Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Морфология - Самостоятельные части речи
Наречие
Правописание наречий
329. Прочитайте, укажите наречия и определите их синтаксическую роль. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных наречий.
1) На батарее Телегина первая половина дня прошла спокойно. Грохотало где-то за горизонтом, но равнина была безлюдна. 2) Справа, шагах в полутораста, послышался сторожевой окрик. 3) Жёлтая немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами. 4) В этот день обедали поздно. 5) Кузьма Кузьмич часто-часто закивал красным, весёлым лицом. 6) Всё началось заново. 7) Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннему багрового, догорала над степью. (А. Н. Толстой)
§ 56. Правописание наречий
Буквы н и нн
В наречиях на -о и -е пишется одно н, если они образованы от прилагательных с одним н, и пишется нн, если наречия образованы от прилагательных с нн (в том числе и от прилагательных, возникших из страдательных причастий), например: путано отвечать (путаный ответ); искренне сожалеть (искреннее сожаление); говорить обдуманно (обдуманная речь).
Буква ь после шипящих на конце наречий
После шипящих на конце наречий пишется ь: вскачь, наотмашь, настежь. Исключения: уж, невтерпёж, замуж.
Буквы а, о, у на конце наречий
Не и ни в местоименных отрицательных наречиях
Примечание. Надо отличать указанные местоименные наречия от местоимений: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. При этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишутся раздельно (ни у кого, не у кого, ни на какой, ни в чьей), отвечают эти местоимения на падежные вопросы или на вопросы какой? чей?
330. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
I. 1) Море взволнова..о. 2) Охотник взволнова..о рассказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испуга..о неожиданным выстрелом. 4) Ребёнок испуга..о вскрикнул. 5) Всё в этом деле взвеше..о и обдума..о. 6) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума..о. 7) Выступление было организова..о драматическим кружком школы. 8) Выступление прошло очень организова..о, по строгому плану. 9) Мой товарищ — всесторо..е развитой человек. 10) Я очень ветре..о, быть может, поступила. (Гр.)
II. 1) Лошади шарахнулись и рванулись вскач(?). (Пауст.) 2) Филофей несколько раз провёл рукой наотмаш(?). (Т.) 3) Было далеко за полноч(?). (Г.) 4) Она [Наташа] распахнула настеж(?) окно. (А. Г.) 5) Чёрные тучи, сплош(?) покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь. (Нов.-Пр.) 6) Пётр упал навзнич(?). (Нов.-Пр.) 7) Анна Сергеевна недавно вышла замуж(?). (Т.) 8) Уж(?) небо осенью дышало. (П.) 9) И стало спорить ей [Неве] невмоч.. . (П.)
331. Спишите, обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях, в которых были пропущены буквы.
1) Налев., был угрюмый лес, направ.. Енисей. (Н.) 2) Смотри, гроза поднимается слев.. . (Маяк.) 3) Русское население издавн.. живёт на Белом море. (Т. С.) 4) Снов., тучи надо мною собралися в вышине. (П.) 5) Обстоятельства разлучили их надолг.. . (П.) 6) Береги честь смолод.. . (Поел.) 7) Кирила Петрович заезжал запрост.. в домишко своего старого товарища. (П.) 8) Стало сызнов.. смеркаться; средний брат пошёл сбираться. (Ерш.) 9) Гостиная и зала понемног.. наполнялись гостями. (Л. Т.) 10) У Кати для раздумья времени было досыт.. . (А. Н. Т.) 11) Нева точно спала; изредк.., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит. (Гонч.) 12) Представители враждебной стороны вели себя на конференции вызывающ.. . 13) Он поглядел на меня и угрожающ.. поднял руку. 14) Публика горяч.. аплодировала певцу.
332. Прочитайте словосочетания. Укажите, в каких примерах используются отрицательные местоименные наречия, в каких — отрицательные местоимения. Спишите. Отрицательные местоимения и наречия подчеркните. Расставьте в местоимениях и наречиях ударение.
(Ни)кому не говорить, (ни)(к)кому не обращаться, (ни)куда не ездить; (ни)кого не спрашивать, (ни)(от)кого не зависеть, (ни)(от)куда не получать писем; (не)кем заменить, (не)(с)кем переслать, (не)где разместить; (не)(о)чем говорить, (ни)(о)чём не спорить, (не)(за)чем понапрасну беспокоиться; (не)кого позвать, (не)(от)кого ждать телеграммы; (не)(от)куда позвонить по телефону, (ни)мало не беспокоиться, (ни)сколько не волноваться, (ни)чуть не тревожиться, приобрести (не)сколько книг, (ни)когда не унывать, (ни)(от)чего не падать духом, (ни)чего не скрывать.
333. Спишите. Расставьте в словах с пропущенными буквами ударение.
1) Настала ночь. (Н..)кто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2) Обломовцы (н..)(от)куда не получали новейших известий, да и (н..)откуда их было получать.
(Гонч.) 3) Сочувствий он [Лучков] (н..)(в)ком возбуждать не мог. (Т.) 4) (Н..)сколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его [оврага] бокам. Невесёлый вид, (н..)чего сказать. (Т.) 5) (Н..)(в)какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. (Т.) 6) Он [Моргач] (н..)когда был кучером. (Т.) 7) Я остался (н..)(с)чем, (н..)(при)чём. (Даль) 8) Но скалы, и тайные мели, и бури ему (н..)(по)чём. (Л.) 9) Дожди иногда лились потоками, но (н..)сколько не прохлаждали атмосферы. (Гонч.)
334. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы выделенных предложений. Какие выразительные средства языка используются в этом тексте?
Анна Сергеевна была довольно странное существо. (Н..)имея (н..)каких предра..удков (н..)имея даже (н..)каких сильных верований она (н..)перед чем (н..)отступала и (н..)куда (н..)шла. Она многое ясно видела многое её занимало и (н..)что (не)удовлетворяло её вполне да она едва ли и желала полного удовлетворения. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время; её сомнения (не)утихали (ни, не)когда до забывч..вости и (ни, не)когда (не)дор..стали до тревоги. (Не)будь она богата и независима она быть может бросилась бы в битву узнала бы страсть.
Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она продолжала провожать день за днём (не)спеша и лиш(?) изредк.. волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами но она отдыхала когда они уг..сали и (не)жалела о них. Воображение её уносилось даже за пределы того что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь её (по)прежнему тихо катилась в её об..ятельно стройном и спокойном теле. (И. Тургенев)
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий
Дефис пишется:
1. В наречиях с суффиксами -и, -ому (-ему) и приставкой по-: по-товарищески, по-немецки, по-волчьи, по-прежнему, по-пустому.
Примечание. Приставка по- пишется слитно:
а) в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку, например: попросту, попусту, поровну, помаленьку, потихоньку;
б) с формами сравнительной степени наречий, например: повыше, покрасивее, поглубже;
в) в наречиях потому, почему, поэтому.
2. В словах на -ых, -ьих с приставкой во-(в-), образованных от порядковых числительных, например: во-первых, во-вторых, в-третьих (они употребляются в речи лишь как вводные слова, указывающие на последовательность мыслей).
3. В неопределённых наречиях с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-: где-то, куда-то, куда-либо, когда-нибудь, кое-где.
4. В наречиях, образованных: а) повторением слов и основ слов: еле-еле, чуть-чуть, давным-давно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, как-никак, волей-неволей, шиворот-навыворот, крест-накрест, точь-в-точь; б) сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.
Примечания: 1. Словосочетания, имеющие значения обстоятельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами, пишутся раздельно: в конце концов, точка в точку, бок о бок, шаг за шагом, с боку на бок, с глазу на глаз. Сочетания точь-в-точь, крест-накрест, шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные.
2. Пишется через дефис наречие на гора (технический термин).
Слитно пишутся:
1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями, например: доныне, извне, навсегда, напротив, насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя.
Примечание. От таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существительных, например: до завтра, на авось, на нет (свести на нет), на ура.
2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т. д., надвое, натрое (но: по двое, по трое, также по одному).
3. Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными, например: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, наверное, а также впервые и вничью.
Примечание. Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно, например: в открытую, в общем.
4. Как правило, наречия, образованные соединением предлога и существительного, например: наверх, вниз, вначале, впоследствии, налицо, наперебой, напоказ и др. В отличие от существительных с предлогами такие наречия по большей части не могут иметь при себе определений, например: В дали голубой виднелись горы (в дали — существительное, имеющее определение — прилагательное голубой), но: Вдали мелькнул парус (вдали — наречие, имеет значение «далеко»). Ср.: Во время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и вовремя возвратился домой.
Примечание. Следует иметь в виду, что в современном русском языке есть много таких сочетаний существительных с предлогами, которые по значению похожи на наречия. К этим наречным выражениям, которые пишутся раздельно, принадлежат: а) сочетания из предлога в и слов, в той или иной степени приближающихся к наречиям и начинающихся с гласной буквы, например: в отместку, в обмен, в обрез, в охапку, в упор; б) сочетания с предлогами без и до, например: без устали, без толку, до упаду, до зарезу; в) сочетания существительных с другими предлогами, например: на ходу, на лету, с ходу, с лёту, за границу (уехал), за границей (жил) (также под мышками, под мышки, под мышкой, из-под мышки); г) выражения образного, метафорического характера, например: в корне (не прав), (это мне) на руку, (попасть) в тупик.
Чтобы усвоить правописание наречий, необходимо при затруднениях обращаться к орфографическому словарю.
5. Наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями, например: почему, отчего, потому, поэтому, оттого, зачем, затем.
Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с местоимением, надо помнить, что наречие можно заменить только наречием, а местоимение с предлогом можно заменить прилагательным или существительным. Ср.:
1) Почему (отчего) он не пришёл? Простудился, потому (поэтому) и не пришёл. — По чему (по какому учебнику) лучше заниматься? Лучше заниматься по
этому (по новому) учебнику. По тому (по старому) учебнику заниматься не надо.
2) Зачем (почему) он остался? Он остался затем (потому), что хочет получить консультацию.
3) За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я пришёл за тем, что ты мне обещал. Я пришёл за словарём.
4) От чего (от какого предмета) эта деталь? Эта деталь от того (от прежнего) магнитофона.
335. Спишите. Объясните употребление дефиса в наречиях.
1) Фёдор Фёдорович что(то) сказал солдату (по)немец- ки. (Ф.) 2) (По)настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. (А. Н. Т.) 3) Мало (по)малу стемнело. (Пришв.) 4) Ямщики засвистели (по)степному, сытые тройки рванули (в)скачь. (А. Н. Т.) 5) Печорин (чуть)чуть побледнел и отвернулся. (Л.) 6) (По)прежнему качается пароход. (Нов.-Пр.) 7) Боцман (всё)таки поступил (по)своему. (Нов.-Пр.) 8) Герман (волею)неволею согласился быть моим помощником. (Акс.) 9) В чертах у Ольги жизни нет, точь(в)точь в Вандиковой Мадонне. (П.) 10) Где(то), когда(то), (давно)давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. (Т.) 11) Он [Андрей Болконский] предполагал, (во)первых, сосредоточить всю артиллерию в центре, (во)вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. (Л. Т.) 12) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле)еле освещала дорогу. (Ч.)
336. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.
Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, говорить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопотать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)либо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот, приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)шагом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться (в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (по)лучше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня, (по)видимому, будет дождь.
337. Спишите. Подчеркните наречия.
(На)всегда запомнить, перенести на (после)завтра, отложить (до)завтра, жить (на)против, видеть (на)сквозь, свести (на)нет, сохранить (до)ныне, сложить (в)двое, разделить (на)двое, идти (по)одному, думать (по)своему, плыть (по)двое, увеличивать (по)немногу, сказать (с)горяча, биться (в)рукопашную, окончить (в)ничью, действовать (в)открытую, решить (в)общем, говорить (во)обще.
338. От существительных верх, низ, перёд, бок образуйте при помощи соединения их с предлогами с, в и на по три наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.
Образец. Смотреть вверх.
339. Образуйте от существительных высь, глубь, даль, ширь, круг, век, начало, новь при помощи соединения их с предлогом в (во) наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.
340. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Для справок используйте орфографический словарь.
Запомнить (на)век, (на)веки, записаться (на)кануне, прийти (тот)час, побежать (в)догонку, разбить (в)дребезги, сгореть (до)тла, обращаться (за)панибрата, подготовить (ис)подволь, смотреть (ис)подлобья, ударить (ис)подтишка, схватить (в)охапку, глядеть (в)упор, рассчитывать (на)верняка, считать (под)ряд, соскочить (на)ходу, стрелять (на)лету, спрашивать (по)одиночке, собираться (с)позаранку, измучиться (в)конец, сделать (в)отместку, покупать (на)расхват, нужно (до)зарезу, работать (без)устали, танцевать (до)упаду, заполнить (до)отказа.
341. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте по орфографическому словарю.
Прикинуть (на)глаз, (на)глазок; разбить (в)пух и прах; поднять (на)смех; подняться (на)дыбы; наскочить (с)размаху; добавить (в)заключение; сказать (в)насмешку; попробовать (на)вкус; выучить (на)память; поработать (на)славу.
342. Спишите, раскрывая скобки.
1.1) Потёмкин сложил бумагу в(двое), в(четверо), в(восьмеро), стремясь к какой-то последней, уже неделимой дроби. (Леон.) 2) Одна из девушек бежала в(припрыжку) по шоссе, спускаясь к морю. (Пауст.) 3) И вот я думал, она ударится с(размаху) о берег и разлетится в(дребезги). (Л.) 4) Обойма уже кончилась, и затвор щёлкал в(пустую). (Ф.) 5) Вслед за машинами на гору в(рассыпную) взбиралась пехота. (К. С.) 6) Мы сели в кибитку в(троём): Марья Ивановна с Палашкой и я. (П.) 7) Иногда и сам в(просак) он попадался, как простак. (П.)
II. 1) (С)начала подумай, потом отвечай. 2) Дожди шли беспрерывно (с)начала весны. 3) Как хорош лес (в)начале осени! 4) (В)начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5) Все собрались (во)время, никто не опоздал. 6) Кругом было (на)столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в)перёд и (в)верх. 7) (На)сколько километров (в)верх поднялись (без)отдыха альпинисты? 8) Берёзка склонилась (на)бок. 9) (В)ширь и (в)даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 10) (В)даль туманную двигались обозы. 11) Несмотря (на)конец сентября, под Москвой было (по)летнему тепло. 12) Путники (на)конец добрались до реки. 13) Мальчик (в)упор смотрел на меня.
443. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно) написание наречий.
1) Маленькие домики спят (бе..)пробудно. (Вер.) 2) Отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё (б..)толку. (П.) 3) Мы доехали до дому не более как в полчаса, но (всё)время толкуя о пережитых нами страхах. (Леск.) 4) (Без)умолку шумит вода. (Жук.) 5) Третий день уже сеет ветер осиной, а земля (без)устали требует всё больше и больше семян. (Пришв.) 6) Ромашов угрюмо смотрел (в)бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не заставит его перевести глаза. (Купр.) 7) Следующую речку Павел решился переехать (в)брод. (Писем.) 8) Онегин (ни)когда со мною не хвастал дружбой почтовою, а я, счастливый человек, не переписывался (в)век ни (с)кем. (П.) 9) Жёлтые, (на)половину завядшие ивы, наклонённые ровно (на)право и (на)лево с обеих сторон дороги, уходили (в)даль, пересекали холмы. (А. Н. Т.) 10) Быть сильным хорошо, быть умным лучше (в)двое. (Кр.)
344. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в написании справляйтесь в орфографическом словаре.
1) Варя исходила полдеревни без всякого результата и, расстроившись (в)конец, повернула обратно. (Ф.) 2) Стали гости расходиться, но мало побрело (во)свояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе. (Г.) 3) Хозяйки глаз (по)всюду нужен: он (в)миг заметит что-нибудь. (П.) 4) Александр задумался и говорил (в)полголоса, как будто с собою. (Гонч.) 5) Дерево росло почти (в)плотную около скалы. (Арс.) 6) Матросы двигались (по)морскому — чуть (в)развалку, с особой, только им присущей лихостью. (Степ.) 7) Птицы щебетали как(то) (в)разлад. (Г.) 8) У одного из юношей (по)верх зелёного кафтана — шубка (в)накидку. (Марш.) 9) Дядя Мизгирь лежал (в)растяжку и дремал. (Григ.) 10) (На)отрез старик отказал вчера. (Кольц.) 11) Низко летали, вились колесом совы, шарахаясь (о)земь крылом. (Н.)
345. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в написании справляйтесь в орфографическом словаре.
1) Они как(то) более (за)панибрата стали с ним обходиться. (Дост.) 2) У нас уж (ис, из)стари ведётся, что по отцу и сыну честь. (Гр.) 3) Морозно (по)утру в степи. (Фурм.) 4) Все (на)перерыв хвалили его храбрость, ум, великодушие. (Л. Т.) 5) (На)утро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды... (Л. Т.) 6) (От)роду не слыхивал свиста пуль. (П.) 7) Приказано было продвинуться (в)перёд и (на)лево. Солдаты стали перебегать (по)двое и (по)одиночке до следующей канавы, протянувшейся к овсяному полю. (А. Н. Т.) 8) Я (с)боку смотрел на его овальное бледное лицо. (М. Г.) 9) Море (по)прежнему было спокойно. (Степ.) 10) Страшно, страшно (по)неволе средь неведомых равнин. (П.) 11) Это лекарство надо принимать (на)то- щак. 12) Он выкрикивал (на)распев свои четырёхстопные ямбы. (Т.) 13) По улицам Слона водили, как видно, (на) показ. (Кр.) 14) (С)переди находился палисадник, (с)зади сад. (Т.) 15) Не ныряй (в)глубь — утонешь. (Даль) 16) Серая полоса дороги уходила от реки (в)глубь степи.
346. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно), почему вы выбрали слитное или раздельное написание.
1) Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, (по)чему иные деревья, особенно дубки, не принялись. (Т.) 2) Горели фруктовые деревья около построек, (от)чего дым был особенно густ и чёрен. (С.-Ц.) 3) (От)чего ушёл, к тому и пришёл. (Посл.) 4) Он был мрачен не только (по)тому, что сам был вынужден остаться, а и (по)тому, что из-за него оставались мать и сестра. (Ф.) 5) И сердце вновь горит и любит (от)того, что (не)любить оно (не)может. (П.) 6) (От)того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 7) «А (по)чему ехать мне вправо?» — спросил ямщик с неудовольствием. (П.) 8) Кругом были люди, (по)этому прощались они сдержанно. (Н. О.) 9) (По)этому берегу легче идти, чем (по)тому. 10) (За)чем же вас стеснять? Я устроюсь (где)нибудь. (Перв.) 11) Разумный видит, что (за)чем следует. (Посл.) 12) Живописец и его спутник с жадностью напились холодного квасу и (за)тем продолжали разговор. (Усп.) 13) Азамат, мальчишка лет пятнадцати, повадился к нам ездить всякий день, бывало, то (за)тем, то (за)другим. (Л.)
347. Образуйте от данных прилагательных наречия, запишите их. Подчеркните в наречиях безударные гласные, не проверяемые ударением. Устно с каждым наречием составьте словосочетание.
Популярный — популярно, примитивный, принципиальный, радикальный, рациональный, революционный, регулярный, резонный, ритмичный, сентиментальный, солидарный, стихийный, субъективный, трагичный, традиционный, энергичный, эффективный.
348. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Составьте схемы выделенных предложений.
(Сего)дня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли. Вечерняя з..ря переливалась особе..о яркими красками. (С)начал.. она была бледная (по)том стала (изумрудно)зелёной и (по)этому зелёному фону как расходящиеся столбы подн..лись из-за горизонта два (свет- ло)жёлтых круга. Через (н..)сколько минут лучи пропали. Зелёный цвет з..ри сделался оранжевым а (по)том красным. Самое последнее явление заключалось (в)том что (баг- рово)красный горизонт стал тёмным словно от дыма. Одновреме..о с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним конц..м он к..сался северного горизонта другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце тем выше поднимался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полоса сл..лась с красной з..рёй на зап..де и тогда наступила тёмная ночь...
Вечером мы долго с..дели у огня. Утром мы встали рано. (За)день ут..мились и (по)этому как только поужинали (тот)час легли спать. Предра..ветный наш сон был ка- кой(то) тяжёлый. Во всём тел.. ч..ствовалась истома и слабость движения были вялы... (Не)хотя мы поели и (не)хотя поплыли дальше. (В. Арсеньев)