Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018

Орфоэпия
Орфоэпические нормы русского языка

Как указывалось выше (см. § 3), в литературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребление грамматических форм, подчиняется определённым нормам. Рассмотрим некоторые из них.

1. В русском литературном языке в безударном положении не произносится звук [О]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а], например: к[а]за (ср.: к[о]зы), [а']писание (ср.: [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишутся по-разному.

2. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а]), в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и], например: лесок, весна, плясать (ср.: лес, вёсны, пляска). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [И], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.

3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, т, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб ([п]), глубь ([п’]), ловко ([ф]), кровь ([ф’]), ногти ([к]), подход ([т]), багаж ([ш]), замазка ([с]), вчера ([ф]), вцепиться ([ф]), подщёлкнуть ([т]).

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: просьба ([з’]), молотьба ([д’]).

4. В некоторых сочетаниях согласных (стн, здн и некоторых других) происходит выпадение звука, хотя на письме буква и пишется, например: уста — устный; ездить — наездник; солнышко — солнце; лестница, окрестности, поздно, чувства.

5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: античный, вечный, дачный, качнуть, Млечный Путь, ночной, отлично, порочный, прочный, точный и мн. др. Однако в некоторых словах сочетание чн произносится как [шн], например: конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, Саввична, Никитична, Фоминична и др.

В некоторых словах допускается двоякое произношение, т. е. и [чн] и [шн], например: булочная, сливочный, яичный, гречневый.

6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти и др. Но в союзе что и в местоимении что, а также в производных от них словах пишется чт, а произносится [шт], например: что, чтобы, что-то, кое-что.

7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла; в других — как одиночные, например: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигновать, грамм.

8. Во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье ([тэ]), атеист ([тэ]), денди ([дэ]), кашне ([нэ]), кафе ([фэ]), партер ([тэ]), резюме ([мэ]), стенд ([тэ]), шедевр ([ДЭ]).

Однако в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, фермер, шинель.

9. В возвратных глаголах на конце пишется -ться или -тся (умываться, умывается), а произносится одинаково — [цца].

10. В начале некоторых слов пишется сч, а произносится [щ’], например: счастье, счёт.

11. Следует правильно выделять ударные слоги в словах:

Справки о нормах правильного произношения можно найти в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» или в «Школьном орфоэпическом словаре русского языка» П. А. Леканта и В. В. Леденёвой.

    93. Прочитайте. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов, указав в каждом: 1) количество слогов, место ударения; 2) гласные звуки (ударные и безударные) и буквы, их обозначающие; 3) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий) и буквы, их обозначающие; 4) количество звуков и букв в слове.

1) Отлет (птиц) — (молодой) атлет; развеваться (по ветру) — (бурно) развиваться; везти (сено) — вести (беседу). 2) Ночной патруль; властный жест; наши мечты, стоять у кассы, темпы роста.

    94. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произнесение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком порядке: 1) с непроизносимыми согласными; 2) с сочетанием чт, произносимым как [шт]; 3) с сочетанием чк, произносимым как [шн]; 4) с сочетанием ч«, допускающим произношение [шн] и [чн].

Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат, конечно, исполнить, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.

    95. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение иноязычных слов с двойными согласными и согласными перед е. Выпишите слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э]. Укажите (устно) лексические значения выписанных слов.

Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, удвоить темпы, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, модное ателье, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, громадный стенд, шёлковое кашне.

    96. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спишите, обозначая его. При затруднении проверьте это по списку слов в п. 11 настоящего параграфа.

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы.

    97. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите в них ударение.

    98. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них ударение.

    99. От данных глаголов образуйте краткие страдательные причастия прошедшего времени и укажите в них ударение.

Взять — взят, взята́, взя́то, взя́ты, начать, придать, принять, продать, прожить, раздать, созвать.

    100. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Спишите. На каких правилах основано написание пропущенных букв?

1) Утки над озёрами подняли крик. (А. К. Т.) 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. (Верш.) 3) Уже огни были зажж..ны. (Ч.) 4) Длинные волосы его были совсем белы. (П.) 5) Половина из этих полос была уже скош..на. (Л. Т.) 6) Здания и заборы были окле..ны плакатами. (Перв.) 7) В гробнице найд..но зерно сухой египетской пшеницы. (Щип.) 8) На среднем портрете изображена была женщина молодых лет. (Т.) 9) Многолюдны и многочисл..ны города, разброс..ные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие величеств..ную эту страну. (С.-М.)

    101. Спишите. Правильно прочитайте эти слова. Объясните значение выделенных слов.

Цвет сп..ктра, забавный ..пизод, ди..тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, последняя мод..ль, длинный тун..ль, прекрасное шос.., картофельное пюр.., горячий коф.., опасный инцидент, медленная ..волюция, плавательный бас..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..псель, разбить пенен.., тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами, новый про..кт, тёплое кашн.., м..р города.