Стилистика русского языка - учебно-методическое пособие - О. Ю. Романова 2008


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. В данных словах расставьте ударение, укажите варианты постановки ударения, императивные и диспозитивные нормы, степень нормативности. За справками обращайтесь к словарям.

Алфавит, асимметрия, баловать, безудержный, блокировать, бомбардировать, ветеринария, возбужденный, втридорога, газированный, газопровод, гастрономия, добыча, донельзя, дремота, духовник, завидно, завсегдатай, заговор, закупорить, запломбировать, звонишь, избалованный, исповедание, исподволь, исчерпать, камбала, каталог, каучук, квартал, квашение, кичиться, коклюш, красивее, кулинария, ломота, ломоть, мастерски, мизерный, мытарство, наголо, нормировать, обеспечение, облегчить, откупорить, петля, плесневеть, подростковый, порознь, по средам, поутру, премированный, принудить, процент, путепровод, ракурс, рекрут, санитария, средства, столяр, тотчас, углубить, умерший, усугубить, хаос, христианин, цепочка, черпать, щавель, эксперт.

Словари:

1. Агеенко Ф. Л. Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. - М.: ПРЕСС, 2000.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: Русский язык, 1999.

4. Ушаков Д. Н. Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. - М.: Лист, 1996.

Задание 2. Распределите данные слова по нелитературным разновидностям русского языка (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные образования).

Боисся, бредятина, домашка, жизинь, жрать, звякало (в значении «язык»), коньфеты, не спамши, пеун (петух), пекешь, привада (приманка для рыбы), пруха, прынцесса, радиво, рубель, рупь, серники (спички), столовка, табло (в значении «лицо»), текет, транвай, училка, фазер.

Задание 3. Дайте стилистическую характеристику следующим словам.

Аналогия, баламутить, барахло, брехня, ворог, дружище, зубоскальство, истина, калякать, кручина, ланиты, молодчина, молокосос, муза, обабиться, очи, проныра, пустомеля, скорбь, чело.

Задание 4. Продолжите стилистический ряд синонимов. Определите, в какой функциональной разновидности литературного языка употребляется каждый из членов приведенного синонимического ряда. Найдите в данном ряду стилистически нейтральное слово.

Вкушать - есть...

Доказательство - аргумент...

Дом - здание...

Друг - дружище...

Лицо - физиономия...

Лихорадка - озноб...

Мать - мама...

Обмануть - провести...

Окулист - глазник...

Поглощать - уплетать...

Полицейский - полисмен...

Прозвище - кличка...

Разговаривать - общаться...

Убийца - душегуб...

Умереть - помереть...

Задание 5. Разбейте нижеприведенные фразеологизмы по группам (нейтральные, книжные, разговорные). За справками обращайтесь к словарям.

Вверх тормашками, бить баклуши, играть в бирюльки, гнуть спину, сесть в галошу, как кот наплакал, водить за нос, поворачивать оглобли, лезть в бутылку, ободрать как липку, плыть по течению, драть как Сидорову козу, прокрустово ложе, губа не дура, лебединая песня, гадать на кофейной гуще, манна небесная, вавилонское столпотворение, дамоклов меч, танталовы муки.

Словари:

1. Быстрова Е. А. Фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. - М.: Изд-во ACT, 2002.

2. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. - М.: Русский язык, 1997.

Задание 6. Проанализируйте приведенные ниже тексты и определите их функционально-стилевую принадлежность. Обоснуйте свою точку зрения.

1. Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических зарядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...

2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

3. Доводим до вашего сведения, что вчера в 00 часов 30 минут над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась 40 минут. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый 700 тысячами рублей.

4. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожат...

5. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно- лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон...

Задание 7. учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей», исправьте предложения.

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая законы, указы и т. п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйствования. 4. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 5. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 6. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 7. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. 8. Подвижки могут появиться уже к следующему году.

Задание 8. Прочитайте предложения, выделите слова и словосочетания, которые определяют их функционально-стилевую принадлежность.

1. Арендатор обязуется нести полную ответственность за все убытки, которые он может причинить Арендодателю вследствие использования земли не по прямому назначению в соответствии с настоящим договором либо, вследствие, своих некомпетентных действии. 2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. На основании вышеизложенного мы, учредители АО, принимаем на себя обязательства по организации и регистрации АО. 4. Общество является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет основные оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в учреждениях банков, может от своего имени приобретать имущество и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

Задание 9. Прочитайте пародийный текст, найдите в нем канцеляризмы и замените их нейтральными словами и выражениями, запишите отредактированный вариант текста.

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд ответственных мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметания пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказывании, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверении по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Задание 10. Образуйте с данными ниже существительными глагольные словосочетания, имеющие окраску официальноделового стиля. Составьте предложения.

Образец: акт - составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.

Претензия, благодарность, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, приказ, постановление, предложение, предписание, предупреждение, отчет, содействие, проект, протокол, повестка, письмо, порицание, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкция.

Задание 11. Укажите наиболее вероятные варианты сочетаемости данных глаголов с существительными. Составьте предложения.

Образец: разрешить спор. Экономические споры часто разрешаются в судебном порядке.

Внести, высказать, заслушать, объявить, предоставить, составить, продлить, произвести, принять, предпринять, оказать, рассмотреть, удовлетворить.

Задание 12. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.

Образец: юридическое лицо.

Ответственность, действия, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, срок, ущерб, цена, отношения.

Задание 13. Из предложенных словосочетаний попытайтесь образовать глаголы. Укажите, где при замене словосочетания на глагол изменяется смысл, а где замена вообще невозможна.

Образец: Оказывать влияние - влиять, оказывать гостеприимство - замена невозможна.

Оказывать внимание, оказывать доверие, оказывать любезность, оказывать помощь, предавать забвению, ввести в заблуждение, делать заключение, встречать затруднения, вызывать интерес, давать направление.

Задание 14. Соответствуют ли приведенные ниже тексты заявлений и доверенностей требованиям, предъявляемым к оформлению реквизитов, языку и стилю служебных документов? Найдите ошибки, допущенные составителями данных деловых бумаг, отредактируйте тексты.

Задание 15. Составьте текст заявления: а) с просьбой перевести Вас на другой факультет; б) с просьбой разрешить Вам академический отпуск.

Задание 16. Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила оформления реквизитов документа.

Задание 17. Составьте текст письма-приглашения с предложением принять участие в студенческой научной конференции.

Задание 18. Напишите автобиографию в официальноделовом стиле. Охарактеризуйте жанровые особенности автобиографии как служебного документа.

Задание 19. Составьте характеристику студента в официально-деловом стиле. Правила составления и образец характеристики см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Задание 20. Подберите примеры рекламных текстов, в которых используются средства художественной изобразительности (тропы, фигуры).

Задание 21. Составьте с каждым из приведенных ниже слов по предложению, соответствующих 5-ти стилям современного русского литературного языка.

Цель, лицо, задача.

Задание 22. Подберите примеры текстов, соответствующих 5-ти стилям современного русского литературного языка (по одному примеру на каждый стиль).  Один из текстов проанализируйте по схеме. Схему см. в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Задание 23. Заполните таблицу «Дифференциальные признаки и языковые особенности функциональных стилей современного русского литературного языка» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).