Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018

Морфология - Самостоятельные части речи
Наречие
Правописание н и нн в словах разных частей речи

    349. Вспомните правила правописания ни«нв прилагательных, причастиях и наречиях. Выпишите словосочетания с этими словами, устно объясняя написание н и нн.

1) Мы сложили её [песню] на стари..ый лад. 2) Не измялась ли шапка соболи..ая? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закалё..ая? Или конь захромал, худо кова..ый? 3) Прежде свахе смышлё..ой покланяйся и пошли дары драгоце..ые ты своей Алёне Дмитревне. 4) Опустел широкий гости..ый двор. 5) Перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетё..ые снегом-инеем пересыпа..ы. 6) Как запру я тебя за железный замок, за дубовую дверь окова..ую. 7) Горят очи его соколи..ые, на опричника смотрят пристально. 8) И промолвил ты правду исти..ую: по одном из нас будут панихиду петь, и не позже как завтра в час полуде..ый. 9) И подумал Степан Парамонович: чему быть суждено, то и сбудется, постою за правду до послед..его! 10) Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне головушку пови..ую. 11) Твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому торговать безда..о, беспошли..о. 12) И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позор..ою; и головушка бестала..ая во крови на плаху покатилася. 13) И гуляют шумят ветры буй..ые над его безымя..ой могилкою.

(М. Лермонтов)

    350. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните (устно) написание.

1) С краше..ого охрой карниза смотрела на улицу затейливо сдела..ая маляром надпись славянского письма. (Шол.) 2) На краше..ом полу в одном из углов из года в год ссыпали конопля..ое семя. Рядом с дверью стояла кадушка с мочё..ыми яблоками. (Шол.) 3) Окна изнутри были плотно занавеше..ы дерюжками, ставни закрыты. (Шол.) 4) (На)конец зазвучал и заглушё..ый доселе фонтан. (Булг.) 5) Пусты..ы и печальны Карпаты в осе..ий ветр..ый вечер. (А. Н. Т.) 6) Вечер был безветр..ый и жаркий. (А. Н. Т.) 7) Матушка сидела в гости..ой и разливала чай. (Л. Т.) 8) Даша сидела в плетё..ом кресле. (А. Н. Т.) 9) На ней была вяза..ая кофточка и си..яя юбка. (А. Н. Т.) 10) Агафья, хотя и перестала ходить за Лизой, осталась в доме и часто видалась с своей воспита..ицей. (Т.) 11) Все мы читали, все мы так любим праздничные книги, написа..ые труже..иками науки. (Пришв.) 12) Меньшин вдруг с беше..ой силой закрутил ручку стартёра. (А. Н. Т.) 13) Машина рванулась, Телегин откинулся на кожа..ое сиденье. (А. Н. Т.) 14) В многочисле..ых сараях, разброса..ых по берегу, хранились незаряже..ые мины. (Степ.) 15) В колеях неезже..ой дороги росло много грибов. (Па- уст.) 16) Ливень хлынул (н..)ожида..о. (Булг.)

    351. Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, какие буквы в них пропущены. Спишите.

1) На организова..ой летом встрече юных легкоатлетов установлено несколько рекордов. Соревнование было организова..о хорошо. Участники приехали и уехали очень организова..о. 2) Для расследования причин пожара образова..а комиссия. Комиссия, образова..ая для расследования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская была умна и образова..а. 3) Усадьба с двух сторон ограниче..а рекой. С двух сторон ограниче..ая рекой усадьба находилась в красивой лесистой местности. 4) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спокойно и продума..о. Проведение туристского похода было продума..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспита..а в детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей затем поступили в высшие учебные заведения. Воспита..ики с глубокой признательностью вспоминали своих наставников.

    352. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите тему текста. Дайте толкование выделенного слова. В случае затруднения обратитесь к словарям.

К. Симонов был не только правдивым (лето)писц..м великой народной войны но и серьёзным глубоким и..лед..вателем её. Когда дело к..салось войны (не)было для него вещей (не)существе..ых малознач..щих всё было важно. Его зан..мала история отдельных оп..раций тех оч..видц..м которых он был и тех к которым лично (не)был пр..частей. И боевые действия как они выгл..дели на разных ступенях армейской иерархии — от р..довых до командующих армиями и фронтами. И ответстве..ость Сталина за пон..сё..ые нами т..жёлые пор..жения (за)то что немцам удалось дойти до Москвы и Сталинграда Ленинграда и Кавказа. И нравстве..ые проблемы р..ждё..ые постоя..ой смертельной опас(?)ностью. И (само)отверже..ая до изнеможения работа в тылу. И ужас(?)ная судьба наших вое..опле..ых их сопр..тивление в фашис(?)ских лагерях атм..сфера подозрительности которой они были окруже..ы в (после)вое..ые годы. И (не)пр..кр..щающиеся уже столько лет розыски родными и бли(з, с)кими пропавших без вести. И отношение к инв..лидам и учас(?)никам войны. И развитие литературы о войне (художестве..ой документальной м..муарной исторической) — равно как кино и телевидения, — возн..кавшие ..десь пробле..ы и сложности. И память о грозном врем..н.. у тех кто его (не)пережил у молодых людей. ..десь назва..о далеко не всё всё перечислить (не)возможно.

Суждения Симонова о войне проницательны взвеш..ы основательны. Показательно что к ним пр..слуш..вались они были авторитетны и для выдающихся наших вое..начальников. Извес(?)но с каким ув..жением относились к Симонову Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский И. С. Конев и И. X. Баграмян и другие. (По Л. Лазареву)

353. Прочитайте, подготовьтесь к пересказу текста. Составьте с выделенным словом предложение.

Из биографии слов...

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.

Так, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги.