Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988
У вас на столе дело об утонутии? Нет, об утопатии (Отглагольные существительные)
Откуда могли появиться такие странные слова — отглагольные существительные? Источник их появления — канцелярская речь.
В практике работы следственных органов (милиция, суды) используются готовые папки, на которых уже напечатано: «Дело…», остается дописать названия события (…о пожаре) или правонарушения (…о краже …о поджоге …об оскорблении словом). Представим себе такую ситуацию: на берегу реки найден утопленник (помните у А.С. Пушкина: «…Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца»). Заводится «Дело о…» чем? Нельзя написать: «…об убийстве», потому что это мог быть несчастный случай, и напрасно будут искать виновника преступления. Нельзя также написать: «…о самоубийстве», потому что следствие может пойти по ложному пути. По словам писателя-сатирика, следователь в аналогичном случае записал: «…о самовольном вхождении в воду и невыходе из нее». Конечно, приведенные в заголовке «утонутие» и «утопатие» — искусственные слова.
Писатели использовали подобные слова для стилизации речи или пародии. Например:Хозяйка вышла затем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загнутия пирога(Н.В. Гоголь);Дело …об изгрызении плана оного мышами(А.И. Герцен);Объявить вдове Вониной, что в неприкреплении ею шестидесятикопеечной марки…(А.П. Чехов);Из его слов можно было заключить, что он усматривает в действиях Блюма факт перегнутия палки(И. Ильф и Е. Петров).
Большим мастером создания комического эффекта в пародиях на канцелярский язык был М.Е. Салтыков-Щедрин. В его «Современной идиллии» один из персонажей предлагает разработанный им проект компенсации за оскорбления.
Такса.
За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности 20 к.
За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности с поднятием руки, но без нанесения 75 к.
За нанесение по лицу удара рукой с рассечением какой-либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) 3 р.
Примечание. Равным образом воспрещается выколотие глаза, откушение носа, отсечение руки или ноги, отнятие головы и проч.
Из сказанного отнюдь не следует, что отглагольными существительными нельзя пользоваться в литературном языке.
Во-первых, они удобны благодаря своей краткости. Ср.:Когда наступило утро, вся природа оживилась. —С наступлением утра вся природа оживилась.
Во-вторых, отглагольные существительные широко используются в роли терминов, например:сложение, вычитание, ощущение, восприятие, согласование, управление, примыкание, прокладка, проходка, ввоз, вывози т. д.
Но вызывают возражение искусственные образования типа «вынутие ноги из сапога» или неоправданный канцелярский характер обычного текста, например в объявлении управдома: «Сообщение онедопущениижильцамизагрязнениялестницы собаками». И в ученических работах встречается неудачное использование конструкций с отглагольными существительными, например: «Нагульновдопускает избиваниекулаков»; «Написаниеромана «Евгений Онегин« относится к эпохе перед восстанием декабристов», «Дляраскрытияобраза Татьяны очень много дает эпизод ее беседы с няней»; «У Базаровапроизошло заражениетрупным ядом» (вместо:Базаровзаразилсятрупным ядом).
Чтобы не допускать подобных ошибок, следует помнить, что всегда лучше употребить глагольное сказуемое, а не сочетание отглагольного существительного со вспомогательным глаголом:Растетсамосознание масс— «Происходит ростсамосознания масс»;Павелорганизуеткружок— «Павелосуществляет организациюкружка»;Ниловнаначинает пониматьинтересы сына— «К Ниловненачинает приходить понимание интересовсына». Вторые из этих синонимических конструкций воспринимаются с трудом, потому что в них усложнено сказуемое: вместо простых глаголоврастет, организует, начинает пониматьиспользуются неуклюжие глагольно-именные сочетания. Подобное же «расщепление сказуемого» (как называют эти «перлы» канцелярского красноречия) затрудняет и восприятие такого предложения: «Всех нас интересовало, почемупроисходит снижениеуспеваемости по некоторым предметам» (вместо:снижается успеваемость). А вот другой неуклюжий оборот письменной речи: «На повестке дня комсомольского собрания стоял вопросо взятииновыхобязательств». Здесь лучше было бы совсем опустить отглагольное существительное.
В сочинениях школьников встречается ненужное словотворчество, связанное не только с отглагольными существительными. Например: «Беспринципиальность— черта характера Обломова». Автор этой фразы соединил прилагательноебеспринципныйи существительноепринципиальностьи получил несуществующее слово «бесприципиальность». Другой пример: «Молодогвардейцы проявляли чудесагероичества». Из двух слов — прилагательногогероическийи существительногогеройство— ученик образовал третье, не существующее в русском языке.
Создание неологизмов — естественный процесс в развитии языка, но до поры до времени воздержитесь от активного участия в этом процессе.