Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Морфология - Самостоятельные части речи
Деепричастие
Значение и употребление деепричастий
Образование деепричастий
1. Деепричастие несовершенного вида обозначает незаконченное добавочное действие, одновременное с действием, выраженным глаголом-сказуемым: Поезд замедлял ход, подходя к станции.
Деепричастие совершенного вида обозначает добавочное действие, предшествовавшее действию, выраженному глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увидели изумительную панораму.
2. В личных предложениях деепричастия относятся к глаголу-сказуемому и обозначают добавочное действие подлежащего: Волны шумят, ударяясь о скалы (глагол и деепричастие обозначают действия подлежащего: волны шумят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено, например, такое предложение: Найдя лодку, радость охватила туристов. Поскольку деепричастие обозначает добавочное действие подлежащего, то получается бессмыслица («нашла лодку радость»). Это предложение следовало построить так: Найдя лодку, туристы обрадовались или Когда туристы нашли лодку, они обрадовались.
Примечание. Иногда деепричастие может относиться к второстепенным членам предложения, выраженным неопределённой формой глагола или причастием, например: 1) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперёд, то и дело подёргивая и почёсывая бороду. (Т.) 2) Кучер, спавший, опершись на локоть, начал пятить лошадей. (Гонч.)
3. В безличных предложениях деепричастие может употребляться только тогда, когда оно указывает на действие того же лица, что и сказуемое, например: 1) Возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (Л.) (= нам надо было возвращаться домой и нам же нужно было переезжать Подкумок). 2) Изучая иностранный язык, необходимо много читать (= тот, кто изучает иностранный язык, должен и много читать). 3) Не любя, невозможно понять жизни. (М. Г.) (= тому, кто не любит жизни, невозможно и понять её).
322. I. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.
Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мёрзнуть, волноваться.
II. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.
Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, унести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.
323. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или другой вариант.
1) Дойдя до реки, ... а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Плывя в лодке, ... а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей, ... а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 5) Подъезжая к станции, ... а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6) Набирая скорость, ... а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
324. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Подчеркните обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
1) Пр..слушавшись таинстве..ый посетитель вошёл в комнату. 2) Почему(то) испыт..вая доверие к (не)из- вес(?)ному Иван п..рвоначально зап..наясь и робея а потом осм..лев начал ра..каз..вать вчерашн.. историю на Патриарших прудах. 3) Пов..нуясь жестам человека в капюш..не один из палачей взял копьё. 4) (Н..)добившись толку в коми..и.. добросовес(?)ный Василий Степанович(?) решил побывать в ф..лиале её помещавш..мся в Ваганьковском переулке. 5) Проснувшись Маргарита (не)заплакала как это бывало часто потому(что) проснулась с предчу(?)ствием что сегодня наконец что(то) произойдёт. 6) (Н..)(о)чём (н..)размышляя Маргарита т..ропливо побежала из Александровского сада вон. 7) Ск..льзнув к третьему этажу Маргарита загл..нула в крайн.. окно завеш..ое лёгонькой тёмной шторкой.
(М. Булгаков)
325. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Найдите историзмы, определите их роль в тексте.
Напротив Сигурда вдруг рухнул снег обн..жив чёрную пустоту откуда п..хнуло звери..ым жаром и огромная мед- веж(?)я голова появилась в проёме. Секунду зверь пр..нюх..вался дёргая чёрным носом потом подобрался и взревев начал (не)спешно подн..мат(?)ся (на)дыбы. Сигурд отбросил собол(?)ю шапоч(?)ку оставшись в кольчужном наголовье выхват..л меч(?) и в тот момент когда зверь выпрямился подняв лапы бросился вперёд в его об(?)ятья (с)разбега вс..див меч(?) по рукоять. Медведь взревел облап..л ю..ошу всей тушей. Сигурд устоял на ногах с силой оттолкнув зверя по кольчуге бе..ильно проскрипели когти. (Б. Васильев)
326. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов. Спишите предложения, исправляя их.
1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.
327. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится этот текст, определите его стилистическую принадлежность. Составьте план текста. Спишите 2-ю часть, расставляя недостающие знаки препинания. Постройте схему выделенного предложения.
I. Творческий проц..с вещь неизмеримо более сложная нежели умение стандартно пользоват(?)ся так называ..мыми правилами стихосложения...
Здесь я хотел (бы) привести один пример. Я сошлюсь на известное стихотворение Некрасова «(Не)сжатая полоса». Как вы помн..те содержание его таково: наступила поздняя осень а в поле всё ещё стоит (не)сжатая крестьянская полоса. (Не)сжата она потому что её хозяин надорвался на работе и тяжко заболел.
Я изл..жил это событие довольно точно но в моей передач.. оно всё же (не)производит ровно (ни)какого впеч..тления.
В да..ом случае я это сделал нарочно сделал для того чтобы показать как много завис..т от поэта от того духовного поэтического «вклада» который он внос..т в жизне..ый материал положе..ый в основу произведения.
II. Теперь посмотр..м как это же событие воспринял и передал читателю Некрасов...
С первых же строк вас б..рёт за сердце какая(то) щемящая боль хотя вы вначале может быть даже и (не)зна..те для чего поэт начал свой разговор. Вас охватывает жалость к этой од..нокой крестьянской полоске которою и буря б(?)ёт и заяц топч..т и птицы разоряют.
И чем дальше вы чита..те тем всё ощ..тимей всё ярче встаёт перед вами образ русского мужика задавле..ого нуждой и (не)посильной работой и не только образ да..ого конкретного мужика о котором говорит(?)ся в стихотворении но и образ всех подобных ему образ тогдашней деревни подневольной нищей раз..рё..ой тёмной...
Дело всё в том что Некрасов за казалось бы рядовым (не)значительным фактом увид..л гораздо больше того что можно увид..ть при поверхностном рассмотрен.. . Светом своего поэтического таланта он проник в него и осв..тил те его стороны которые на первый взгляд были незаметны. Он нашёл в своём сердце такие взв..лнова..ые такие прон..кнове..ые поэтические слова которым нельзя (не)поверить. Это были слова глубоко прочувствова..ые выноше..ые слова если хотите выстрада..ые. Это были те единстве..ые (незаменимые слова при помощи которых только и можно было с наибольшей полнотой и убедительностью сказать то что хотел сказать Некрасов. (М. Исаковский)
328. Спишите. С выделенными словами составьте словосочетания.
Д..стиллированный, к..мпоновать, комб..нировать, следу..щий, буд..щность, свед..щий (человек), а..нулировать, апел..ировать, мульт..пликационный (фильм), ст..пендия, кол..квиум, с..нсация, с..нсационный, с..лекция, с..лекционный.