Русские глагольные суффиксы - Г.А. Волохина, З.Д. Попова 2006
Русские глагольные суффиксы древнейшего происхождения
Суффикс -а-
Из литературы вопроса известно, что суффикс ‑А‑ унаследован из индоевропейского праязыка, где он, как считают исследователи, передавал идею длительности действия [Фортунатов, 1957, с. 273]. По теории иконичности языковых знаков это вполне объяснимо: звук А можно долго тянуть. Индоевропейское происхождение суффикса -А- констатируют все исследователи, занимавшиеся этим вопросом [Бородич, 1953, с. 83-85; Скупский, 1965, с. 303; Силина, 1982, с. 184; Черенкова, 2004, с. 43 и др.]
Долгие гласные неизменно соотносятся с выражением большей длительности глагольного действия, — заметил П.С. Кузнецов [Кузнецов, 1953(а), с. 233].
К началу исторического периода, как указывает В.Б. Силина, соотношение глагольных основ с суффиксами ‑a‑//‑aj‑ было очень распространенной моделью при образовании производных глаголов. Глагольный суффикс ‑a‑//‑aj‑ явился первым продуктивным словообразовательным средством для создания отыменных глаголов, а также для выражения неопределенного глагольного действия. Ряд глаголов сохранились в своей исходной бесприставочной форме в старославянских и древнерусских памятниках (б±гати, владати, грызати, л±тати, падати, славити, пълзати, ступати, хватати, шибати и др.). Но многие глаголы на ‑a‑//‑aj‑ зафиксированы в памятниках только с приставками (закладати, украдати, вырастати, остригати, потрясати и др.) [Силина, 1982, с. 166]. Следовательно, суффикс ‑а//‑аj‑ включался уже в приставочные глаголы (расти — прорасти — прорастати), становился средством вторичной имперфективации.
В современном русском языке находим очень немного глаголов, в которых суффикс ‑А‑ четко выделяется на фоне производящей бессуффиксной основы (выгрызть — выгрызать, потрясти — потрясать, спасти — спасать). Низкую продуктивность этого суффикса в современном русском языке отметил В.В. Виноградов [Виноградов, 1947, с. 592].
В большинстве случаев основа с суффиксом ‑А‑ и её производящая индоевропейская основа фонетически разошлись. Производящая основа, равная корню, оказывалась в составе инфинитива пред формантом ‑ti. Р. Нахтигал относит появление этой формы к балтославянскому периоду [Нахтигал, 1963, с. 110]. Перед этим формантом конечные звуки бессуффиксального корня переживали фонетические изменения, а корень с суффиксом -А- сохранялся без изменений. В зависимости от того, на какой звук оканчивался корень без суффикса, его фонетический облик менялся по-разному. Возникали такие соотношения производящей и производной основ, в которых опознание суффикса ‑А‑ затруднялось.
Укажем основные типы таких соотношений.
1. Корни на ‑д, ‑т, ‑б перед ‑ти в процессе диссимиляции получали конечную согласную ‑с, а перед суффиксом ‑А‑ конечные согласные корня сохранялись.
блюсти — (со)блюдати, |
пасти — падати, |
брести — (за)бредати, |
плести — (за)плетати, |
брести — (об)ретати, |
сести — (вос)седати, |
грести — (вы)гребати, |
скрести — (вы)скребати, |
класть — (за)кладати, |
цвести — (рас)цветати |
мести — (вы)метати, |
и т.п. |
Индивидуальную фонетическую историю переживали глаголы честь/читать. Помимо того, что в одном из них не было суффикса, а в другом он был, в корнях этих глаголов представлено древнее чередование гласных Е/И (*četti — čitati, *merti — mirati, *terti — tirati и т.п.. ср. современные: умереть/ умирать, тереть/ вытирать и др.). Обе формы сохранились в современном русском языке, обе осмысляются как глаголы несов. вида, а, сочетаясь с приставками, обе получают совершенный вид (прочесть/прочитать).
2. Корни на -г, -к перед -ти в процессе палатализации (движения языка от заднего положения к переднему) получали на стыке морфем аффрикату -Ч; перед суффиксом -А- корневые согласные сохранялись.
беречь — (при)берегати |
сечь — (вы)секати |
влечь — (за)влекати |
стеречь — (под)стерегати |
жечь — (за)жигати |
стричь — (под)стригати |
лечь — (о)блегати |
течь — (вы)текати и т.п. |
печь — (вы)пекати |
3. Носовой дифтонг, на который оканчивался корень (‑im‑, ‑in-), перед ‑ti монофтонгизировался и впоследствии превращался в — а или -jа; перед суффиксом ‑А‑ носовой дифтонг сохранялся.
жать — (до)жинать |
жать — (с)жимать |
клясть — (про)клинать |
мять — (при)минать |
начать — начинать и.т.п. |
Это может говорить о том, что суффикс ‑А‑ был достаточно продуктивным в период до образования форм на -ti, то есть до балтославянского периода.
4. Рассматривая употребление суффикса -А-, нельзя ничего не сказать о глаголах на ‑ать, в которых ‑А‑ находится в производящей и в производной основах. В ряде глаголов имеется внутренняя флексия — чередование гласных между согласными корня. Эти чередования унаследованы от праиндоевропейских времен. Корни с краткими ‑Е/О обозначали действия, ограниченные во времени, а корни с долгими Е/О обозначали повторяемость действия. В праславянский период отмечаются чередования Ь//И, Ъ//Ы, О//А [Бородич, 1953, с. 83-85], ноль звука//А долгое [Скупский, 1965, с. 303]. П.С. Кузнецов утверждал, что долгие гласные в таких чередованиях выражали большую длительность или повторяемость действия [Кузнецов, 1953(а), с. 233].
В древнерусском языке сохранялись и индоевропейские, и праславянские чередования, а также формировались новые (‑А//ЬМ//ИМ, У//ОВ и некоторые другие) [Силина, 1982, с. 184].
В глагольных корнях древнего происхождения многие из этих чередований сохраняются до сих пор, и не замечать их при изучении суффиксов невозможно.
Выделяется группа глагольных основ с чередованиями гласных в корне: ноль звука//Ы, причем обе основы оканчиваются на ‑А.
звать — (со)зывать |
рвать — (от)рывать |
слать — (по)сылать |
спать — (за)сыпать |
Отмечаются чередования: ноль звука//И в корнях глаголов, основы которых одинаково оканчиваются на -А-.
врать — (при)вирать |
драть — (раз)дирать |
ждать — (под)жидать |
жрать — (по)жирать |
стлать — (по)стилать и некоторые другие. |
Можно предположить, что сема длительности действия достаточно ярко выражалась с помощью внутренней флексии, поэтому для таких глаголов роль суффикса ‑А‑ не была решающей. Это предположение поддерживают немногочисленные пары глаголов с суффиксом ‑А‑, удлиняющим корневой гласный и перетягивающим на себя ударение (насыпать — (на)сыпАть). Наличие семы большой длительности в форме с переносом ударения, возможно, подтверждается тем, что добавление приставки не меняет несов. вида такой формы (ср. всыпАть, досыпАть, засыпАть и т.п.), а форму совершенного вида можно образовать с приставкой от глагола с ударением на корне (всЫпать,засЫпать, насЫпать и т.п.) Аналогично ведут себя глаголы резать — (в)резАть, кликать — (с)кликАть.
И в этой группе есть глаголы с индивидуальной фонетической историей. Например, любопытен ряд стлать/ стелить/ (за)стилать, в котором все формы обозначают длительное действие, а производное существительное стол добавляет еще один компонент внутренней флексии (ноль звука/ Е/И/О).
Несомненно, сохранение следов древнейших чередований гласных в корнях глаголов, соединяющихся с суффиксом ‑А‑, порождает отдельные аномалии в словообразовательных рядах современных глаголов, что создает затруднения в соблюдении норм литературного языка.
5. У значительной группы глаголов с суффиксом ‑А‑ нет исходной производящей основы без суффикса. Возможно, эти глаголы образовались сразу с суффиксом -А-, так как они изначально обозначали длительное (длящееся) действие. Но могло быть и так, что их производящая основа без суффикса утрачена. Например, Макс Фасмер находит для целого ряда таких глаголов инославянские, балтийские и индоевропейские аналоги с тем же корнем, но без суффикса -А-.
К славянским глаголам без исходной бессуффиксной основы относятся глаголы определенного или неопределенного движения. Суффикс -А- более характерен для глаголов неопределенного движения (летать, катать, ползать, плавать, ступать), но он возможен и у глаголов определенного движения, в которых он мог указывать на длительность движения (ехать, бежать). Наряду с глаголами, имеющими парные словоформы, обозначающие однонаправленное перемещение (лететь, катить, ползти, плыть, ступить), среди глаголов с суффиксом ‑А‑ находим и такие, которые обозначают только разнонаправленное движение (порхать, прыгать, рыскать). Есть глаголы с суффиксом ‑А‑, обозначающие только однонаправленное движение (драпать, гнать, мчать), глаголы приведения в движение объекта (дергать, двигать, колебать, качать, шатать). В дальнейшем такие глаголы получили пару совершенного вида с суффиксом ‑НУ‑ (об этом ниже).
Глаголы, пришедшие в современный русский язык из общеславянского уже с суффиксом ‑А‑, составляют несколько более или менее чётких лексико-семантических групп.
® Глаголы ЛСГ «бытие» обозначают факт существования субъекта/ объекта в разных состояниях и фазах, разнообразных проявлениях.
блистать |
мелькать |
витать |
мерцать |
держать |
обладать |
дремать |
осязать |
дрыхать |
ощущать |
жаждать |
сверкать. |
лежать |
спать |
Некоторые из них сохранились только в основах с приставками (‑зябать, ‑зирать, ‑кучать, ‑сякать, ‑тачать, ‑чезать, ‑ухАть).
Образование таких основ могло произойти и в балтославянский, и в более ранний индоевропейский периоды от древнейших корней.
® Большая группа таких глаголов называет разного рода длительные действия, совершаемые руками и другими частями тела человека и животных, в том числе жесты и мимику.
Действия, совершаемые руками человека:
брать, бросать, брызгать, ворочать, вязать, касать(ся), кидать, коверкать, кромсать, махать, облекать, пускать, трогать, чесать, щупать.
Укажем также основы, не употребляющиеся в настоящее время без приставок: ‑гибать, ‑сягать, ‑шибать.
Действия человека, совершаемые другими частями тела:
глотать, дышать, жевать, жрать, кивать, кусать, лобзать, мигать, моргать, нюхать, рожать.
Действия частей тела животных:
бодать, клевать, прядать, лакать, лизать.
® Глаголы с суффиксом ‑А‑ называют также разнонаправленные и повторяющиеся движения, совершаемые человеком при воздействии на объект:
искать |
отверзать |
купать |
прятать |
кутать |
пускать |
мазать |
сыпать |
марать |
терзать |
мешать |
трепать |
Не употребляется без приставки основа — дражать.
® Выделяется группа глаголов с суффиксом ‑А‑, обозначающих производственные процессы.
ковать |
питать |
стлать |
копать |
полоскать |
строгать |
корпать |
прать |
черпать |
кропать |
резать |
штопать |
орать |
стегать |
|
пахать |
стирать |
Не сохранились без приставок основы: -зидать, -лагать, ‑рушать.
Состав этих наиболее древних глаголов позволяет подтвердить исторические сведения о том, что предки славян шили, стирали и мыли, строили, возделывали землю и обрабатывали металлы.
® Из общеславянского языка пришли также глаголы с основой на ‑А‑, обозначающие речемыслительную деятельность.
ведать |
лгать |
внимать |
молчать |
врать |
писать |
гадать |
присягать |
думать |
хвастать |
звать |
читать |
калякать |
а также основы: -казать, -рицать, -тязать, -мекАть.
® Глаголы интеллектуально-модальных состояний: дерзать, старать(ся), желать, мешкать.
6. Во многих случаях производящая основа глаголов с суффиксом ‑А‑ вполне прозрачна. Надо думать, что такие глаголы образовывались позднее рассмотренных выше. Наблюдения над ними показывают, что они несут те же словообразовательные значения, которые мы обнаружили у глаголов, утративших производящую основу. Все такие глаголы называют длительное действие или состояние.
Вполне прозрачна словообразовательная модель, по которой глаголы с суффиксом -А- образуются от имен существительных для обозначения тех или иных длительных действий. Уже в общеславянском языке таких глаголов, судя по материалам М. Фасмера, было немало. Такие глаголы обозначали следующие виды действий.
® Длительное действие, совершаемое с помощью орудия, средства, называемого соотносительным с глаголом существительным:
вонзать, нанизать (нож) |
лапать (лапа, лопата) |
орошать (роса) |
пичкать (пища) |
путать (путы) |
слушать (слух)/ слухать/ слышать |
телепать (телепень — ядро на цепи, кистень) |
щипать (щепоть) |
Современные примеры этой же группы:
венчать |
пеленать |
клепать |
печатать |
латать |
погрязать |
листать |
седлать |
лузгать |
хомутать и нек.др. |
обуздать |
® Длительное действие, нацеленное на результат, обозначенный производящим существительным. М. Фасмер приводит общеславянские лексемы: комкать (комок), обличать (лик, лицо), глагольную основу -стигать (стезя, стогны). Добавим современные глаголы: брататься, мужать, оправдать, обожать, опухать, пластать, пятнать, светать, щепать.
® Длительное действие, реализующее процесс, указанный производящим существительным. У Фасмера отмечены:
завтракать (завтрак) |
кувыркать (кувырок) |
ласкать (ласка) |
лишать (лихо). |
скучать (скука) |
уповать (упование - надежда) |
Добавим современные глаголы:
гневаться |
работать |
ужинать |
голодать |
сочетать |
улыбаться |
клеветать |
страдать |
хлопотать |
мечтать |
трепетать |
хворать |
обедать |
ужасаться |
холодать |
® Длительное действие, реализующее коммуникативное намерение, указанное производящим существительным. Глаголы, объясняемые М. Фасмером:
запрещать (запрет) |
карать (кара) |
обещать (обет) |
пытать (пытка - спрашивать) |
ругать (руга - насмешка) |
убеждать (беда) |
уважать (вага - весы). |
7. Глаголы с суффиксом -А- могли образовываться и от прилагательных. В Словаре М.Фасмера их почти нет. Если исключить предположительно возводимые к прилагательным прыгать, пускать, лишать, которые находят и другие объяснения, то остаются более или менее достоверные опростать (простой, то есть пустой) и корнать (корный, короткий). В современном русском языке таких глаголов, соотносительных с прилагательными, но допускающими и другую деривацию, больше. Они несут словообразовательное значение «постепенно, длительно становиться таким, как указывает производящее прилагательное». Таковы глаголы:
ветшать |
нищать |
дичать |
отмякать |
дорожать |
плошать |
затихать |
серчать. |
крепчать |
тончать |
легчать |
тощать |
мельчать |
уменьшаться |
Не употребляется без приставок основа из этой же группы -поздать.
Некоторые глаголы этой группы могут выражать другие словообразовательные значения. Например, «длительно воздействуя на объект, делать его таким, как указано производящим прилагательным»: величать, коротать, приобщать, отчуждать. Или «проявлять свойство, обозначенное производящим прилагательным»: налипать.
Достаточно активно идет образование таких глаголов от прилагательных сравнительной степени. В целом же эта словообразовательная модель непродуктивна.