Стилистика и текст - И. Ю. Размашкин 2018
Вопросы и задания
1. Дайте развёрнутые устные ответы на вопросы. Выберите один из них для письменного ответа:
1) Какие учебные дисциплины предшествовавшего образования последовательно готовят студентов к изучению «Стилистики»? Аргументируя свой ответ, уточните, какие именно тематические блоки этих дисциплин ближе к проблематике «Стилистики».
2) В чём, как вам кажется, состоят возможности дальнейшего применения в профессии полученных знаний и в чём видится бесконечная перспектива личностного роста после освоения базовой информации по стилистике? Приведите примеры различных ситуаций.
3) Что, по-вашему, означают образные выражения «безграничный текстовый континуум» и «текстовый космос»? Поразмышляйте над тем, почему современный человек живёт в «текстовом космическом пространстве» и как может выжить в нём?
2. С какими другими науками или их направлениями и в чём именно проявляются междисциплинарные связи современной «Стилистики» с точки зрения предмета исследования?
3. Почему, по вашему мнению, ведущий раздел «Стилистики» получил определение как «функциональная стилистика»? Как вы можете прокомментировать понятие «функция» по отношению к языку вообще и к различным языковым средствам в частности?
4. Попытайтесь самостоятельно объяснить логику и практическую обусловленность предложенного выше разделения научного функционального стиля на подстили. Приведите в качестве примеров небольшие фрагменты из текстов, относящихся, с вашей точки зрения, к различным научным подстилям. Обоснуйте свой выбор.
5. Взяв за образец предложенное выше разделение на подстили научного стиля, попытайтесь самостоятельно обозначить варианты других функциональных стилей: официально-делового, публицистического и разговорного. Приведите в качестве примеров небольшие фрагменты из текстов, относящихся, с вашей точки зрения, к различным подстилям названных стилей. Обоснуйте свой выбор.
6. Приведите примеры различных традиционно сложившихся в «речевой общественной практике» форматов (жанров) устного и письменного общения, которые соотносятся с разными функциональными стилями.
7. К какому функциональному стилю, с вашей точки зрения, можно отнести рекламные тексты различных форматов? Обоснуйте своё мнение, приводя примеры.
8. Обратитесь к соответствующим лингвистическим словарям русского языка, описывающим лексическую систему, и приведите примеры многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологизмов с различной стилистической окраской. Продемонстрируйте их употребление в разных контекстах, приводя в пример короткие текстовые фрагменты.
9. Какие ещё языковые средства, кроме лексических резервов языка, могут быть рассмотрены с точки зрения «стилистики ресурсов»? Приведите примеры, относящиеся к стилистическим ресурсам словообразования, морфологии и синтаксиса.
10. В чём заключается практический эффект от изучения «практической стилистики» как модуля общей стилистики? Чем оправдано обособление этого модуля в качестве «прикладного»?
11. Как соотносятся проблемы, входящие в сферу практической стилистики, и задачи литературного редактирования, в частности стилистической правки текста?
12. Как вы понимаете термин «литературный язык»? Что мы должны иметь в виду, когда употребляем это словосочетание? Что в «общенародном, общенациональном языке» противопоставлено понятию «литературный язык» и остаётся за его рамками?
13. Как соотносятся между собой понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»? Почему необходимо говорить об особом статусе художественного стиля как одного из функциональных стилей?
14. Почему, на ваш взгляд, модуль «идиостилистика» приобретает всё большее и большее значение в контексте современных стилистических исследований? Приведите в пример фрагменты текстов различных авторов, наиболее ярко, с вашей точки зрения, иллюстрирующие их идиостили.
15. Почему модуль «стилистика текста» занимает столь самостоятельное пространство? Чем обусловлена его многомерность?
16. Попытайтесь аргументированно ответить на следующий вопрос. Почему «вторичные моделирующие системы - семиотические системы, построенные на основе естественного языка, но имеющие более сложную структуру», - делают «словесные искусства, бесспорно, более богатыми по своим художественным возможностям» (Лотман 1972)?
17. Почему необходимо различать понятия «текст» и «художественное произведение» в процессе исследования? Как вы понимаете обозначенную разницу?
18. Почему текст может быть рассмотрен с точки зрения коммуникативного акта между автором и читателем? Какие характеристики коммуникативной ситуации в большей или меньшей степени оказывают влияние на восприятие и понимание текста?
19. Возможна ли «обратная связь» между читателем и автором? Если возможна, то в какой форме? Какая разница между коммуникативными актами «автор - читатель» и «читатель - автор»?
20. В чём заключается коммуникативная значимость заголовка как структурного компонента в тех случаях, когда он необходим? Почему заголовок таит определённый риск в обеспечении коммуникации «автор - текст - читатель»? Приведите примеры удачных и неудачных, на ваш взгляд, заголовков в текстах различных стилей и форматов?
21. Какие стилистические приёмы применяются в заголовках текстов различных публикаций в современных газетах, журналах и интернетизданиях? Приведите примеры и проанализируйте их.
22. Какие варианты «прецедентных текстов» используются в названиях текстов современных публикаций и в рекламных слоганах? Как трансформируются по форме и по содержанию, например, фразеологические выражения, «крылатые фразы», пословицы и поговорки? Приведите примеры и проанализируйте их.
23. Какая роль заголовка в создании целостности как категории текста? Какими языковыми и композиционными средствами обеспечивается целостность? Приведите примеры небольших по объёму текстов.
24. Как может соотноситься заголовок текста с различными видами содержательной информации, если иметь в виду его самую сильную коммуникативную позицию в текстовой структуре? Приведите различные примеры корреляции заголовка с содержательно-фактуальной (СФИ), содержательно-концептуальной (СКИ), содержательно-под- текстовой (СПИ) и затекстной (ЗИ) информацией.
25. Что собой представляет понятие «заголовочный комплекс» по отношению к текстам современных публикаций в различных средствах массовой информации? Каковы его составляющие? Каковы его коммуникативные функции? С какими видами содержательной информации всего текста публикации может быть связан заголовочный комплекс?
26. Как вы можете объяснить, что в некоторых текстах различных функциональных стилей и форматов читатель ощущает недостаточность информации? Почему это могут быть только субъективные ощущения? Почему, в каких случаях информативная недостаточность может исходить от автора? Приведите примеры текстов, в которых информативная недостаточность, например, недостаточность СФИ или ЗИ, вполне оправдана, и примеры таких текстов, в которых она является недочётом, требующим устранения.
27. Как соотносятся основные принципы композиции текста с законами риторики, сложившимися ещё в Античности? Какие закономерности композиционной организации текста (речи) вам известны? Приведите примеры их практической реализации.
28. В чём заключаются основные различия между литературоведческим и лингвистическим подходами к композиции текста?
29. Как соотносится понятие «образ автора» (по В. В. Виноградову) с лингвистическим подходом к изучению композиции (с имманентным методом)? Почему «образ автора» связан с понятием «идиостиль»?
30. Как вы понимаете монтажный принцип композиции текста? В чём заключаются его смысловые и стилистические эффекты? Приведите примеры текстов современных публикаций в сми, в том числе рекламных текстов, в которых используются различные монтажные приёмы.
31. Как вы понимаете названия различных видов абзацного выделения в тексте: «большой» абзац, «малый» абзац, «парцеллированный» абзац?
Приведите примеры из текстов различных форматов публицистического стиля.
32. Какие варианты «объёмно-прагматического» соотношения абзацев и сверхфразовых единств возможны в тексте, по вашим наблюдениям? Какие из вариантов предпочтительны с точки зрения «правильности» текста, а какие - нежелательны (и поэтому требуют редактирования) или возможны как композиционно-стилистический авторский приём (и поэтому заслуживают особого внимания к идиостилю). Приведите примеры различных «взаимоналожений» абзацев и СФЕ.
33. Вспомните, какие циклически организованные произведения - в литературе, музыке, изобразительном искусстве, фотоискусстве, кинематографе, кино- и телепублицистике или журналистике - вы знаете? Приведите текстовые примеры. К каким стилистическим направлениям или течениям они относятся? Как проявляются в них черты индивидуального авторского стиля?
34. Как вы можете объяснить эффект циклизации текстов? Приведите примеры относительной самостоятельности текстов, входящих в цикл, и примеры циклической «связанности» текстов, их обусловленности контекстом цикла.
35. Проиллюстрируйте формулу монтажа 1 + 1> 2 примерами текстов в составе какого-либо цикла. Проанализируйте приращения смыслов в результате взаимного влияния текстов. Какие языковые средства, циклические повторы и образные ассоциации выступают в роли «скреп» и обеспечивают целостность всего циклически организованного макротекста.
36. Приведите примеры текстов или текстовых фрагментов интервью различных типов (портретное, экспертное, рекламное, блиц и др.) и продемонстрируйте различия их прагматических установок (целей публикации) и композиционно-стилистической организации. (Выберите интервью, изначально созданные на русском языке, а не переведённые с других языков.)
37. Подберите примеры различной коммуникативной взаимообусловленности реплик интервьюера и интервьюируемого, то есть таких соотношений между речевыми тактами «адресант - адресат», как: «вопрос - ответ», «вопрос - встречный вопрос», «вопрос - переспрос», «вопрос - перебивание», «вопрос - уход от ответа», «реплика-стимул - вопрос», «реплика-стимул - её подхват», «реплика-стимул - перебивание» и др. Покажите, каково объёмное соотношение реплик. Дайте стилистическую характеристику реплик коммуникантов.
38. Проанализируйте тексты выбранных вами интервью на русском языке с точки зрения возможности самопрезентации личностей собеседников в зависимости от целей публикаций и индивидуальных особенностей коммуникантов.
39. Подтвердите лингвистическими аргументами реализацию категории автопрезентативности в текстах, выбранных вами интервью различных форматов.
1) Выявите логико-смысловые акценты в подаче содержательной информации.
2) Найдите выражения мнений, точек зрения, оценок, отношений.
3) Отметьте особенности использования собеседниками:
а) специальной лексики (термины, профессиональный жаргон),
б) стилистически нейтральной лексики,
в) эмоционально-оценочной лексики (коннотативные значения, оценочные слова, компоненты разговорного стиля, жаргонизмы, фразеологизмы, междометия),
г) фигур речи и тропов; иронии и самоиронии,
д) цитат и прецедентных текстов.
4) Обратите внимание на характеристики композиционно-синтаксических параметров высказываний (объём, конструкции предложений, их связь, индивидуальные предпочтения и т. п.).
5) Сделайте вывод о взаимодействии категории автопрезентативности с различными текстовыми категориями и видами содержательной информации в конкретных текстах.
40. Выберите любое заинтересовавшее вас интервью на русском языке и произведите комплексный (содержательный, композиционный и лингвостилистический) анализ текста его публикации. В качестве опорных пунктов анализа используйте информацию в параграфе «О коммуникативной доминанте текста интервью» и в предыдущих заданиях (пункты 36 - 39). Для анализа можно выбрать публикации интервью не только с ныне живущими собеседниками, но и с выдающимися людьми прошлого: общественными деятелями, политиками, учёными, писателями, актёрами, режиссёрами, музыкантами, спортсменами и т. д., - ушедшими уже давно или совсем недавно, жившими на территории Российской Империи, Советского Союза, постсоветского пространства или в эмиграции. Отметьте в своём анализе также приметы времени, отразившиеся в речи собеседников и в тексте.