Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988
Швед, русский - колет, рубит, режет (Формы глагола)
Прежде чем говорить о богатстве форм глагола, вспомним, какую стилистическую роль он играет в речи. Если выразительность прилагательных основана на том, что они служат красочными определениями предметов, находящихся в состоянии покоя, то при помощи глаголов (включая причастия и деепричастия) предметы показываются в движении, рисуется динамика действий. Возьмем такой текст:
Не умолкая, шумел пролив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие тороса.
Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине бора. Послышалось могучее шипенье, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукрощенное стоногое чудовище. Передовые льдины, столкнувшись с торосом, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись новые громады.
Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем, расколола ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала его на многие километры.
А. Серафимович.
Обилие глаголов, илиглагольность речи, обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные, прилагательные.
Доктор лечит детей, и они скоровыздоров…т.
Вероятно, прежде чем вписать пропущенные буквы, вы призадумаетесь. Самое простое было бы написатьвыздоровят(так многие и пишут). Но вы вспоминаете правило: ко второму спряжению, с окончанием-ат (-ят)в форме 3-го лица множественного числа, относятся все глаголы на-ить(кромебритьистелить) и 11 глаголов-исключений на-атьи-еть. Среди них глаголвыздороветьне представлен, стало быть, он относится к первому спряжению, и мы должны написать:выздоровеют(по типу:уметь — умеют, успеть — успеют). В результате получаются две формы:выздоровеют(нормативная, книжная) ивыздоровят(разговорная).
Представим себе такой диалог:
— Надеюсь, тыпобедишьв себе страх перед темнотой?
— Конечно,побе…!
Получилась неожиданная осечка: не подходит ни «победю», ни «побежу», ни «побежду». Оказывается, есть так называемыенедостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся или глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу (например:колоситься, отпочковаться, горчить, ржаветь, отняться, заключаться), или глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа по причинам фонетическим, вследствие появления непривычных звуковых сочетаний (например:затмить, ощутить, очутиться, дудеть, ерундить, убедить, чудить). Ко второй группе относится и глаголпобедить.
В отдельных случаях соответствующие формы отсутствуют из-за фонетического совпадения с формами других глаголов, встречающихся в более частом употреблении. Так, глаголыбузить, дерзить, тузитьне образуют теоретически возможных форм «бужу», «держу», «тужу», потому что последние уже существуют от глаголовбудить, держать, тужить.
Как же быть, если необходимо употребить подобные глаголы именно в форме 1-го лица? В этих случаях используется описательная форма:сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутитьи т. п.
А вот в другом диалоге представлены так называемыеизобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы:
— Каждое утрополощирот.
— Я иполоскаю.
В обеих репликах употреблен один и тот же глаголполоскать, но образованные от него формы различаются стилистической окраской: формыполощу, полощи— книжные, формыполоскаю, полоскай— разговорные. Двоякие формы встречаются у ряда глаголов:колышет — колыхает, кудахчет — кудахтает, машет — махает, плещет — плескает, рыщет — рыскаети др. (в каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором — разговорная). Ср.:Идет седая чародейка, косматыммашетрукавом(Г.Р. Державин). —Лошадьмахаетхвостом(М.Е. Салтыков-Щедрин).
Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения. Так, формабрызгает(от глаголабрызгать) имеет значение «спрыскивает, окропляет» (брызгает водой, брызгает белье), а формабрызжетозначает «разлетается каплями, разбрасывает капли, сыплет брызгами» (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной). Формадвигает(от глаголадвигать) имеет значение «перемещает, толкая или таща что-либо» (двигает стол к окну), а формадвижетозначает «приводит в движение» и переносно «побуждает, руководит» (пружина движет часовой механизм;ими движет чувство сострадания). Ср.:С трудомдвигаютсяусталые лошади(В.Г. Короленко). —Имдвижетпосторонняя ужасная сила(Ф.М. Достоевский). Формакапаетимеет значение «падает каплями, льет по капле» (пот капает со лба, сестра капает лекарство), а формакаплетозначает «протекает» (крыша каплет).
Сравним две формы прошедшего времени от глаголаглохнуть: Звук быстроглохнули поднимался…(К. Федин). —Крик все удалялся и постепенноглох(М. Пришвин). Обе формы правильны, но различаются степенью употребительности: по данным словарей, глаголывиснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, глохнуть, зябнуть, мокнуть, никнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнутьи др. образуют форму прошедшего времени чаще без суффикса —ну-, т. е. используется более короткая форма.
Как объяснить, что в предложенииЗавтра еду в Ленинграддля обозначения действия в будущем (завтра) использована форма настоящего времени глагола (еду), а в предложенииИду я вчера по улице, смотрю: дети построили из снега целый дворецта же форма употреблена для обозначения действия в прошлом (вчера)? Нет ли здесь логического противоречия? Нет, потому что для усиления выразительности одно время глагола может быть употреблено в значении другого. Например:Зима 1812 года. Наполеон покидает охваченную пожарами Москву(настоящее время в значении прошедшего);Честный человек неправды не скажет(будущее время в значении настоящего);Я громко позвал его, а он как вскрикнет от неожиданности(будущее время в значении прошедшего);Ну-с, я пошел(прошедшее время вместо будущего для указания на действие, которое должно вскоре совершиться).
Встречается не только замена форм времени глагола, но и замена форм наклонения. Так, в предложенииПриди он вовремя, этого бы не случилосьформа повелительного наклоненияпридиупотреблена в значении условного (если бы он пришел). Наоборот, в предложенииПрисели бы вы на минутуформа условного наклоненияприсели быимеет значение вежливого пожелания, т. е. значение повелительного наклонения.
Посмотрим еще, как используются одни формы лица вместо других. Если врач спрашивает у больного:Как мы себя чувствуем сегодня? — то ясно, что врач имеет в виду пациента, а не себя вместе с ним, т. е. вопрос мог бы звучать так:Как вы себя чувствуете сегодня?
В предложенииПомню, бывало, летом встаешь пораньше, сразу же принимаешься за дело и все успеваешь сделать вовремяавтор говорит о самом себе и не обращается к какому-то второму лицу, т. е.тыимеет значение «я». Выразительно звучит предложениеТебе говорят русским языком, что именно так следует вести себя, в которомговорятимеет значение «я говорю».
Все эти синонимические замены глагольных времен, наклонений, лиц усиливают выразительность речи. В заключение попробуйте выяснить смысл этих замен, укажите, в чем они выражаются в приводимых ниже предложениях.
1. Еду сегодня в ночь (А.С. Пушкин).
2. Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг (И.С. Тургенев).
3. Знай я ремесло — жил бы в городе (М. Горький).
4. Ефим, ты бы пошел к нему (М. Горький).
5. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы… приходят на память (И.С. Тургенев).
6. Давай веревку, тебе говорят! (А. Фадеев).