Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018

Морфемика. Словообразование. Орфография
Правописание гласных после шипящих и ц

Буквы и, у, а после шипящих

Правило

Примеры

После шипящих в русских словах вместо ы, ю, я пишется и, у, а

жить, чудо, чаща

    Исключение: брошюра, жюри, парашют.

Буквы ы — и после и

    143. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значение выделенных слов.

Ин..ц..атива, классиц..зм, делегац..я, акц..онер, лисиц..н, агитац..я, декл..рац..я, антиц..клон, бледнолиц..й, газификац..я, ц..ремония, интелл..генц..я, ц..пенеть, модернизац..я, опт..мизац..я, канц..лярия, ц..вилизац..я, операц..я, ц..низм, прец..дент, исц..лить, Синиц..н, коэфф..ц..ент, провинц..альный, эск..лац..я, коллекц..я, Птиц..н, лиц..мер, эксплуатац..я, ин..ц..алы, демократизац..я, ц..нзура, кристалл..зац..я, проц..дить, инцидент, ц..ркуляр, плоскогубц.., ц..линдр, ц..рюльник, процедура, комп..нсац..я, д..сс..миляц..я, принц..пиальность, ц..плята, взять под уздц.., расц..ловаться, дисц..плина, оц..пенеть, щипц.., рец..див, нац..я, ц..кличность, рац..он, ауд..енц..я, грац..озный, сц..пление, соц..ология, ц..лебный, энц..клопедия, тр..диц..я, рез..денц..я, спец..алист, рест..врац..я, информац..я.

    144. Спишите, вставляя пропущенные буквы; объясните графически выбор орфограммы в корне.

Обн..жившиеся склоны; погл..щена чтением ф..нтастики; ранние сум..рки; бл..стящие льды; осв..тить пр..блему; осозн..вать сложность вопроса; удачное звукоподр..жание; разр..дить ..тмосферу; прес..кать попытки; св..щенный долг; ст..сняться своей неловкости; своевременное пок..яние; привл..кательный п..лисадник; обл..чать пороки; искреннее изв..нение; полезное времяпрепров..ждение; точное летоисч..сление; стр..жайший запрет; пор..ждать полем..ку; подл..иное мастерство; огл..шать список; неприк..сновенный запас; прич..нять боль; з..ря разг..рается; л..пестки прич..дливых р..стений; м..рцающий свет; ш..рокий ди..п..зон; прекрасный к..мпл..мент; далёкий к..нт..нент; ор..гинальное решение пр..блемы; ..раторское искусство; проскл..нять прил..гательное; выж..гать рисунок; изм..нить пол..жение; прос..ка зар..стает; выступать в ц..рке; ц..плята выр..сли; семена прор..сли; бл..стает ч..стотой; изб..рать д..л..гатов к..нф..ренц..и; лестное ср..внение; ненужная бл..готв..рительность; зонт пром..кает; обм..кнуть кисть в краску; подм..чивший свою р..путац..ю; пл..вучий дом отдыха; использовал ц..тату; просв..тительская работа; увл..чение арх..тектурой; стр..дать от зноя; обн..ружить автогр..ф поэта; возобн..вление движения; вп..ч..тление от прочитанного; зал..вается жаворонок; ок..заться св..детелем; зам..нить в л..вушку; вопл..щение зам..сла; истинное насл..ждение; прид..вать зн..чение; обн..ружить д..фект; новое разоч..рование; ум..ротв..рённый взгляд; страшное пор..жение.

    145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитайте текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в тексте? Составьте схемы выделенных предложений. Выпишите из текста по два слова: 1) без окончания; 2) с нулевым окончанием. Укажите, к какой части речи они относятся. Подберите синонимы к слову засверкать. Найдите в тексте градацию. Какова её роль?

Путешественники проб..рались сквозь зар..сли наполненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма радела и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные очертания скалистых гор. Небо быстро бл..днело звёзды тускнели таяли на глазах и исчезали.

...Это была ш..рокая д..лина поросшая высокой розовой травой. Линию г..ризонта закрывала тёмная гр..да леса. Он т..нулся в сторону скал и т..рялся где(то) в предгорьях. Справа д..лина постепенно пон..жалась и (по)видимому заканчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч..тливо доносились ш..рох и плеск воды. Однако разгл..деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м..хнатым облаком в ..сел туман.

Но вот небо над д..лёкими горами покраснело нак..ляясь всё ярче и ярче и стало наконец б..гровым. Вершины гор внезапно осл..пительно засв..ркали и на д..лину от гор упали длинные тени. И в свете разг..рающегося дня путешественники вдруг увидели: всё что р..стёт на этой пл..нете уд..вительно розового цвета. Зач..рованные они молча смотрели по сторонам. (По В. Губареву)

    146. Какие из приведённых ниже эпитетов, взятых из «Словаря эпитетов русского языка» К. Горбачевича, Е. Хабло, можно использовать в сочетании со словом небо, говоря 1) о цвете, наличии или форме облаков; 2) о наличии или отсутствии солнца; 3) о впечатлении, психологическом восприятии? Какие эпитеты к данному слову можно было бы использовать в тексте упражнения 145?

Предрассветное, блёклое, безмятежное, тихое, ласковое, тоскливое, дымное, мглисто-багровое, предутреннее, таинственное, огненное, румяное, пурпурное, притихшее.

    147. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Найдите в тексте градацию. С какой целью её использует автор? Подберите синонимы к слову нест..рпимый (мороз), расположив их в порядке усиления признака.

Над ровным полем аэродрома св..стит ветер. Он взм..тает сухую п..лену снега швыряет в лицо к..лючую пыль обж..гает глаза нест..рпимым морозом не д..ёт вздохнуть. Металл если к..снуться его без п..рчаток мгновенно прил..пает к рукам. Но у самолётов в т..мноте к..пошатся люди...

Ветер пош..веливает на земле самолеты насквозь пронизывает тело кожа сл..зает с пальцев обожженная стылым металлом; небо уже бл..днеет вялым зимним рассветом а техники упрямо прод..лжают готовить машины: ветер разгонит облака и погода несомненно станет лётной. (Л. Соболев)

    148. Спишите. К выделенным словам подберите синонимы.

1) Слава Кутузова неразрывно соед..нена со славою России. (П.) 2) Благосл..ви, поэт... В т..ши парнасской сени я с треп..том скл..нил пред музами колени. (П.) 3) Я стал писать охотничьи рассказы, просл..вляющие радость жизни. (Пришв.) 4) Гиацинты изд..вали в маленькой комнатке сильный зап..х. (Гонч.) 5) Оч..рование сна ещё не рассеялось. (Пол.) 6) Мартьянов с..дел неподвижно, как изв..яние. (М. Г.) 7) Спичка дог..рала, обж..гая пальцы Якова Лукича. (Шол.) 8) Бл..стели отл..акированные росой рельсы. (Шол.) 9) Аппарат мчался по к..сательной против вр..щения Земли. (А. Н. Т.) 10) Рощин на ск..ку соск..чил с с..дла. (А. Н. Т.) 11) Из-за деревьев в..днелась светлая крыша оранжереи и из-под оврага подн..мался р..стущий туман. (Л. Т.) 12) Никита, отщ..пнув сухими и очень белыми пальцами мякиш хлеба, м..кал его в мёд и, не тор..пясь, ж..вал. (М. Г.) 13) По р..внине быстро разливалась тьма, погл..щая очертания. (Кор.)

    149. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится этот текст. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Перескажите текст, используя форму изложения от 3-го лица.

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как бл..готворный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увл..кавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эст..тическое образование.

Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской литературы. «Вот вам т..ория искусства, — сказал Уваров обр..щаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, — а вот и самоё искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приг..товленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригл..сил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше насл..ждение видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню всех подробностей сост..зания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса. (И. Гончаров)