Культура речи и стилистика - Б.Г. Бобылев 2003
Культура речи как раздел лингвистики и учебная дисциплина
Работа над пунктограммами
Пунктуация (от лат. punctum — точка) — собрание правил постановки знаков препинания, расстановка знаков препинания в тексте. Совершенствование навыков грамотного письма невозможно без усвоения алгоритма (последовательности) работы над пунктуацией в предложении.
Прежде всего надо внимательно прочитать каждое из слов в предложении и определить, к какой части речи оно относится. Многие опознаваемы по отдельным частям слова. Например, причастия по суффиксам -вш-, -вши-, -ш-, -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- и т.д., наречия по суффиксам -о, -е.
Определив принадлежность слов к той или иной части речи, выделяем подлежащее и сказуемое. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным или местоимением, сказуемое — глаголом, кратким прилагательным или причастием. Самый распространённый вариант значения главных членов предложения — подлежащее-деятель и сказуемое-действие. Если в предложении одно или несколько однородных подлежащих-деятелей совершают (совершили, будут совершать) одно или несколько однородных действий, перед вами простое предложение. Запятая внутри простого предложения ставится в следующих случаях: 1) однородные члены, 2) вводные слова, словосочетания и предложения. 3) обращение, 4) обособленные члены предложения, 5) междометия, 6) уточняющие члены предложения, 7) сравнительные обороты. Последовательно выявляя наличие или отсутствие данных конструкций внутри простого предложения, оформляем его пунктуационно.
1.6.1. Образцы применения алгоритма поиска пунктограммы в предложении
1) В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле. (И. Тургенев)
Грамматическая основа состоит только из составного глагольного сказуемого «выгоняют кормиться», выраженного глаголом 3-го лица множественного числа настоящего времени, указывающим само действие, а не конкретное лицо (лиц), его выполняющих, и глаголом неопределённой формы. Следовательно, перед нами простое неопределённо-личное предложение. Определения «жаркую» и «летнюю», относящиеся к дополнению «пору», не являются однородными, так как выражены качественным (жаркий) и относительным (летний) прилагательными. Вводных слов, обращений, междометий, причастных, деепричастных и сравнительных оборотов нет. Следовательно, нет и знаков препинания.
2) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов и шлешь ответ. (А. Пушкин)
Выделяем грамматическую основу. Подлежащее-деятель «ты», однородные сказуемые-действия «внемлешь в шлешь». Предложение простое. В группу сказуемого «внемлешь» входят однородные дополнения «грохоту», «гласу», «крику», соединенные сочинительными союзами «и» по схеме [О, и О, и О]. У дополнения «гласу» есть однородные дополнения «бури» и «валов», соединенные союзом «и». Вводных слов и конструкций, обращений, междометий, обособленных членов предложения и сравнительных оборотов нет:
Ты внемлешь грохоту громов, / и гласу бури и валов, / и крику сельских пастухов // и шлешь ответ.
3) За вьюгой белых лепестков полетевших на дорогу я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье. (А. Блок)
Грамматическая основа «я увидел», следовательно, предложение простое. Подлежащее-деятель «я» не имеет зависимых слов. В группу сказуемого входят следующие второстепенные члены: дополнение (кого?) «девушку», дополнение (за чем?) «за вьюгой». Однородными они не являются. Каждое из дополнений имеет зависимые слова: «лепестков белых» и «полетевших». Первое из определений выражено прилагательным и стоит перед определяемым словом, второе — причастием, стоит после определяемого слова, имеет зависимые слова и образует причастный оборот, который и выделяется запятыми. Дополнение «девушку» имеет зависимые слова — «статную», «в розовом платье», «сидящую». Первые два определяют слово, но знака препинания не ставим — они не могут быть признаны однородными (отвечают на один и тот же вопрос, но выражены по-разному — прилагательное и существительное с предлогом, занимают разное положение по отношению к главному слову). Причастие «сидящую» образует вместе с зависимым словом «на скамье» причастный оборот, но запятой он не выделяется, так как стоит впереди определяемого слова. Вводных слов, обращений, сравнительных оборотов, междометий в предложении нет:
За вьюгой белых лепестков, / полетевших на дорогу, / я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье.
4) К счастью Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу. (М. Лермонтов)
Основа предложения «Печорин был погружен и не торопился». Среди второстепенных членов нет однородных. Отсутствуют междометия, обращения, уточняющие в сравнительные обороты, обособленные члены предложения. Но есть два вводных выражения — «к счастью» и «кажется», их выделяем запятыми:
К счастью, / Печорин был погружен в задумчивость и, / кажется, / вовсе не торопился в дорогу.
5) Жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов)
Основа «жизнь текла». Сравнительный оборот «как по маслу» запятыми не выделяется, так как превратился в устойчивое сочетание (фразеологизм).
6) Ax какой же вы ребята замечательный народ! (А. Твардовский)
Основа «вы народ» с пропущенным глаголом-связкой «есть». Обращение «ребята» и междометие «ах» выделяются запятыми:
Ax, / какой же вы, / ребята, / замечательный народ!
7) Съехав вниз Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться внизу. (Л. Толстой)
Основа «Долохов велел дожидаться». В предложении есть причастие «сопровождавшим» и деепричастие «съехав». Оба они имеют зависимые слова и образуют обороты. Деепричастный оборот «съехав вниз» выделяется запятой, а причастный оборот «сопровождавшим его» не выделяется, так как стоит перед определяемым словом «казакам»:
Съехав вниз, / Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться внизу.
Подводя итог, представим все вышеизложенное в виде алгоритма работы с предложением. Первый шаг — выразительное чтение предложения с целью определения логического ударения, места пауз (именно здесь предположительно могут быть искомые нами знаки препинания). Второе действие — определение принадлежности каждого из слов к определенной части речи. Не забываем при этом о возможности опознания слова по его буквенному облику. Затем ищем грамматическую основу. Если предложение простое, выделяем группу подлежащего и группу сказуемого, отыскивая в каждой однородные члены. Следующее действие — поиск вводных слов, обращений, междометий, обособленных членов, уточняющих слов и сравнительных оборотов. Вспоминаем соответствующие правила и сравниваем интонационный рисунок предложения с грамматически верным вариантом. В сложном предложении сначала определяем границы каждого простого предложения и работаем с выделенными простыми предложениями вышеизложенным порядком.
Приведём ряд примеров работы со сложными предложениями.
8) Беготня шёпот ещё отчаянно пролетевшая тройка и все глаза устремились на подскакивающие сани в которых уже видны были фигуры государя и Волконского. (Л. Толстой)
Основ предложения несколько: 1) «беготня, шёпот, тройка», 2) «глаза устремились» и 3) «фигуры были видны», поэтому предложение сложное. Между первой и второй основами связь сочинительная, между второй и третьей — подчинительная, следовательно, после слов «тройка» и «сани» ставим запятые. В первом простом предложении однородными являются подлежащие, поэтому отделяем их друг от друга запятыми. Во втором простом предложении однородных членов, обращений и вводных слов, междометий, сравнительных оборотов нет. Причастный оборот «отчаянно пролетевшая» стоит перед определяемым словом «тройка», поэтому не выделяется запятыми. В третьем предложении также отсутствуют знаки препинания:
Беготня, / шёпот, / ещё отчаянно пролетевшая тройка, / и все глаза устремились на подскакивающие сани, / в которых уже видны были / фигуры государя и Волконского.