Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Морфология - Самостоятельные части речи
Причастие
Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
В прилагательных, образованных от глаголов, может писаться как н, так и нн.
Пишется нн:
а) в прилагательных, образованных от страдательных причастий на -ованный, -ёванный, например: организованный, электрифицированный, балованный, корчёванный и т. д. (но: кованый, жёваный);
б) в прилагательных, образованных от глаголов с приставками, например: поношенный (костюм), подержанные (книги), растерянный (вид), умеренный (климат), отвлечённое (изложение), доверенное (лицо), отчаянный, окаянный и т. д.
Исключения: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое;
в) в немногих прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (иногда с приставкой не-), например: желанный, священный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный и др.
Одно н пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, например: бешеный, жареный, копчёный, кошеный (луг), писаный (писаная красавица), ломаный (ломаная линия), краденый, мешаный, сеяный (сеяная мука), правленый (текст), мощёный (тротуар), кованый (сундук), топлёный (топлёное масло), тканый (тканая скатерть), непрошеный (гость), мороженое (мясо), а также существительное мороженое.
Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сходных с ними причастий, которые пишутся с двумя н. Такие причастия имеют при себе зависимые слова: раненный (пулей), правленный (мною текст), писанные (людьми законы) и т. д.
2. Существительные на -ник, -ниц-а, образованные от глагольных прилагательных с одним или двумя н или от страдательных причастий, соответственно пишутся с одним или двумя н, например: путаный — путаник — путаница; учёный — ученик — ученица; но: воспитанный — воспитанник; посланный — посланник.
О правописании н или нн в прилагательных, образованных не от глаголов, говорилось выше (см. § 44).
318. I. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.
Ране..ый боец — изране..ый солдат; сея..ая мука — посея..ое зерно; кипячё..ая вода — вскипячё..ое молоко; краше..ый пол — покраше..ый забор; коше..ый или некоше..ый клевер — скоше..ая трава; стреля..ый воробей — подстреле..ая птица; пуга..ая ворона — испуга..ая лошадь; гашё..ая или негашё..ая известь — погаше..ый костёр; тка..ая скатерть — вытка..ый ковёр; жжё..ый кофе — сожжё..ое письмо; копчё..ая колбаса — закопчё..ые стены; балова..ый ребёнок — избалова..ое дитя — девочка избалова..а родителями; кова..ый меч — некова..ое железо — скова..ые движения; стриже..ый мальчик — стриже..ые под польку волосы — остриже..ая голова; дистиллирова..ая вода, линова..ая тетрадь, асфальтирова..ая улица.
II. От данных слов образуйте существительные при помощи суффикса -ик или -иц-а и подчеркните н или нн. Составьте с ними словосочетания (устно).
Воспитанный, варёный, масленый, посланный.
319. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.
I. 1) День был серый и ветре..ый. Кругом пусты..ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2) В небольшом, оклее..ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля..ой краской, на блестящем, краше..ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновес..ые брёвна, определё..ые на вековое стояние... Всё было пригн..но плотно и как следует. (Г.) 4) С отчая..ым криком Никита кинулся на пол. (А. Н. Т.) 5) Смышлё..ый мальчишка понравился матросу. (Н. О.) 6) В сенях встретила его [Дубровского] няня и с плачем обняла своего воспита..ика. (П.) 7) Что такое станцио..ый смотритель? Сущий муче..ик четырнадцатого класса. (П.) 8) Зала и гости..ая были темны. (П.)
II. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в маза..ой хате. (А. Н. Т.) 2) Алексей развернул тряпочку, вынул воронё..ые часы. (А. Н. Т.) 3) Его нечёса..ые волосы ниспадали на глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4) В доме были высокие комнаты с выбеле..ыми стенами и некраше..ыми полами. 5) Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша..ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6) Свеча была погашена. (Кор.) 7) Степь была пусты..а, ужасающе тиха. (Шол.)
320. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..нуты когда он не читал; очки спускались ниже на большом орли..ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особе..ым выр..жением а губы грус(?)но улыбались. В коми..те тихо; только слышно его р..вномерное дыхание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ландкарты все почти изорва..ые но искусно подкле..ые рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой была дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна изреза..ая, наша, другая нове..кая, собстве..ая, употребля..мая им более для поощрения чем для линования, с другой — чёрная доска.
В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёрной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края изреза..ые перочи..ыми ножами. Кругом стола было несколько некраш..ых но от долгого употребления залакирова..ых т..буретов. Последняя стена была зан..та тремя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окнами дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..комы и милы мне; за дорогой — стриже..ая липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плетё..ый ч..стокол; через аллею вид..н и луг. (По Л. Толстому)
321. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите синтаксическую роль выделенных слов.
Князь Андрей в этот безветре..ый августовский вечер лежал обл..котившись на руку в разлома..ом сара.. деревн.. на краю которой распол..жился его полк. В отверстие слома..ой стены он гл..дел на шедш.. вдоль по забору полосу сорок..(летних) берёз с обрубле..ыми нижними суч(?)ями на в..дневшуюся (в)низу ветр..ую мельницу на ещё (не)скош..ое овся..ое поле на густой кустарник по которому ра..т..лались многочисле..ые дымы костров и на (не)большую но извил ..стую реч..нку прот..кавшую (не)под..лёку.
Как (не, ни)т..жела теперь к..залась князю Андрею его жизнь он так(же) как и накануне ср..жения семь лет тому назад (в)продолжени.. всего дня чу(?)ств..вал себя взволнова..ым и раздр..жё..ым.
Приказания на завтра отда..ы и получе..ы им и (в)те- чени.. этого вечера он (не, ни)кому (не)был нужен. Он знал что завтрашнее ср..жение должно быть самым страшным изо всех в которых он уч..ств..вал и которые были в его жизн.. и мысль о возможности смерти в первый раз отч..тл..во пронеслась в его сознани.. . (По Л. Толстому)