Стилистика русского языка - учебно-методическое пособие - О. Ю. Романова 2008


Введение

Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам дневного и заочного отделений факультета сервиса и рекламы ИГУ, обучающимся на специальности «Реклама».

Дисциплина «Стилистика русского языка» направлена на повышение у студентов уровня практического владения письменной и устной разновидностями современного русского литературного языка в разных сферах его функционирования. При этом курс «Стилистика русского языка» является не только составной частью гуманитарного образования, но и предметом, дающим необходимые знания будущим специалистам в области рекламы.

Содержание курса стилистики определяет основную цель данного учебно-методического пособия: дать представление о функциональных стилях современного русского литературного языка, о его стилистических ресурсах, об использовании функциональных стилей в рекламе.

Структура данного учебно-методического пособия состоит из теоретической и практической частей.

В теоретической части содержатся необходимые сведения о функциях и структуре современного русского языка, вводятся понятия «литературный язык» и «нелитературные типы речи», рассматриваются формы реализации современного русского языка, специфика устной и письменной речи, кратко характеризуются нормы современного литературного языка, говорится о стилистике как науке, об основных этапах формирования и современном состоянии этой науки, о стилистических ресурсах русского языка, его богатстве, дается определение понятию «стиль», излагаются теоретические основы функциональной стилистики как учения о функциональных стилях языка и речи в их взаимной обусловленности, описываются особенности функциональных стилей. Стили и ресурсы русского языка рассматриваются с традиционной точки зрения, при этом учитывается их функционирование в рекламе.

Практическая часть содержит задания для самостоятельной работы студентов, выполнение которых будет способствовать:

- овладению навыками нормативного и стилистически целесообразного использования языковых средств в соответствии с содержанием и назначением текста;

- привитию навыков обоснованного выбора языковых средств;

- развитию и совершенствованию навыков в практическом использовании стилей речи, всего синонимического богатства русского языка, его многообразных выразительных средств;

- совершенствованию навыков успешной и эффективной коммуникации в разных сферах общественной жизни;

- формированию и развитию навыков, связанных с построением речи;

- поможет избежать распространенных стилистических ошибок.

А также будет способствовать развитию у студентов следующих умений:

- различать тексты, относящиеся к разным функциональным стилям;

- пользоваться стилистическими средствами языка, средствами синонимии как источником эмоциональности и выразительности речи;

- находить стилистические нарушения, определять их природу и устранять эти нарушения;

- анализировать тексты разных стилей и составлять собственные тексты, соответствующие требованиям определенного стиля;

- ориентироваться в функциональных особенностях рекламных текстов и собирать рекламный материал по изучаемым темам.

Таким образом, данное учебно-методическое пособие поможет студентам овладеть богатыми стилистическим и ресурсами русского литературного языка, его коммуникативным и эстетическим потенциалом, повысить их речевую культуру, а также подготовиться к практическим занятиям и итоговой аттестации (экзамену) по курсу стилистики.