Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988


Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша (Деепричастный оборот)

Смысл этого заголовка понятен, но предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота.

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения: он может стоять в его начале, в середине и в конце. Например: 1)Войдя в класс учитель поздоровался с учениками; 2)Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками; 3)Учитель поздоровался с учениками, войдя в класс. Как показывают примеры, действие, выраженное деепричастием (войдя), относится к подлежащему.

Это положение не соблюдено в предложении-заголовке. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему. В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот: «Калоша, спрыгнув с трамвая, слетела у пассажира».

Сравните в ученическом сочинении: «Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу привычки и взгляды» (получилось, что в аристократическом обществе «жили и вращались привычки и взгляды»).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например:Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта. В подобных предложениях нет ни грамматического, ни логического (т. е. предмета речи, выраженного косвенным падежом существительного) подлежащего. Но неудачным было бы предложение типа: «Подходя к лесу, мне стало холодно»: в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот.

Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство — краткость, лаконичность. Сравним два предложения:После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. —Выполнив домашнее задание, я пошел гулять. Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например:Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал(М.Ю. Лермонтов);Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце(В.Г. Короленко).

Эту особенность деепричастных конструкций можно показать и на таком примере. Писатель Д.В. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф.М. Достоевского, но одно место ему не понравилось. «У меня, — пишет Д.В. Григорович, — было написано так:Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, — раздраженно заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую,звеня и подпрыгивая…« Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно,звеня и подпрыгивая— выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…»

«Пиша тебе об этом, жду срочного твоего ответа». Удачно ли образовано деепричастие от глаголаписать? Нет, современному литературному русскому языку оно чуждо, хотя его можно встретить у Н.А. Некрасова и А.П. Чехова. Точно так же не существуют деепричастия, включенные в приводимые ниже сочетания:бежа изо всех сил(хотя встречается у М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, В. Маяковского),берегяилибережа каждую минуту(встречается у Л.Н. Толстого),бия лошадь кнутом(но:бия себя в грудь— устойчивое словосочетание),вяжа кофту, жмя твою руку(есть у В. Маяковского),жря любую пищу(есть у В. Маяковского),лия горькие слезы, мажа хлеб маслом, могя это сделать, громко поя песни, чеша себе волосы(есть у Л.Н. Толстого). Не забудем, что писатели значительно свободнее используют потенциальные возможности языка, чем это встречается в обычной речи.

В заключение можно предложить вам небольшое упражнение на использование деепричастных оборотов и их размещение в предложении.

Задание.Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.

Образец.Левинсон постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту;улыбнувшись про себя). — Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (А. Фадеев).

1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы;достигнув перевала). 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (ведя его за руку;посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей;поднимая густую серую пыль). 6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель;вставая на рассвете). 7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса;заметив что-то интересное). 8. Старик остановился и оглянулся назад (пройдя несколько шагов;словно дожидаясь кого-то). 9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом;напоминая собой сказочных великанов). 10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички;отпив немного воды из кружки).