Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988


Добрый молодец, красна девица, поле чистое, море синее (Эпитет)

Примеры художественных определений, илиэпитетов, которые известны из народного поэтического творчества, можно было бы нанизывать еще и еще. Скажем, как рисуется в былинах конь? — Всегдадобрый. А трава? —Зеленая. Солнце —красное, ветер —буйный, слово —верное. Чудесный мир, созданный фантазией народа, расцвечен яркими и веселыми красками, потому что неотъемлемой чертой стиля этих произведений стало употреблениепостоянных эпитетов. Интересно, что в сказках, песнях, как и в произведениях, написанных в духе устного народного творчества, солнце называетсякрасным, даже если упоминается осенний, пасмурный день —Померкло солнцекрасное; море всегда синее, даже если изображается буря. Так, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»:Почернелосинееморе; Вот идет он ксинемуморю, Видит, на море черная буря.В этом особенность употребления постоянных эпитетов как средства стилизации.

Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода.

Изобразительные эпитеты, в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Например:молоткастый,серпастыйсоветский паспорт(В. Маяковский).Погубленных березоквялыйлист, Еще сырой, еще живой и клейкий, Как сено из-под дождика, душист(А. Твардовский).

Найти точные изобразительные эпитеты нелегко. Часто писатели по многу раз правят текст, подбирая нужное определение. Например, А. Твардовский подставил эпитетвялыйвместо прежнегоблеклыйв процитированном стихотворении «Береза», уже когда оно было набрано для журнала. Иногда писатели ставят рядом несколько близких по значению эпитетов, дополняющих, обогащающих друг друга. Например, К. Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:

Сторож пробил на колокольне… этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю: как назватьтомительныйсвет белой ночи?Загадочным?Илимагическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в нихбледноговоздуха ипризрачногоблеска фольги и серебра.

К. Паустовский. «Золотая роза».

Поэтическое ви́дение не бывает стереотипным, и каждый художник слова находит свои краски для описания одних и тех же предметов. Так, у С. Есенина березазеленокудрая, в юбчонке белой, у неезолотистыекосы и холщовый ее сарафан. У В. Луговскогобереза, всясквозная, тусклымзолотом звенит.

В поэзии и лирической прозе употребляются иэмоциональные эпитеты, которые передают чувства, настроение автора. Например:Вечеромсиним, вечеромлуннымБыл я когда-токрасивымиюным. Неудержимо, неповторимоВсе пролетело… далече… мимо(С. Есенин). Назначение их не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных эпитетов, часто получают условное, символическое значение. Например, цветовые эпитетырозовый, голубой, синий, золотойи другие обозначают радостные, светлые чувства. У Есенина:Заметалсяпожар голубой;Словно я весенней гулкой ранью Проскакал нарозовом коне. Эпитетычерный, серыйи подобные передают мрачные, тягостные переживания:Вечерчерныеброви насопил…(С. Есенин).

В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Попробуйте указать эпитеты в таких, например, пушкинских строчках:Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. Первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет —печально— характеризует действие.

Однако к эпитетам можно отнести далеко не все определения и обстоятельства, ведь употребление многих из них обусловлено необходимостью точно выразить мысль, а не стремлением создать художественный образ. Например, какие из определений следует отнести к эпитетам в четверостишии М.Ю. Лермонтова:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурен гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря?

Лишь одно из них —жестокая— выражает эмоциональное отношение поэта к предмету и, следовательно, выступает как эпитет, остальные выполняют смысловую функцию.

Создание ярких, образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (сравните:лимонный сок — лимонный свет луны;седой старик — седой туман;Лакейленивоприслуживал хозяину. — Рекаленивокатит свинцовые волны). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называютсяметафорическими. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например:

Ночевала тучказолотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазуривесело играя.

М.Ю. Лермонтов