское озеро - круглое, как циркулем вырезанное. Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) - до другого только эхо размытое дойдёт. Далеко. Обомкнуто озеро прибрежным лесом. Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая - и белое дно.

Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо - в озеро. И есть ли ещё что на земле - неведомо, поверх леса - не видно. А если что и есть - оно сюда не нужно, лишнее.

Вот тут бы и поселиться навсегда... Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли.

Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его. Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя - выстрел.

Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтоб никто не мешал им, - закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале и выгнали.

Озеро пустынное. Милое озеро.

Родина.

Задания к тексту «Озеро Сегден»

  1) Почему описание озера начинается с предложения, содержащего отрицание? Какие другие языковые средства этого текста имеют в своих значениях компонент «отрицание»?

  2) Какие лексические средства использует автор для создания эффекта «запретности» и «закрытости» озера?

  3) Кто или что, по содержанию текста, является источником запрета?

  4) Как соотносится содержательно-фактуальная информация с затекстной информацией о реальном историческом периоде, времени создания миниатюры?

  5) Отметьте необычные для современного читателя слова. Поясните их лексическое значение. Определите их стилистическую функцию.

  6) Какие ассоциации вызывает автор употреблением оценочных слов, эпитетов и метафорических сочетаний? Назовите их и дайте им стилистическую оценку.

  7) Укажите языковые средства, создающие в тексте повтор (различные повторы) как стилистический приём. Какой смысловой эффект возникает в результате повторов?

  8) Какие изобразительно-выразительные приёмы, лексические и синтаксические средства создают связность этого текста?

  9) В чём вы видите особенности абзацного членения «крохотки»?

10) Почему автор выносит финальные фразы в отдельные абзацы?

11) Какой дополнительный смысл рождается в тексте в результате необычного абзацного членения?

12) Приводя лингвистические аргументы, попробуйте доказать, что автор использует принцип индукции, чтобы привести читателя к концептуальной и подтекстовой информации этой миниатюры.

Задание 3. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст «крохотки» А. И. Солженицына, выполняя задания с вопросами после текста.

Прах поэта

Теперь деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою: русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй облюбовывали - красоту. Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братних ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский. Через пойму и пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за тридцать пять вёрст на такой же крути - колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова.

Оба их пощадил суеверный Батый.

Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь. Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы.

Но - нет куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощаным забором с колючей проволокой, а над всей древностью - вышки, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые... В воротах монастырских - вахта. Плакат: «За мир между народами!» - русский рабочий держит на руках африканёнка.

Мы - будто ничего не понимаем. И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам:

- Монастырь тут был, в мире второй. Первый в Риме, кажется. А в Москве - уже третий. Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они ж не разбираются, все стены изгадили, иконы побили. А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей - на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать за половинку. Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом. Под церковью склеп открылся, архиерей лежал, сам - череп, а мантия цела. Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не могли...

- А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта. Где она?

- К Полонскому нельзя. Он - в зоне. Нельзя к нему. Да чо там смотреть? - памятник ободранный? Хотя постой, - надзиратель поворачивается к жене. - Полонского-то вроде выкопали?

- Ну. В Рязань увезли, - кивает жена с крылечка, щёлкая семячки.

Надзирателю самому смешно:

- Освободился, значит.

Задания к тексту «Прах поэта»

  1) Проанализируйте текст с точки зрения повествования и содержательно-фактуальной информации. Выделите участников, происходящие события, место действия и его исторический фон.

  2) Какие образные средства и имена собственные определяют высокую стилистическую «планку» текста в его начале?

  3) Чьё имя связано с названием «крохотки»?

  4) Какую стилистическую роль играют топонимы?

  5) В какой «точке» композиции и почему наступает стилистический «перелом»?

  6) Какими лексическими и композиционными средствами автор создаёт контраст в изображении и повествовании? Что и чему противопоставляется?

  7) Как меняется стилистическая тональность текста во второй его половине?

  8) Каким образом А. И. Солженицын совмещает серьёзный взгляд на пугающую действительность и горькую иронию?

  9) Обратите внимание на смену речевых форм, «композиционно-речевых автономий» (С. Г. Ильенко), в процессе контекстно-вариативного членения этого текста.

10) Почему автор предпочёл включить диалог персонажей?

11) Какую стилистическую характеристику вы можете дать репликам?

12) Какие лексические и композиционные компоненты помогают автору передать приметы времени, создать образ эпохи?

13) Как в результате содержательно-фактуальная информация пересекается с содержательно-концептуальной и подтекстовой?

14) Как по-новому в финале «крохотки» раскрывается смысл заголовка?

Задание 4. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст «крохотки» А. И. Солженицына, выполняя задания с вопросами после текста.

Старое ведро

Ох, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек - но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый Иван хоронил своё большое тело в измызганной короткой шинельке. Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.

Хоть в этом самом бору я не воевал, а - рядом, в таком же. Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть. И вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.

Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. Может, из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. Оно накалялось шибко, от него руки грели, от него прикуривать можно было, и хлеб близ него подрумянивали. Сколько дыму через себя ведро пропустило - столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных - от людей, уже, может быть, покойных давно.

А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду - «ну! ну!» - ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. «Брось ты его, заразу! - старшина крикнул. - Там другое найдёшь!» Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул - и опустил его у входа.

И все засмеялись.

С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик - а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.

Стою над ним, нахлынуло. Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша безкорыстная -

прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому ...

Задания к тексту «Старое ведро»

  1) От какого лица ведётся повествование? Какие автобиографические основания есть у автора для того, чтобы именно так вести повествование?

  2) Какие периоды жизни рассказчика отражаются в тексте? Какие компоненты содержательно-фактуальной информации говорят читателю об этих периодах?

  3) Какие стилистические особенности речи рассказчика можно выделить?

  4) Как проявляется в стиле «разговорность»?

  5) В каких стилистических отношениях находятся лексические черты разговорного стиля с синтаксическими признаками литературного повествования?

  6) Какие типы речи представлены в тексте?

  7) В связи с чем в тексте проявляются авторские размышления?

  8) Какими средствами автор добивается в тексте «изображения» картин из прошлого? Какие люди «оживают» в тексте?

  9) Как при «изображении» воспоминаний используется смена речевых форм в контекстно-вариативном членении?

10) Какую роль играет абзацное членение текста?

11) В чём, по-вашему, смысл развёрнутой метафоры «дым» во второй половине текста и в самом финале?

12) Как автор превращает в развёрнутую метафору, «старое ведро», реальный предмет, ставший персонажем произведения, и заголовок текста?

13) Подумайте, почему прилагательное «беЗкорыстный» употреблено в таком орфографическом варианте? Что, как вам кажется, означает актуализация приставки при помощи нарушения современного правила её написания?

14) Какой неожиданный для читателя смысловой эффект достигается при помощи субстантивации двух прилагательных в абсолютном конце текста? К чему в результате относятся эти слова и что означают?

15) Попытайтесь продолжить грустные мысли рассказчика вместо финального многоточия, когда кажется, что он заговорил «голосом» самого автора. Подберите лингвистические (текстовые) аргументы для обоснования предположений.

Задание 5. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст «крохотки» А. И. Солженицына, выполняя задания с вопросами после текста.

Путешествуя вдоль Оки

Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он - в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тёсовой повседневностью - они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.

Но ты входишь в село и узнаёшь. Что не живые - убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти - бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берёт мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта - просто на замке, безмолвная. Ещё в одной и ещё в одной - клубы. «Добьёмся высоких удоев!» «Поэма о море». «Великий подвиг».

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни.

Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь ...

Задания к тексту «Путешествуя вдоль Оки»

  1) Проанализируйте содержательно-фактуальную информацию текста, отвечая на вопросы «что?», «кто?», «где?», когда?», «почему?».

  2) В какой период истории нашей страны происходит «путешествие»?

  3) Какую роль играет заголовок в «настройке» читательского восприятия? Какую логическую проекцию текста он задаёт?

  4) Каковы лингвостилистические характеристики заголовка?

  5) Как соотносится содержательно-фактуальная информация текста с его названием?

  6) Какие имена собственные упоминаются в тексте? В чём лингвистические особенности топонимов?

  7) От чьего имени ведётся повествование? Кто предполагаемый лирический герой?

  8) Какими лексическими и синтаксическими средствами формируется «ракурс видения», «точка зрения» лирического героя на то, что он видит? Как меняется «точка зрения» в процессе разворачивания текста?

  9) Какие оценочные и изобразительно-выразительные средства помогают автору сформировать у читателя прогнозируемую «нужную» реакцию на описываемые объекты и события?

10) Выявите в тексте два противопоставленных друг другу лексических ряда (две текстовые парадигмы): первый содержит слова и словосочетания с позитивным, «светлым» компонентом значения, а второй - с негативным, «разрушительным».

11) Как логически, стилистически и эмоционально противопоставлены друг другу компоненты этих парадигм? Какие неожиданные противопоставления вы открыли?

12) Подумайте, как связано противопоставление лексических парадигм с содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информациями в тексте «крохотки»? Что в итоге противопоставляется?

13) Какими лексическими и синтаксическими средствами обеспечивается связность текста?

14) Каковы особенности композиционного построения анализируемого текста? Как он делится на абзацы? В чём логика такого членения?

15) Какими композиционными приёмами подчёркивается противопоставление лексических парадигм? Какие синтаксические средства усиливают его?

16) Какие пунктуационные знаки «включаются» автором и помогают создавать смысловой контекст?

17) В чём, по-вашему, заключается эмоциональный стилистический эффект финальных фраз?

18) Кто, как вам кажется, выступает в роли истинного адресата заключительного обращения?

19) Как исторически изменился потенциальный адресат «крохотки» со времени её создания?

20) Опираясь на лингвистические аргументы, сформулируйте основные идеи автора, к которым он хотел привлечь внимание читателей.

Задание 6. Прочитайте полностью два цикла А. И. Солженицына: «Крохотки» (1958-1963) и «Крохотки» (1996-1999) (см.: Солженицын А. И. Собрание сочинений в 30 тт. - Т. 1. Рассказы и крохотки. - М.: Время, 2006. - 672 с. - С. 533 - 554 и 557 - 571) - и выполните следующие задания.

  1) Обозначьте сходства и различия в содержании циклов, относящихся к разным этапам жизни и творчества писателя и к различным эпохам нашей страны.

2) Отметьте признаки цикло-образования, присущие обоим циклам.

  3) Выявите черты «гиперцикла», объединяющего все прозаические миниатюры.

Задание 7. Выберите для самостоятельного письменного анализа две «крохотки»: одну - из первого цикла, другую - из второго. Выявите их лингвостилистические, композиционные и содержательные особенности.

Задание 8. Подготовьте ответ на вопрос: «Почему можно сказать, что циклы А. И. Солженицына «Крохотки» являются продолжением и развитием традиции классической русской литературы, заложенной в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева?». Аргументируйте свой ответ, опираясь на сравнительный анализ.

Задание 9. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст (по материалам архива публикаций газеты «Metro», https://www.readmetro. com), выполняя задания с вопросами после текста.

Увидеть, чем вдохновлялся Александр Сергеевич

Пушгоры - одно из самых популярных направлений выходного дня для петербуржцев. Богатая история и красивые пейзажи привлекают горожан, уставших от суеты мегаполиса. На автобусе добраться до Пушкинских Гор можно всего за 7,5 часа - цены стартуют от 600 руб. за билет в одну сторону. Несложно найти и бюджетное жильё - так, сутки расслабления на базе отдыха будут стоить от 1,8 тыс. Однако большинство приезжает сюда за насыщенной экскурсионной программой.

По местам классика

Михайловское, родовое гнездо Александра Пушкина, находится в получасе езды от Пушгор. Именно здесь поэт провёл два года в ссылке и создал более ста произведений. Например, известные всем со средней школы трагедию «Борис Годунов» и главы «Евгения Онегина», стихотворения «Пророк», «Я помню чудное мгновенье» и «Деревня». Каждый может заглянуть в Дом-музей Пушкина: пройтись по передней и побывать в кабинете самого Александра Сергеевича, где многое воссоздано по воспоминаниям современников, а также есть и мемориальные вещи. Неподалёку - Домик няни, Михайловский парк и Чёрный пруд.

У друзей и дедушки поэта

Рядом с Михайловским находятся владения друзей Пушкина, семьи Осиповых и Вульфов - усадьба Тригорское. Это место, по признанию поэта, стало вторым домом в годы его михайловской ссылки. Туристам особенно интересен Тригорский парк, где многое отсылает к произведениям поэта: скамья Онегина, аллея Татьяны, тот самый дуб из Лукоморья.

Петровское некогда принадлежало двоюродному дедушке Пушкина - Петру Абрамовичу Ганнибалу. В это время был построен новый господский дом, возведены многочисленные хозяйственные постройки и разбит парк. Многое из этого сохранилось до наших дней.

Фотосессия у реки

Недалеко от Пушкинских Гор, в Бугрово, находится единственный в Псковской области Музей деревянного зодчества под открытым небом. А на другом берегу реки Луговки восстановлена действующая водяная мельница - отличный пейзаж для романтических фотосессий.

Задания к тексту «Увидеть, чем вдохновлялся Александр Сергеевич»

  1) Проанализируйте структуру заголовка текста. Обратите внимание на грамматические характеристики и лексические составляющие названия.

  2) Почему оказывается достаточным употребление только имени и отчества для верного понимания того, кто имеется в виду? Какие ассоциации с российской культурой вызывает имя-отчество «Александр Сергеевич» у говорящих на русском языке?

  3) Насколько оправдано членение текста публикации именно таким образом, как представлено? (На газетной полосе расположена также фотография с изображением Дома-музея Пушкина.) Проследите логическую составляющую текстовой категории последовательности.

  4) Сделайте анализ содержательно-фактуальной информации текста. Распределите её компоненты по группам: топонимы, отсылки ко времени, персональные имена, названия произведений, цифровая информация.

  5) Каким образом представлена в тексте цифровая информация, описывающая различные компоненты действительности? Объясните, почему только в начале текста, в первом абзаце, цифровая информация графически оформляется именно цифрами, а в других частях текста вводится в буквенном варианте (словами)?

  6) Оцените СФИ этого текста с точки зрения её достаточности / недостаточности для предполагаемого адресата.

  7) Выделите лингвостилистические средства, в той или иной мере содержащие оценку того, что представлено в тексте.

  8) Охарактеризуйте такие языковые средства, которые дают основание отнести текст к определённому функциональному стилю.

  9) К какому жанру (формату) публикаций в сми относится анализируемый текст? Отметьте признаки этого жанра.

10) Какова, по вашему мнению, цель предложенной публикации? Достигнута ли она? Аргументируйте свой ответ, опираясь на свои наблюдения.

11) Создайте свой текст подобного формата о любом из регионов Российской Федерации. Оформите его как для публикации.

Задание 10. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст (по материалам архива публикаций газеты «Петербургский дневник», https://www.spbdnevnik.ru), выполняя задания с вопросами после текста.

Доброе утро, русский язык!

Царскосельский фестиваль русского языка, который проводится в рамках программы правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», можно считать не просто состоявшимся, но и весьма успешным. Даже его инициаторы, а это школа №530 из Пушкина, не ожидали, что к конкурсу их сверстники проявят такой интерес.

Царскосельский фестиваль русского языка - это комплексный проект, который включает в себя два направления: интерактивный игровой фестиваль-конкурс русской речи для старшеклассников и дискуссионную площадку для экспертов и специалистов в области филологии, общественных деятелей, представителей творческой и научной интеллигенции, - рассказывает директор этого фестиваля Наталия Чадина. По мнению организаторов, он полностью отвечает задачам, которые ставит перед собой созданный при губернаторе Петербурга Совет по культуре речи во главе с вице-губернатором Аллой Маниловой и президентом Санкт- Петербургского государственного университета Людмилой Вербицкой. А глава муниципального образования Пушкина Иван Степанов особо отмечает тот факт, что в команды школьников обязательно входят дети разных национальностей. «Ведь обособленность по национальному признаку (а сейчас в петербургских школах учатся дети 130 национальностей) может привести к конфронтации», - говорит он.

Главной особенностью Царскосельского фестиваля можно назвать конкурс социально-культурных инициатив, в рамках которого старшеклассники разработали собственные проекты. Например, ребята из 477-й школы предложили организовать клуб знатоков и любителей русской речи, а команда школы №530 - издать «Красную книгу слов и выражений русского языка».

Решающим стал конкурс, в котором ребятам пришлось соревноваться в лексической викторине и демонстрировать свои коммуникативные способности в конкурсе речевых ситуаций. В частности, участникам команд задавали темы бесед, распределяли роли, в соответствии с которыми ребята и должны были выстроить свой диалог. Их искромётность и находчивость не оставили зрителей равнодушными.

А победителями фестиваля была признана команда школы №552. Ребята предложили проект под названием «Доброе утро, русский язык!». Суть его в том, чтобы проводить в эфире школьного радио утренние программы, посвящённые русскому языку. По мнению ребят, эта передача будет интересна и полезна не только детям, но и их родителям, которые провожают своих детей в школу. К тому же добрые слова, сказанные утром на правильном русском языке, помогут создать тёплую атмосферу на весь день.

Задания к тексту «Доброе утро, русский язык!»

  1) Прокомментируйте название фестиваля русского языка. Как вы думаете, почему фестиваль русского языка называется «Царскосельский», а не «Пушкинский», хотя проводится он в городе Пушкине (муниципальном образовании Санкт-Петербурга)?

  2) Как изменился бы смысл названия фестиваля, если бы он всё-таки назывался «Пушкинский»?

  3) Прокомментируйте заголовок текста. Почему для заголовка выбран именно этот слоган: «Доброе утро, русский язык!»?

  4) Как заголовок соотносится с содержанием текста и с программой Царскосельского фестиваля?

  5) Проанализируйте композиционную логику текста. Как она соотносится с содержательно-фактуальной информацией?

  6) Определите, к какому функциональному стилю и его варианту принадлежит текст. Выявите лексические и синтаксические признаки этого стиля.

  7) Объясните, как вы понимаете название проекта «Красная книга слов и выражений русского языка».

  8) При помощи различных словарей русского языка и / или ресурсов Интернета приведите примеры слов и выражений русского литературного языка, которые можно было бы включить в «Красную книгу...».

  9) Подготовьте рассказ о том, в каких филологических фестивалях, конкурсах или тренингах вы принимали участие, когда учились в школе или после школы. Расскажите об этих программах и о тех заданиях, которые вы выполняли. Предложите свои варианты заданий для филологических конкурсов.

Задание 11. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст (по материалам архива публикаций газеты «Metro», https://www.readmetro. com), выполняя задания с вопросами после текста.

Как сделать вашу речь на работе убедительной

Истинное красноречие - редкий, но очень полезный дар. К счастью, навыкам яркого и убедительного общения можно обучиться и на различных тренингах, и самостоятельно. Вот лишь несколько рекомендаций, которые могут стать первыми шагами на этом пути.

Прежде всего надо избавиться от иллюзии, что за пару часов или дней вы сможете полностью подготовиться к важной встрече или публичному выступлению. Безусловно, репетировать необходимо! Но наша речь - сложный механизм, и речевое поведение человека свидетельствует обо всём его «культурном багаже» в целом - эрудиции, интеллектуальных и эмоциональных особенностях.

К серьёзным ошибкам относятся неправильное произнесение числительных, названий населённых пунктов, цитат, неправильная постановка ударения. Будьте осторожнее: это настоящие «минные поля» на пути начинающего оратора.

На что действительно можно рассчитывать, так это на уверенное владение собственным голосом. Оно включает:

- глубокое дыхание;

- «правильный» темп речи: предпочтителен слегка замедленный, спокойный и размеренный;

- изменения интонации голоса соответственно содержанию произносимого, монотонность действует угнетающе;

- включение в свою речь пауз - одновременно как выразительного средства и возможности дать другим обдумать сказанное вами.

В разговоре тет-а-тет эффективно хотя бы демонстрировать заинтересованность (если уж никак не получается испытывать её на самом деле). Не молчите, когда говорит ваш собеседник, - поддакивайте, кивайте, задавайте вопросы.

Если же вам предстоит публичное выступление, главное - уверенность в себе. Лёгкое волнение вполне естественно, но вас не должно «трясти» - прибегните к испытанным способам, которые помогают немного успокоиться. Может помочь осознание того, что вы в принципе подготовлены.

Задания к тексту «Как сделать вашу речь на работе убедительной»

  1) Определите функциональный стиль, его подстиль и жанр публикации. Какие лингвостилистические и композиционные признаки соответствующего формата выявляются в тексте?

  2) Кто, по вашему мнению, является целевой аудиторией этой публикации? Какие косвенные признаки адресации вы видите в тексте?

  3) Проанализируйте содержательно-фактуальную информацию текста, оцените её достаточность / недостаточность с точки зрения потенциального адресата.

  4) Отражены ли в тексте другие виды содержательной информации, кроме СФИ? Как они представлены? Какие «указатели» в тексте ведут читателя к пониманию не только «фактуального» содержания?

  5) Проанализируйте, как «работают» в тексте категории связности, целостности, членимости, завершённости.

  6) Какие коррективы, на ваш взгляд, можно было бы внести в текст, если бы вы были его автором? Обоснуйте свои предложения.

  7) Выделите три группы возможных проблем, связанных с профессиональной речью: грамматических, произносительных, психологических. Дополните списки этих групп гипотетическими трудностями, которые необходимо преодолевать на пути совершенствования публичной речи.

  8) Какие рекомендации, предложенные в этой публикации, помогут сделать вашу речь убедительной и являются, на ваш взгляд, наиболее эффективными? Дополните список полезных советов. Приведите также примеры бесполезных советов.

  9) Используя ресурсы Интернета или другие информационные источники, подготовьте небольшое сообщение на тему: «Какие существуют дополнительные рекомендации и тренинги для совершенствования навыков профессиональной (публичной) речи?»

  10) Расскажите о собственном опыте профессионального общения или публичных выступлений. Приведите примеры положительного и отрицательного опыта. Проанализируйте допущенные вами ошибки, приведшие к неудачному результату профессионального общения или публичного выступления. Закрепите в своей памяти позитивный опыт профессиональной коммуникации.

Задание 12. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст (по материалам архива публикаций газеты «Metro», https://www.readmetro. com), выполняя задания с вопросами после текста.

Иностранный язык учи с перспективой

Аналитики определили потенциал языков разных стран. Английский был и остаётся самым распространённым и универсальным языком мира. Одна из причин этого - его простота и минимальное количество глагольных форм. При особом желании все мысли можно высказать в простой грамматической форме с минимумом лексических знаний. Прагматичные люди в наш суматошный век отдают предпочтение в первую очередь изучению английского языка - и время экономит, и результат даёт!

Но китайский язык уже наступает на пятки! И это не сиюминутная необходимость или дань моде, а планомерное поступательное развитие языка, которое накатывает как снежный ком. Причина в том, что ожидается существенный прирост населения Европы именно с китайской и латиноамериканской сторон при поддержке самого Китая, который уже сейчас является мировым лидером по объёму промышленного производства. Китайский язык планирует выйти на первое место среди наиболее перспективных языков.

Кроме того, по мнению экспертов, в ближайшее время нас ожидает бум на изучение испанского языка. Он будет обусловлен демографическим кризисом в Европе. Чем глубже этот кризис, тем востребованнее специалисты, знающие испанский язык. К тому же у нас традиционно тёплые отношения со странами Латинской Америки.

Русский язык пользуется в Европе большой популярностью и занимает в Старом Свете четвёртое место, в одном ряду с испанским языком. Впереди только английский, французский и немецкий.

Задания к тексту «Иностранный язык учи с перспективой»

  1. Выявите стилистические признаки текста публикации, определяющие её жанр.

  2. Отметьте роль заголовка в достижении цели публичной коммуникации. Оцените его структуру.

  3. Выделите из текста фразеологизмы и устойчивые сочетания, дайте им стилистическую оценку.

  4. Определите языковые средства, которые обеспечивают связность и последовательность текста.

  5. Проанализируйте содержательно-фактуальную информацию. Какие иностранные языки лидируют в мире и по каким причинам? Какой критерий положен в основу предложенного рейтинга?

  6. Согласны ли вы с мнением аналитиков и экспертов в определении потенциала «мировых» языков? Обоснуйте свою точку зрения.

  7. Какие коррективы и / или дополнения, на ваш взгляд, можно было бы внести в текст, если бы вы были его автором? Обоснуйте свои предложения.

  8. Используя ресурсы Интернета или другие информационные источники, подготовьте небольшое статистическое сообщение на тему: «Сколько человек и в каких странах используют лидирующие языки как родные и как государственные?»

Задание 13. Прочитайте и проанализируйте нижеследующий текст (по материалам архива публикаций газеты «Metro», https://www.readmetro. com), выполняя задания с вопросами после текста.

Как обновить ваше резюме

Резюме - это ваше оружие. Обновление резюме позволяет вести «прицельный огонь» по работодателям, активизирует вашу память и словарный запас и учит вас навыкам самопрезентации. Попросить подредактировать ваше резюме можно коллегу поопытнее вас.

Если вы оставляете резюме на сайте и хотите, чтобы его прочли определённые работодатели, то вам нужно под них «заточить» резюме. Как это сделать? Например, вы хотите работать в крупной строительной компании - экономистом. Вы нашли объявление такой компании на сайте и отправили туда своё резюме. Однако вам никто не перезвонил. А больше подобные компании как будто экономистов не ищут. Значит, вам нужно оставить резюме на сайте.

Для этого внимательно перечитайте объявление и попытайтесь понять, чего может хотеть ваш потенциальный работодатель. Может случиться, что вы прочтёте в газете объявление, которое привлечёт ваше внимание. И может случиться, что, отправив резюме, вы не получите никакого отклика. В этом случае вы можете попытаться «заточить» его (изменить) под нужды данного конкретного случая. При этом надо писать только правду. Но, учитывая запросы работодателя, выбирать именно те факты, которые, судя по объявлению, могут быть ему приятны. Например,

- Работодатель пишет: «Необходим опыт работы с программой Excel». Вы этой программой не владеете, но являетесь уверенным пользователем компьютера, поэтому вы вполне имеете право обнадёжить работодателя: «Являюсь уверенным пользователем ПК. Готов(а) к освоению новых компьютерных программ в кратчайшие сроки».

- Работодатель пишет: «Необходим опыт работы от 2 лет по указанной специальности». Не обязательно в этом случае опускать руки, если ваш опыт значительно скромнее. Напишите, например, «Опыт работы 6 месяцев, но высокая обучаемость и адаптивность». Вполне возможно, что работодатель оценит вас и пригласит хотя бы на собеседование.

- Работодатель пишет: «До 30 лет». Вам же уже под 40. Снижать свой истинный возраст не стоит. Но можно написать в резюме: «Привлекательный внешний вид, уверенность в себе». И разместить рядом свою хорошую фотографию. В этом случае работодатель оценит вас по достоинству.

Как выделиться из толпы соискателей? ВИДЕОрезюме - отличный способ дополнить своё печатное резюме. 93% информации мы получаем от невербальной составляющей: как выглядит собеседник и как он говорит. И только 7% - от вербальной: смысла сказанных слов. Видеорезюме даёт 100% влияния на работодателя и позволяет увидеть соискателя более полно, повышая эффективность в 13 раз.

Видеорезюме особенно пригодится тому, кто хочет работать в таких сферах, как реклама, PR, маркетинг, продажи, где важно умение общаться. Идеальное видеорезюме длится от 30 секунд до полутора минут. Представитель компании сразу может оценить способность соискателя держать себя, его креативность и грамотность. Если вы классный специалист, видеорезюме - лучший способ подать себя работодателю.

Задания к тексту «Как обновить ваше резюме»

  1) Выявите лексические и синтаксические признаки функционального стиля и подстиля, к которому относится текст, а также композиционные индикаторы жанра публикации.

  2) Проанализируйте логическую структуру и содержательно- фактуальную информацию текста.

  3) Найдите в СФИ текста противоречия с условиями современного трудового законодательства в отношении требований к потенциальному претенденту на рабочее место.

  4) Каким образом систематические усилия по обновлению текста резюме способны помочь вам активизировать память, словарный запас и научить вас навыкам самопрезентации? Как этому поможет работа над видеороликом?

  5) В чём заключается основной принцип обновления резюме? Какие изменения рекомендуется вносить в текст резюме, если это необходимо?

  6) Как и почему, на ваш взгляд, видеоприложение поможет «выделиться из толпы»?

  7) Используя ресурсы Интернета или другие информационные источники, подготовьте небольшое сообщение на тему: «Содержание резюме и принципы его составления в современном формате».

  8) Какие коррективы и / или дополнения, на ваш взгляд, можно было бы внести в анализируемый текст, если бы вы были его автором? Обоснуйте свои предложения.

  9) Попробуйте составить резюме для себя лично или для своих знакомых с учётом рекомендаций, изложенных в прочитанном тексте и в дополнительных источниках.

10) Расскажите о своём прежнем опыте составления резюме и рассылки его потенциальным работодателям. Поделитесь своим не только положительным, но и отрицательным опытом. Сделайте акцент на позитивных результатах.

Задание 14. Произведите комплексный (содержательный, композиционный и лингвостилистический) анализ фрагментов текста интервью, данного писателем Д. А. Граниным (1919 - 2017) в феврале 2014 г. (полностью см.: http://www.noYayagazeta.ru/society/62229.html).

Даниил ГРАНИН: «Остервенение и русский Бог»

Автор романов «Зубр» и «Мой лейтенант» - о блокаде и переписывании истории, о долголетии и любви, о совести и интеллекте.

Гранин принял в своем кабинете Дмитрия Муратова, петербургского собкора «Новой» Нину Петлянову и меня (Дмитрия Быкова. - И. Р.). Писателя сейчас, особенно после годовщины снятия Блокады и поездки в Бундестаг, буквально рвут на части, но он нашел время для разговора - не только потому, что читает «Новую» и пишет в нее, а потому, что хочет вслух сформулировать некоторые вещи. И проще, видимо, сформулировать их в разговоре с теми, кто заведомо не будет придыхать и поддакивать.

  — Даниил Александрович, вы никогда не задавались вопросом - для чего вам подарено такое долголетие, какая тайная миссия на вас возложена?

  — Никогда. И больше того - думаю, оно мне только потому и подарено, что я этим вопросом не задаюсь. Всю свою жизнь после войны - такая уж это была война - я расцениваю как приз в лотерее, невероятную удачу, доставшуюся почти без шанса. Разумеется, с известного возраста начинаешь собственную жизнь рассматривать как отдельный сюжет, ищешь в нем смысл - и, как правило, находишь. И в своей я его нахожу, но вам не скажу.

Капитуляция никого бы не спасла

  — Вы читали книгу Николая Никулина «Воспоминания о войне» (книга историка искусств Николая Никулина, 30 лет пролежавшая «в столе». - Ред.)?

  — Конечно. Это книга выдающаяся, откровенная и страшная, и я не принимаю частых претензий к ней - о том, что в ней есть только трагедия войны и нет подвига. А то, что Никулин в этих условиях воевал, выжил, запомнил, написал, - не подвиг? Вообще вопрос о том, что спасло Россию во время войны, сформулировал еще Пушкин, предложив на выбор, как в тесте, четыре варианта: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог. Есть первые четыре строчки от строфы, остальные десять утрачены, и что выбрал он сам - мы не знаем. Но думаю, что все эти факторы сработали вместе: лично у меня ощущение чуда было в декабре сорок первого, когда оказалось, что немцев гнать можно. Когда они отступили от Москвы. Остервенение - да, безусловно; его ведь не было вначале. Рискну сказать, что до сентября сорок первого мы были разоружены - не в смысле техники, с которой все обстояло из рук вон плохо, а в смысле недостатка этой самой ненависти. О фашизме не было адекватного представления - не только потому, что после договора о ненападении критика гитлеризма вообще исчезла из газет, а потому, что сам фашизм ведь явление до некоторой степени иррациональное, за гранью человеческих представлений. Советский Союз мог быть сколь угодно жесток, но до таких степеней расчеловечивания не доходил, и главное - не говорил о них с такой запредельной откровенностью. Лично моя ненависть началась с первого пленного немца, фашистского летчика. Нас больше всего тогда поразило, что он о нас, славянах, говорил сострадательно. «Ну, что вы можете сделать? Против кого лезете? У вас сортиры на улицах» - и прочая, прочая, о русском дискомфорте, об отсутствующем быте, о непролазном невежестве... Это именно был монолог человека о животных, брезгливый - и эта брезгливость решила дело.

  — Как вы с ним поступили?

  — Отправили в штаб, у нас бессудные расправы не практиковались. Но остервенение - началось, да; и конечно, я не стану отрицать чудо. Русский Бог являет себя в истории часто и разнообразно. У него своеобразная этика, но своих он не бросает. Я даже неожиданную вещь сейчас скажу - хоть меня и считают атеистом, но истинная-то вера, думаю, живет как раз в уме атеиста. Верующий, как правило, просит - я не скажу, что его вера корыстна, но она во многом зависит от внешних обстоятельств. Атеист обращается к Богу только в крайние, предельные минуты, когда ничто больше не спасает; в последнем отчаянии.

На фронте, как вы знаете, атеистов не было.

И эта вера мне симпатичнее, по-человечески понятнее, чем публичные покаяния или публичные мольбы.

И Гитлер - я не знаю, в какой степени он был искренним оккультистом, а в какой просто верил в собственную удачу, - он к Ленинграду относился не вполне рационально. Думаю - и знакомство с множеством дневников, аналитических работ и мемуаров меня в этой мысли укрепило, - что у него не было окончательного плана относительно Ленинграда. Первоначальное намерение было, конечно, сравнять город с землей, поскольку именно отсюда все началось - и петровская цивилизация, и ленинская революция, а к Ленину у него была ненависть физиологическая. Потом он понял, что город слишком велик, что истребить его до конца не получится физически. Есть версия, что он не отдавал приказ захватить город, фактически открытый, потому что на улицах не смогли бы маневрировать танки. А потом, вероятно, понадеялся на голод и деморализацию населения, оставшегося в лютейшие морозы без еды, тепла, канализации, транспорта... Он и жаждал его захватить, и не решался на это до конца. Я склонен думать, что судьба войны решилась в первую зиму - когда не пустили немцев к Москве и когда выстоял Ленинград. Потому что потеря Москвы и Ленинграда - даже притом что оставался еще огромный Урал и вся Сибирь - была бы смертельна; даже после победы это была бы уже не та страна.

  — Когда появился сам термин «блокада»?

  — Только после ее снятия. До 1944 года говорили - «окружение». У Инбер в «Пулковском меридиане» единственный раз упоминаются «блокадные зимы» - в главе, написанной уже после прорыва. У Берггольц в «Ленинградском дневнике» - насколько я помню, нигде. Город-крепость, осада - да. И это, конечно, более мобилизующее обозначение.

  — Вы сказали, что город до октября был фактически открыт для немецкого наступления?

  — Да, я это повторяю с 17 сентября 1941 года. Мы уходили из Пушкина, там в парке были немцы. Я дошел до трамвайного кольца на окраине Ленинграда и сел в трамвай. Поехал домой. Потом пришел в штаб народного ополчения - он был в Мариинском дворце - и сказал там: город открыт, надо меры принимать. Мне сказали, что за панические разговоры мне положен трибунал. Я больше боялся сдачи города, чем трибунала, и сказал, что готов туда идти. Мне указали комнату наверху, там никого не было, я сел около нее ждать, заснул...

  — Гротеск какой-то жуткий.

  — Тогда много было таких гротесков. Только потом я узнал, что именно в это время был от Гитлера окончательный приказ - в город не входить. Из дневников Франца Гальдера, начальника Генштаба сухопутных войск, известно, что колебания и споры продолжались до двадцатых чисел сентября. В конце концов Гитлер избрал именно блокадный вариант: осадить, уморить голодом. А пока они медлили, Жуков начал организовывать оборону. У них еще, кстати, был первоначальный вариант взять Ленинград руками финнов, но финны не пошли дальше прежней границы. Отказались от штурма. А своих немцы берегли. Они два года ждали капитуляции Ленинграда. После чего предполагалось всех евреев и коммунистов в городе уничтожить, женщин вывезти на Восток, мужчин переписать и сформировать трудармию.

  — То есть капитуляция не только никого не спасла бы, но...

— Да, по ее результатам все оказалось бы еще страшней - плюс, конечно, бесчестье. Вот почему я не принимаю саму формулировку этого пресловутого вопроса - но нельзя не признать, что в городе такие разговоры ходили. Именно в силу неосведомленности. Как же, немцы, культурная нация... [...]

Жизнь стала фрагментарна, как программа новостей

  [...]

  — У вас в последнее время появилась новая манера - фрагментированная, дискретная проза: может, это и есть нарратив будущего?

  — Она именно дискретная, да, поскольку дискретна жизнь. Она стала сегодня фрагментарна, как программа новостей: пять минут про Олимпиаду, три про Италию, две про Америку... Первым это стал делать Розанов, поняв, что человек распадается; потом Катаев, и это были лучшие его сочинения. И я сейчас пытаюсь - именно потому, что цельная концепция человека сейчас почти невозможна. Или, по крайней мере, нужна гораздо большая дистанция, чтобы этого человека увидеть. Но здесь есть страшный соблазн, падение в человека как в бездну, отказ от структуры, если угодно. Я за то, чтобы при всей фрагментарности видеть целое, иметь его в виду. Потому что человек - это всегда четкий узор биографии, предназначение, отрицать его странно.

  — Вы сильно изменились с возрастом?

  — Значительно, да. Я стал слабее... и лучше. Это трудно понять, но попробую сформулировать. Слабее в том смысле, что я меньше могу сопротивляться жизни. В молодости я был злее, упрямее, старался сопротивляться тому, что жизнь из меня делает... Сейчас не сопротивляюсь. И, разумеется, меньше боюсь. И лучше понимаю, что главной ценностью в жизни была и остается любовь, прежде всего любовь семьи... Я покойную жену довольно много огорчал, и жили мы сложно. А вспоминается наша жизнь как самое большое счастье. Пока тебя любят - все переносимо, мудрей этой мудрости никто никогда не выдумает.

Задание 15. Произведите комплексный (содержательный, композиционный и лингвостилистический) анализ основного текста интервью, данного профессором-археологом В. П. Любиным (1918 - 2018) в январе 2018 г. к своему 100-летию (полностью см.: https://www.ria.ru/society/ 20180113/1512522026.html).

Археолог Любин: мне сто лет, а копать еще нужно очень долго

(Фото из личного архива В. Любина)

13 января российская и международная научная общественность отмечает 100-летие старейшего российского археолога, профессора Василия Любина. Ученый пребывает в добром здравии и до сих пор работает в Институте истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН, Санкт-Петербург). Корреспондент РИА Новости расспросил юбиляра о пещерах, мамонтах и человеческом долголетии.

  - Василий Прокофьевич, это правда, что Вы являетесь старейшим археологом не только в России, но и во всем мире?

  - Сомневаюсь. Например, во Франции есть очень пожилые археологи. Кстати, один из них даже обещает приехать на мой юбилей. Мы с ним общаемся с 70-х годов, когда состоялся первый советско-французский полевой семинар: два сезона мы работали во Франции, а следующие два - в СССР.

  Ох, как нам было интересно! Во Франции археология высокоразвита, да и французским коллегам было полезно посмотреть наши первоклассные материалы, найденные в пещерах Южной Осетии.

  - Какую работу Вы считаете главным профессиональным успехом своей жизни?

- Открытие стоянки древнего человека в пещере Кударо в горах Южной Осетии на высоте 1600 метров над уровнем моря. Этой пещере около 500 тысяч лет. Я открыл Кударо в 1955 году, а затем много лет подряд ее раскапывал и исследовал.

  Здесь мы нашли большое количество костей пещерного медведя, носорога, зубра, красного волка, льва. Кроме того, мы обнаружили каменные орудия древнего человека, характерные для эпохи палеолита. Да, древний человек собирал подходящие камни, расщеплял их и изготавливал орудия определенной формы.

Все найденные материалы уникальны, поскольку подобных стоянок на Земле очень мало.

  - Как технически проходили пещерные раскопки?

  - Сидели целыми днями. За год раскапывали небольшой участок. Работали ножами и кисточками. Все тщательно вырисовывали и фотографировали. Знаете, в нашем деле всегда нужна максимальная достоверность.

Это кропотливая, я бы даже сказал, ювелирная работа. В пещере, как правило, многометровые отложения. Бывает, что отложения доходят до 7 - 8 метров. Мы все фиксируем по разным слоям, все шифруем. Полученные материалы после обработки сдаем в Эрмитаж.

  - Вы заведовали Сектором палеолита в ИИМК, изучали эволюцию первобытных людей от животного к первобытнообщинному строю. Что Вы можете сказать про современного homo sapiens? На Ваш взгляд, мы эволюционируем или, простите, деградируем?

  - Безусловно, эволюционируем. Застойных явлений нет. Человек, который жил 2 миллиона 500 тысяч лет назад, современный человек и человек будущего... нам только кажется, что все застыло, и мы достигли оптимальной стадии развития.

На самом деле, это только промежуток. Человек будет развиваться и дальше, как все живое в природе. Движение вперед будет наблюдаться в человеческом сознании и на мыслительном уровне. Все это будет сказываться и на образе человека.

  - Вы являетесь одним из ведущих мировых специалистов по изображениям мамонта в палеолите. К каким основным выводам Вы пришли, занимаясь этой тематикой?

  - Да, я изучал уникальные изображения мамонтов в Каповой пещере на Южном Урале. Изображения были покрыты кальцитовой пленкой. Мы очень тщательно и методично срезали эту пленку до тех пор, пока фигура мамонта полностью не обнажилась. Мы рассматривали каждого мамонта в отдельности, затем в имеющихся групповых ракурсах, сопоставляли смонтированные остеологические останки с их художественными портретами.

Изображения представляют огромную научную ценность. Во- первых, они иллюстрируют подлинный внешний вид мамонта. Во-вторых, они дают информацию об охоте на него. В-третьих, мы пришли к выводу, что древний человек обладал безупречной визуальной памятью.

Он воспроизводил мельчайшие детали строения мамонта, максимально реалистично передавая не только анатомию животного в динамике, но и поведенческий характер.

Чрезвычайно важно, чтобы эти изображения сохранились.

  - Какие научные вызовы сейчас стоят перед археологами? Они смогут в ближайшее время еще что-то открыть или уже все открыто?

  - Открыто немало памятников палеолита, но еще многое предстоит найти. Например, в южных районах Евразии, в частности на Кавказе есть целый ряд погребенных пещер, которые в свое время обрушились. Возможно, в скором времени эти пещеры будут открыты.

  Многие ценные научные материалы погребены под толщей различных отложений. Я производил раскопки не только на Кавказе, но и в Армении, где была найдена стоянка человека, жившего около двух миллионов лет назад. Это одно из древнейших мест в мире.

  Там на глубине 10-12 метров были погребены тысячи каменных орудий. Материалы находились под многослойной толщей вулканических пеплов и очень хорошо сохранились. Раскопки далеко не завершены.

  - То есть Вы не все раскопали, что хотели, и у Вас остались нереализованные мечты, связанные с археологией?

  - Разумеется! Мне сто лет, а копать нужно еще очень долго и много. Культурные останки находятся на довольно больших глубинах, а мы копаем медленно. Работа идет в год по полметра вглубь.

  - Василий Прокофьевич, скажите, какая у Вас пенсия?

  - Хорошая пенсия. Больше 40 тысяч. Это военная пенсия. Я всю войну на фронте был (сражался в составе Западного, Брянского, Первого и Второго Прибалтийских фронтов, имеет два ордена Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2 степени - прим.).

  - Но Вы до сих пор продолжаете работать в Институте истории материальной культуры РАН. Вы в здравом уме и твердой памяти. Наконец, у Вас 58-летняя супруга, археолог Елена Беляева, с которой Вы по сей день пишите в соавторстве книги по археологии. Назревает главный вопрос: как Вам удается в 100 лет сохранять такую бодрость духа? Ваш рецепт долголетия.

  - Надо вести здоровый образ жизни. Я не пью и не курю. Не употребляю пищу, которая насыщена всякими канцерогенами. Не ем жареное мясо. Избегаю пищевых "вредностей". Питание у меня очень простое, но всегда много овощей и фруктов.

Постоянно гуляю, считаю прогулки чрезвычайно полезными. Ходил я всегда много, в любую погоду, и зимой, и летом, часто на большие расстояния.

Думаю, что археология закалила и укрепила мое здоровье, ведь я очень много времени проводил в горах на свежем воздухе.

  - А память тренируете?

  - Нет, специальных упражнений не делаю, хотя и надо бы. Память ослабевает, лето мне много.

  - Разве сто лет для Вас много? Обычно Вы апеллируете сотнями тысяч и даже миллионами лет.

  - У меня все идет само собой. Все естественно.