Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988
Ни в сказке сказать, ни пером описать (Сравнение)
В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдетесравнения— образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов:Снег,словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол(С. Есенин);Лед неокрепший на речке студеной,Словно как тающий сахарлежит(Н.А. Некрасов);Нарядней модного паркетаблистает речка, льдом одета(А.С. Пушкин). Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Помните «Мойдодыра» К.И. Чуковского, гдеподушка,как лягушка, ускакалаот грязнули? Или «Федорино горе»? Там,как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга. Какую наглядность речи придают эти тропы! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например:золото листьев — листья желтые,как золото;дремлет камыш — камыш недвижим,как будто он дремлет, и т. д. Однако в отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества, действия. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи. Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли. Ученый ответил на этот вопрос сравнением: «Представьте себе исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля».
Сравнения нередко выполняют в речи разъяснительную функцию, что значительно расширяет рамки их применения. Этот троп может быть использован в различных стилях речи. К сравнениям обращаются не только художники слова, но и ученые. Вот, например, как с помощью сравнения описывается устройство кристалла в одной из научно-популярных книг: «Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка… Кристалл — символ идеального порядка, так же, как газ — символ хаоса». Самое широкое применение получает сравнение в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство речи.
В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в пушкинском описанииПод голубыми небесамивеликолепными коврами, блестя на солнце, снег лежитпредмет сравнения — снежный покров, образ сравнения — ковер, признак сходства — закрывает землю. На этих трех элементах построено сравнение:снег ковром лежит на земле.
Сравнение может помогать образному изображению самых различных признаков предметов, качеств, действий. Очень часто сравнение дает точное описание цвета, например:густое,как синька, море; запаха:запах рассола, острый,как нашатырь; формы:ветла, усыпанная серебряными барашками — мягкими на ощупь и теплыми,похожими на птенцов крошечной птицы.Сравнения могут уточнять характер действия:Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч… Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах,будто трогает мягкой лапкойто один лист, то другой.Все эти сравнения создал большой мастер художественного слова К. Паустовский, горячо любивший русскую природу.
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов,как, точно, словно, будто, как будто. Например у В. Маяковского:…Берет,как бомбу, берет,как ежа, какбритву обоюдоострую…
Эти же подчинительные союзы могут присоединять и придаточные сравнительные предложения:Мы открывали Маркса каждый том,как в доме собственном мы открываем ставни. Но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане(В. Маяковский). Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже. Например:Яволкомбы выгрыз бюрократизм(В. Маяковский). Еще пример:Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко.Змейкоймчится по земле белая поземка(С. Маршак). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий:Из мрака куст ползет,мохнатей медвежонка(В. Луговской). Есть сравнения, которые вводятся словамипохож, напоминает: Кленовый листнапоминает нам янтарь(Н. Заболоцкий);…Я уснул в горах …в громадном за глохшем саду,похожем на девственный лес(К. Паустовский). Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения. Например, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» обращается к Петру I:О мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?Известны отрицательные сравнения, в которых один предмет противопоставляется другому:Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои(Н.А. Некрасов). А когда писатель не находит слов, чтобы выразить свой восторг, восхищение, похвалу, он может употребить и неопределенное сравнение, в котором дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения. Вот тогда и пишут:ни в сказке сказать, ни пером описать…Например, у А. Твардовского:Не расскажешь, не опишешь, Что за жизнь, когда в бою За чужим огнем услышишь Артиллерию свою.
Художественная сила сравнений как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны. Так, наше воображение не поразит сравнение румянца с розой, глаз с голубым небом, седых волос со снегом. Но яркий образ создают такие, например, сравнения:Был он рыжий,как из рыжиков рагу, Рыжий,словно апельсины на снегу… Стали волосысмертельной белизны(Р. Рождественский). В таких сравнениях особенно ярко отражается присущее только автору восприятие действительности, поэтому сравнения в значительной мере определяют особенности слога писателя.
Однако не следует думать, что сравнения всегда делают речь выразительной и употребление их неизменно является достоинством стиля. Нужно уметь использовать сравнения, чтобы не оказаться в таком смешном положении, как злополучный автор, о котором А.П. Чехов писал: «У плохого поэта был стих:как саранчалетел он на свиданье». Сам А.П. Чехов пародировал подобные неудачные сравнения в своих письмах и записных книжках, например:Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас.
М. Горький критиковал одного из молодых писателей, который, не вникая в смысл сравнения, «украсил» им фразу: «Мечта о перевороте безжалостно смята царизмом,как бывает сорван порывом бури нежный пух одуванчика». По поводу этого «образа» М. Горький заметил: «Революционное движение 1905—1906 годов нельзя и смешно сравнивать с «одуванчиком«. Тут уж Вы обнаруживаете малограмотность социальную. А для того, чтобы разнести семена одуванчика, — не требуется «порыва бури«, а достаточно дуновения ребенка».
Плохо, если автор придумывает сравнения, чтобы «украсить» свой слог. Засорение речи такими «красивыми» сравнениями в свое время осмеял еще Н.В. Гоголь, заставив Чичикова в беседе с Маниловым использовать такой риторический образ:Да, действительно, чего не потерпел я?Как барка какая-нибудь среди волн, каких гонений!
А как вы, друзья, пользуетесь сравнениями в своих сочинениях? Надеюсь, вы не уподобляетесь авторам, написавшим: «Вчера мы смотрели этот замечательный фильм, он звучалкак первая ласточкав новом сериале на военно-патриотическую тему, и она сделала весну»; «Катерина в «темном царстве«как безгрешная жертва, задавленная палачом Кабанихой…»