Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988
Горит восток зарею новой (Метафора)
Вам не кажутся странными эти слова? Почему А.С. Пушкин изображает восход солнца как пожар? Словогоритрисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Этот образ основан на сходстве цвета зари и огня; небо по цвету напоминает пламя. Такой перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называетсяметафорой (от греческого словаметафора— «перенесение»). В поэме А.С. Пушкина «Полтава» эта метафора получает особый символический смысл: красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.
Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность.
В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, объема, назначения и т. д. Метафоры, построенные на основании сходства предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы:в багрец и золото одетые леса(А.С. Пушкин);В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря(А.А. Фет). Подобие формы предметов послужило основой для таких метафор: ветви березы С. Есенин назвалшелковыми косами, а любуясь зимним нарядом дерева, написал:Ни пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой.
Нередко в метафоре совмещается близость в цвете и форме сопоставляемых предметов. Так, А.С. Пушкин воспелпоэтические слезыисеребряную пыльфонтана Бахчисарайского дворца, Ф.И. Тютчев —перлы дождевыепосле весенней грозы. Сходство в назначении сравниваемых предметов заметил поэт, написав:Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно.
Общие черты в характере действия, состояния создают большие возможности для метафоризации глаголов. Например:Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь,она завоет, Тозаплачет, как дитя(А.С. Пушкин).
Сходство во временной последовательности явлений открывает путь к такой метафоризации:Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Или еще у С. Есенина:Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянныеПрохрипят мой двенадцатый час.
Не всегда удается четко определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Это объясняется тем, что предметы, явления, действия могут сближаться не только на основании внешнего подобия, но и по общности производимого ими впечатления. Таково, например, метафорическое употребление глагола в отрывке из «Золотой розы» К. Паустовского: «Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруграсцветаютв его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы». Расцветают цветы, радуя человека своей красотой; такую же радость художнику приносит вовремя пришедшая на память деталь, необходимая для творчества.
Еще Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство». Наблюдательный глаз художника слова находит общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность. Так что художественная сила метафор, можно сказать, находится в прямой зависимости от их свежести, новизны.
Некоторые метафоры часто повторяются в речи:Ночь тихо спустилась на землю: Зима окутала все белым покрываломи т. д. Получая широкое распространение, такие метафоры тускнеют, их образное значение стирается. Не все метафоры стилистически равноценны, не всякая метафора выполняет художественную роль в речи.
Когда человек придумал название для изогнутой трубы —колено, он тоже использовал метафору. Но возникшее при этом новое значение слова не получило эстетической функции, цель переноса наименования здесь чисто практическая: назвать предмет. Для этого используются метафоры, в которых художественный образ отсутствует. В языке очень много таких («сухих») метафор:хвостик петрушки, усы винограда, нос корабля, глазное яблоко, иголки хвойного дерева, ножки стола. Новые значения слов, развившиеся в результате такой метафоризации, закрепляются в языке и приводятся толковыми словарями. Однако «сухие» метафоры не привлекают внимания художников слова, выступая как обычные наименования предметов, признаков, явлений.
Особый интерес представляютразвернутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечет за собой новые, связанные с нею по смыслу. Например:Отговорила роща золотая березовым веселым языком.Метафораотговорила«тянет» за собой метафорызолотаяиберезовый язык: листья вначале желтеют, становятсязолотыми, а потом опадают, погибают; а раз носитель действия — роща, тоязыкееберезовый, веселый.
Развернутые метафоры — особенно яркое средство изобразительности речи. Их любили С. Есенин, В. Маяковский, А. Блок и другие поэты. Вот некоторые примеры такой метафоризации:В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть(С. Есенин);Парадом развернув моих страниц войска, Я прохожу по строчечному фронту;Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти, и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий(В. Маяковский). Иногда поэты разворачивают метафоры в целое стихотворение. Таковы, например, стихотворения «Три ключа» А.С. Пушкина, «Чаша жизни» М.Ю. Лермонтова и другие.
Однако неверно было бы считать, что метафоризация уже сама по себе является признаком художественности речи. Иногда стиль, перегруженный художественными образами, производит плохое впечатление: кажется напыщенным, фальшивым.
Злоупотребляют метафоризацией нередко начинающие писатели, и тогда нагромождение тропов становится причиной стилистического несовершенства речи. Редактируя рукописи молодых авторов, М. Горький очень часто обращал внимание на их неудачные художественные образы: «Сгусток звезд, ослепительный и жгучий,как сотни солнц»; «После дневного пекла земля была горяча, какгоршок, только чтообожженный в печиискусным гончаром. Но вот в небесной печидогорели последние поленья. Небо стыло, и звенел обожженныйглиняный горшок — земля». Горький замечает: «Это плохое щегольство словами». Среди редакторских замечаний М. Горького, сделанных на полях рукописей начинающих писателей, интересны такие: против фразы: «Наш командир часто выскакивает вперед,стреляет глазамипо сторонам и долго всматривается в помятую карту», — Алексей Максимович написал: «Это барышни делают, а не командиры»; подчеркнув образ «Глазами слезистыми дрожит небо», он спрашивает: «Можно ли это представить? Не лучше ли просто сказать что-нибудь о звездах?»
Использование метафор как «украшающего», «орнаментального» средства обычно свидетельствует о неопытности и беспомощности писателя. Вступая в период творческой зрелости, писатели очень часто критически относятся к своим былым увлечениям вычурными образами. Так было, например, с К. Паустовским, который писал о своих первых стихах, сочиненных еще в гимназии:
Стихи были плохие — пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые. Сейчас я забыл эти стихи. Помню только отдельные строфы. Например, такие:
О, не срывайте цветы на поникших стеблях!
Тихо падает дождь на полях,
И в края, где горит дымно-алый осенний закат,
Пожелтевшие листья летят…
Но это еще милость. Чем дальше, тем больше я нагромождал в стихах всяческие, даже бессмысленные красивости:
И опалами блещет печаль о любимом Саади
На страницах медлительных дней…
Почему печаль «блещет опалами» — этого ни тогда, ни сейчас я объяснить не могу. Просто меня увлекало самое звучание слов. Я не думал о смысле.
«Золотая роза».
Лучшие русские писатели видели высшее достоинство художественной речи в благородной простоте, искренности и правдивости описаний. А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, В.Г. Короленко, А.П. Чехов и другие считали необходимым избегать ложного пафоса, манерности. «Простота, — писал В.Г. Белинский, — есть необходимое условие художественного произведения, по своей сути отрицающее всякое внешнее украшение, всякую изысканность».
Однако порочное стремление «говорить красиво» порой и в наше время мешает некоторым авторам просто и ясно выражать свои мысли. Достаточно проанализировать стиль ученических работ по литературе, чтобы убедиться в справедливости такого упрека. Юноша пишет: «Нет такого уголка земли, где бы не знали имя Пушкина,которое будет разноситься из поколения в поколение». В другом сочинении читаем: «Его произведениявеют действительностью, которая раскрыта так полно, что, читая, самокунаешься в тот период». Стараясь выражаться образно, один автор утверждает: «Жизнь продолжаеттень своим руслом», а другой «еще выразительнее» замечает: «Сел в поезд ипоехал по тяжелой дороге жизни».
Неумелое использование метафор делает высказывание двусмысленным, придает речи неуместный комизм. Так, пишут: «Хотя Кабаниха ине переваривалаКатерину, этот хрупкий цветок, возросший в «темном царстве« зла, ноела ее поедомднем и ночью»; «Тургеневубиваетсвоегогерояв конце романа,занеся ему инфекцию в рануна пальце»; «На пути вступления Майданникова в колхозстояли быки». Подобное «метафорическое» словоупотребление наносит невосполнимый ущерб стилю, потому что развенчивается романтический образ, серьезное, а порой и трагическое звучание речи подменяется комическим. Так пусть же метафоры в вашей речи будут только источником ее яркой образности, эмоциональности и никогда не станут причиной для снижения оценки за стиль ваших сочинений!