Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988
Круглый сирота - круглая сирота (Согласование определений)
Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным. Например:Иванов был круглый сирота(Н.Г. Гарин-Михайловский). —И над ней умирает луна — эта круглая сирота(М. Исаковский).
Ср. другие примеры:Спи, мой малютка, спи(В.А. Жуковский). —Снова слышу за стеною над малюткою больною баюшки-баю(А.Н. Плещеев);Комаров был человек серьезный, скупой на слово, большой работяга(А. Макаренко). —Уж я сама немножко зарабатываю. Я ведь жуткая работяга(Л. Леонов);Миловидов… отчаянный задира и драчун(М. Горький). —Зинаида вовсе не такая задира, как о ней говорят(И.А. Арамилев).
Поэтому, если о мальчике могут сказать, что он забияка, задира, неряха, обжора, разиня, соня, растрепа, лежебока, зевака, злюка, растеряха, грязнуля, копуша, сластена, тупица и т. д. (конечно, не все эти «достоинства» приписываются одному и тому же мальчику, их следует распределить между многими), то, желая усилить малоприятную для него характеристику, можно добавить определениябольшой, неисправимый, страшный, жуткийи т. д. А говоря о девочке, мы бы употребили те же существительные с добавлением определения-прилагательного в форме женского рода.
Но в разговорной речи при словах общего рода, имеющих окончание-а, встречается постановка определения в форме женского рода и в тех случаях, когда речь идет о лице мужского пола, например:Он такая растяпа;Он известная лакомка.
Сравнивая словосочетаниядва прилежных ученика — две прилежные ученицы, мы находим в них разные формы согласования определений-прилагательных с существительными. Это связано с различием в грамматическом роде самих существительных.
При сочетании определений с существительными, зависящими от числительныхдва, три, четыре, обычно используются такие формы согласования:
1) при существительных мужского и среднего рода определение, находящееся между числительным и существительным, ставится в форме родительного падежа множественного числа, например:два высоких дома, три широких окна; ср.:В эту секунду сразу три или четыре тяжелых снаряда разорвались позади блиндажа(К. Симонов);Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами(А.Н. Толстой).
2) при существительных женского рода в этом положении определение чаще ставится в форме именительного падежа множественного числа, например:две широкие улицы, три молодые девушки, ср.:На изгороди из трех жердей сидели три женские фигуры(А.Н. Толстой).
Будет ли считаться ошибкой, если ученик напишет:Наша семья занимает две больших комнаты?Нет, такая форма согласования тоже допустима, хотя встречается реже. Ср.: у писателей:…Примостились две взрослых дочери(М. Шолохов);Алеша заметил две темных лодки(К. Федин).
Если определение стоит перед числительнымидва, три, четыре, то оно ставится в именительном падеже, например:первые два дня, последние три недели, каждые четыре часа. Ср.:Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком(И.С. Тургенев);Остальные три лошади шли сзади(М. Шолохов).
Если определение (обособление) стоит после сочетания числительногодва, три, четырес существительным, то чаще тоже ставится в именительном падеже, например:Направо от двери были два окна, завешенные платками(Л.Н. Толстой).
Мы говорим:жители нашего и соседнего домов(недома, так как речь идет о двух домах), но мы же говорим:существительные мужского и среднего рода(неродов, хотя имеются в виду два рода). Как объяснить это различие в форме числа существительных, при которых имеются два определения, указывающие на разновидность предметов? Почему в одних случаях употребляется форма единственного числа, а в других — форма множественного числа? Как бы вы сказали:Окна были освещены в правой и левой половине(илиполовинах)дома?
В рассматриваемом случае единственное число употребляется:
1) если форма множественного числа этого слова вообще не употребляется:научный и технический прогресс, тяжелая и легкая атлетика;
2) если это существительное имеет во множественном числе иное значение, чем в единственном:железнодорожный и водный транспорт(в значении «средство сообщения»), тогда кактранспорты(с продовольствием) обозначают «поезда или морские суда, предназначенные для перевозки чего-либо»;молодежное и студенческое движение(ср.:ритмические движения);
3) если перечисляемые разновидности предметов тесно связаны между собой по смыслу, образуют сочетания терминологического характера:в правой и левой руке(также:в правой и левой половине дома, см. выше),существительные мужского и женского рода, глаголы первого и второго спряжения, совершенного и несовершенного вида, в настоящем и будущем времени, формы первого и второго лица.
Существительное ставится во множественном числе, если подчеркивается наличие нескольких предметов:золотая и серебряная медали, токарный и фрезерный станки, болгарская и польская футбольные команды, английский и французский языки. Например:Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы(Л.Н. Толстой).
Сопоставляя сочетаниямой отец и матьиродные брат и сестра, мы можем сделать вывод: если определение относится к двум иди нескольким существительным, то оно может стоять или в единственном, или во множественном числе.
Определение ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно относится не только к первому (ближайшему) существительному, но и к остальным. Так, в предложении у И.С. Тургенева:Дикийгусь и утка прилетели первыми— речь не могла идти о диком гусе и домашней утке. Или:Еевеликолепнаяшуба и шляпка не производили никакого впечатления(А.П. Чехов) — по смыслу великолепными были и шуба и шляпка. Ср.:летний жар и зной, морской прилив и отлив, уличный шум и грохот, школьная успеваемость и дисциплина, каждый завод и фабрика, советская печать, радио и телевидение.Сравните также у писателей:Издали услышал Владимирнеобыкновенныйшум и говор(А.С. Пушкин);Сначала слышалсяобщий веселыйговор и хохот за ужином…(Л.Н. Толстой).
Определение ставится в форме множественного числа, когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему существительному или ко всему ряду однородных членов:в комнате стояликоричневыешкаф и диван;прошли мимодесятилетниемальчик и девочка;посетитьпередовыеколхоз и совхоз.Ср.:Зеленелимолодыерожь и пшеница(А.П. Чехов).
Как бы вы сказали:Я давно не видал моего(илимоих)брата и сестру?