Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018

Морфемика. Словообразование. Орфография
Правописание гласных в корне слова

Виды орфограмм — гласных в корне

Безударные проверяемые

гласные

Безударные непроверяемые гласные

Чередующиеся гласные

Буквы ё — о после шипящих

Буквы и, а, у после шипящих

Буквы и — ы после ц

сожаление — жаль удивление — диво

реставрация

шедевр

избирать

угорать

прикасаться

растение

шёрстка

жёсткий

шорох

чудеса

шипов

ник

чаща

циклоп

пацифист

акация

цыган

Безударные гласные в корне

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

1) выяснить лексическое значение слова (или корня);

2) определить, проверяется ли безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся;

3) выбрать способ проверки гласной в корне.

Чередование гласных в корнях слов

    Запомните корни с чередованием гласных!

    Гласные в них не проверяются ударением!

    134. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.

Шансы на успех весьма малы. — Стояли на молу. Зализать рану. — Залезать на дерево. Посветить фонарём. — Посвятить стихотворение другу. Спешим на поезд. — Спишите задание. Умолять о пощаде. — Умалять роль. Увядать без воды. — Увидать чудо. Укротить зверя. — Прекратить разговоры. Завила кудри. — Завела разговор.

135. Объясните написание гласных в корнях слов.

Долина, карикатура, обаяние, очарованный, преподаватель, развеваться на ветру, удаляться от берега, умалять значение, благословить на хорошие дела, раздражаться, наслаждение, расстелил, заблистать, впечатление, растение, водоросли, примерять платье, примирять друзей, хорошо загореть, заря разгорается, предполагать, приложение, оптимизм, привилегия.

    136. Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графически выбор гласной в корне.

Пол..скать собаку, пол..скать бельё, знамёна разв..ваются, разв..вающиеся контакты, раздр..жать маму, задр..жать от холода, об..жать стадион, об..жать малыша, пок..рать обидчика, пок..рить вершину, обл..гчить ношу, обл..чить ложь, просл..влять героя, благосл..влять на подвиг, прож..вать хлеб, прож..вать в доме, упл..тить долги, дост..жения в спорте, прив..дение к знаменателю, расст..латься по д..лине, пос..деть от горя, пос..дел на скамейке, сокр..тить расходы, прекр..тить ссору, работник просв..щения, зав..зировать документ, зав..зался спор.

    137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл..жить, пол..жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распол ..житься, вл..жение, сл..гаемые, пол ..г, предпол..жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, недор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..стать, р..стения, р..сту- щий, выр..щенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, зан..мать, пон..мать, нач..нать, выж..чь, взб..раться, проб..раться, пост..лить, отб..рать, заж..гать, соч..тать, соч..тание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прикоснуться, прик..сание, коснуться, прик..сновение, прик..саться, к..сательная, неприкосновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, г..релый, уг..реть, разг..раться, подг..рать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром..каемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, р..вносторонний, всё р..вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять условия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, ск..чок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пл..вунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кЛоНяться, поклониться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, з..рька, з..рево, оз..рение, з..ревать.

    138. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Объясните графически выбор орфограммы. Дайте толкование выделенных слов.

I. 1) Глупцы не разумом, не честностью бл..стали, но золотом одним. (Батюш.) 2) Цв..ты последние м..лей р..скошных первенцев полей. (П.) 3) Бл..снёт заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (П.) 4) Вой протяжный г..лодных волков раздаётся в тумане др..мучего леса. (Полон.) 5) Сосны в барх..те зелёном, и душистая см..ла по чешуйчатым колоннам янт..рями пот..кла. (К. Фофанов) 6) Под золотом з..ри берёзовый лесок. (Надсон) 7) Берёзы ст..яли все белые, без блеску, белые, как только вып..вший снег, до которого ещё не к..снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (Т.) 8) Небо, полное гр..зою, всё в зарницах тр..петало. (Тютч.) 9) Тихо ночь л..жится на вершины гор. (Ник.) 10) Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на праздной борозде. (Тютч.) 11) Над рекой наклонясь, что-то шепчет камыш. (И. Сур.) 12) Слабый ветер чуть слышно переб..рает л..ству над головой. 13) От цв..тов в п..лисаднике шёл дурманящий зап..х. 14) Здесь так внезапно обрывалась суша и расстилалась вечная вода! (В. Ленц.) 15) Я предпол..гал, что льдина где-то уткнётся в песок моего берега. (В. Ленц.) 16) И тогда из зар..слей орешника выск..чила большая белобокая собака. (В. Ленц.) 17) За широким окном св..ркала под лучами снежная р..внина. (В. Ленц.) 18) В коллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, зан..сённых в Красную книгу. (Н. Замятина) 19) Рёв нар..стал, заполняя весь мир, разд..рая уши. (Струг.) 20) Не так часто приходится встречать людей, успешно сочетающих умение работать и головой, и руками. 21) Ск..пт..цизм никогда не повредит, а вот излишний опт..мизм пугает. 22) Пароход, бл..стающий г..рляндами, поплыл дальше. 23) Сердце т..скливо зам..рало от прибл..жающихся звуков боя. (Б. Акун.) 24) Донёсся быстро нар..стающий вой с..рены. 25) И долго потом на обг..релых холмах не р..сла трава. (В. Шклов.) 26) События разв..вались самым непредсказуемым образом. 27) Прислонившись к стене, он см..трел на б..рюзовую воду б..ссейна, покрытую м..льчайшей п..утиной дождя. 28) Все попытки про..снить с..туацию ни к чему не прив..ли.

II. 1) Как всегда, вид вечернего города нав..вал п..чаль. 2) Мне запомнились только долгие в..лос..педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3) Ф..нари за к..сым деревянным з..бором г..рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в..село несколько мелких звёзд. 4) Лес уп..рался в высокий з..бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм..илась ржавая к..лючая проволока. 5) Остальные ребята из нашего эк..пажа появлялись в училище постепенно. 6) Склон перех..дил в лабиринт скал, между которыми пл..скалось море.

(В. Пелевин)

III. 1) Синие глаза его заг..рались весёлым насмешливым огнём. 2) Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изложению своих мыслей. 3) А над деревней синим огнём г..рело июльское небо. 4) Д..леко-д..леко м..лькали з..рницы. 5) Всё как-то не наступало желанное равновесие в душе его. 6) Вожак [волк] пор..внялся с лошадью и выб..рал момент, чтобы прыгнуть на неё. 7) Сердце зам..рает от необъяснимой, тайной радости. 8) Князев в хорошем, мирном расположении духа прошёлся по деревне. 9) Пос..девший Байкал с..рдито шумел, хл..стал каменистый берег, точно на нём х..тел вым..стить теперь всю злость, какую нак..пил за тр..вожную ночь.

    139. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Нужно ли относить выделенные слова к разряду «словарных», т. е. требующих запоминания написания? Составьте с выделенными словами предложения и запишите их. Докажите, что слово критика многозначное.

Из биографии слов...

Часто написание безударной гласной в корне иностранного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. Иванова даёт такое толкование слов критерий и критика.

Критерий — «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».

Критика — одно из значений — «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».

    140. Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб..раться, нагром..ждение, подск..чить от уд..вления, вым..кший под дождём, зан..маться математикой, отобр..жать жизнь, расст..латься (в)дали, бл..стящий ответ, заж..гательный номер, прор..стает весной, ср..внить числа, насл..ждаться музыкой, лёгкое отт..ржение, акк..мп..нировать певцу, уд..литься от берега, к..снуться руки, неукр..тимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое словосоч..тание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, неисс..каемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гательное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, просв..тительская работа, совм..щать должности, отр..сль промышленности, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выч..тания, заражение крови, г..рит з..ря, получить нар..кание н..чальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, отважный пл..вец, зап..ч..тлеть на фотографии, к..сательная линия, дост..жения науки, об..ятельный человек, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.

    141. Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкование их значения. Подберите синонимы к словам тр..ктовать, ..бсурд, инв..стиции. Составьте с ними предложения.

Аб..туриент, ад..птация, инв..стиции, асс..циация, в..кансия, к..нт..нгент, ут..пический, ан..логия, ..бсурд, тр..ктовать, алл..т..рация, алл..гория, ап..гей, опт..мизм.

    142. Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.

Из биографии слов...

а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + действие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.

б) Изощрённый — от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); испещрять — от «делать что-либо пёстрым, покрывать, усеивать какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; щепетильный — от «щепка, мелочь», «порядок в мелочах по отношению к внешнему виду»: воплотить — от во + плот + и + ти (от плоть — «тело») (вошло в плоть и кровь); вопреки (во + прекъ) — препятствие, запрет; восхищение (вос + хитити) — хватать; первоначально «похищение, ловкая ловля» (ср.: хищник), затем «чувство радостного удовлетворения», «восторг»; истязать (ис + тяз + а + ти) — тянуть, тащить (ср.: тяга).