Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Лексика
Фигуры речи как выразительные средства языка
Выразительность, образность придают речи не только лексические, но и грамматические средства, а также приёмы их использования. Важное место среди них занимают фигуры (лат. figura — образ, вид).
Фигуры — это формы речи, усиливающие её воздействие благодаря определённым лексическим средствам и синтаксическим построениям. К фигурам относятся антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, инверсия, многосоюзие и бессоюзие и др.
Антите́за (от греч. antithesis — противопоставление, противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами, например:
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт... (П.)
Оксю́морон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — соединение противоположных по смыслу слов, например:
...Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (П.)
Града́ция (от лат. gradatio — постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости, например: При одном предположении подобного случая вы должны были... испустить ручьи... реки, озёра, океаны слёз! (Дост.)
Параллелизм (греч. parallelos — идущий рядом) — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей, например:
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и молния, и слёзы. (А. Фет)
Параллели́зм — одна из наиболее характерных черт поэтической речи. Сходство в построении предложений подчёркивает связь образов. Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.
Ана́фора (от греч. anaphora — вынесение вверх, повторение), или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте, например:
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И верной правды торжеством... (Л.)
Эпи́фора (от греч. epiphora — концовка) — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. Ср.: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.)
Инве́рсия (от лат. inversio — перестановка) — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи, ср.: Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? ...Время придёт — и будет Россия новая. (Шм.)
Бессою́зие и многосою́зие — фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной, например:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (П.)
Во втором случае — при многосоюзии — речь, напротив, замедляется, повышается смысловая значимость перечисляемых элементов, например: Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и ничего нет, и опять в дороге. (Г.)
Различные фигуры речи могут сочетаться в одном тексте и взаимодействовать с тропами, они позволяют глубже понять смысл произведения, увидеть изображаемое многоплановым.
82. Прочитайте. Найдите фигуры речи и определите их тип.
1) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (П.)
3) Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна...
Это всё — весна. (А. Фет)
4) Тишина стоит из века в век — синяя, громовая, густая. (Ю. Кузнецов) 5) Не отведав горького, не узнаешь сладкого. (Посл.) 6) «Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? (Аст.) 7) Забывается быстро плохое, а хорошее долго живёт. (К. Ваншенкин) 8) Горячий снег. (Ю. Бондарев)
83. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Ночь». Какие выразительные средства в нём используются? Как они связаны друг с другом? Какую роль в построении текста играют фигуры?
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава орошённых степей.
Ночь. Вокруг тишина,
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
84. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания и раскрывая скобки. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль высказывания. Определите стилевую принадлежность текста. Продолжите синонимический ряд, подобрав свои примеры перифраз: Санкт-Петербург — Северная Пальмира, … ; Пушкин — основоположник русского литературного языка, … .
Перифраза средство выразительности языка. Это оборот речи который сост..ит в замене слова описательным сочетанием содержащем элемент характеристики подчеркивания какой(либо) стороны качества признака описываемого предмета явления или лица и являясь синонимическим средством языка помогает избежать (не)оправда..ых повторов в тексте. Одни перифразы отр..жают (обще)принятую (обще)извес(?)ную характеристику об..екта и благодаря этому они понятны и (не)завис..т от контекста (сатиры смелый властелин — Фонвизин; создатель жанра высокой комедии — Мольер; туманный Альбион — Англия; Страна восходящего солнца — Япония и др.).
В тексте могут употребляться и контекстуальные перифразы которые вне контекста становят(?)ся многозначными. Так словосоч..тание великий сатирик может быть отнесе..о и к Мольеру и к Фонвизину; великий поэт и к Данте и к Петрарке и к Пушкину и к Лермонтову и к ряду других мастеров мировой литературы.
Такие перифразы пр..обр..тают конкретное значение лиш(?) в контексте.
Свойство перифразы кратко и ёмко характеризовать об..ект широко использует(?)ся как средство выразительности языка и в художестве..ых и в публицистических текстах. (По Д. Степановой)
85. Прочитайте ряд обозначений автора «Горя от ума» — автор пьесы, Грибоедов, современник Пушкина, выразитель идей декабризма, Александр Сергеевич, драматург, один из образованнейших людей своего времени. Какие перифразы из указанного ряда могут быть использованы в сочинении: а) с целью избежать повтора; б) для характеристики, подчёркивания каких-либо качеств; в) для указания на направление творческой деятельности Грибоедова? Подберите и запишите возможно большее число перифраз к имени одного из представителей русской культуры, истории (по выбору: Ломоносов, Радищев, Жуковский, Суворов и др.).
86. Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Озаглавьте его и составьте план. Приведите примеры, доказывающие основные положения текста. Объясните употребление знаков препинания в последнем абзаце. Подготовьтесь к пересказу этого текста.
Что же сближает и различает тропы и фигуры? И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, глубже понять смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи. Но между ними есть и различия.
Троп — это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым. Одно воспринимается через другое, более известное. Троп, таким образом, представляет собой определённую форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием.
Фигура, напротив, форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше познание. Её главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным. Особая группировка слов, их определённое расположение способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействие текста. (По Л. А. Новикову)