Синтаксис современного русского литературного языка - О. Н. Иванищева 2018
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
План
1. Прямая речь.
2. Косвенная речь.
3. Несобственно-прямая речь.
Чужая речь - это новый речевой слой, введенный в повествование автора (или рассказчика). Разновидностями чужой речи являются прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь.
1. Прямая речь
Прямая речь - это форма чужой речи, которая вводится в текст авторской ремаркой и воспроизводит высказывание (или мысль) от того лица, которому оно принадлежит, с сохранением грамматических, лексических и интонационных особенностей, благодаря этому формами прямой речи свободно передается индивидуальный стиль речи каждого говорящего, и она производит впечатление восстановленной буквально.
Предложения с прямой речью по-разному воспринимается лингвистами:
- предложения с прямой речью - это единая синтаксическая конструкция;
- предложения с прямой речью - это разные синтаксические конструкции (слова автора и прямая речь).
Большинство ученых придерживаются первой точки зрения. Но признавая единство конструкции с прямой речью, некоторые авторы не находили специфики отношений между частями конструкции и видели в ней бессоюзное сложное предложение (Н. С. Поспелов, В. И. Кодухов) или слова автора рассматривались как вводное предложение (А. Г. Руднев), считали даже, что связь между словами автора и прямой речью еще менее тесная, более слабая, чем связь сочинительная (А. И. Зарецкий). На самом же деле связь между частями конструкции самая тесная, сущность ее заключается во взаимоподчинении частей.
Прямая речь как цельная синтаксическая конструкция имеет свой организующий центр, к которому тяготеют все составные части конструкции. Эту роль выполняет глагол, в первую очередь - глагол со значением говорения. Выделяют пять групп таких глаголов:
1) глаголы речи (говорить, кричать, буркнуть, тарахтеть, согласиться, приказывать, умолять, начать, кончить);
2) глаголы со значением внутреннего состояния и чувства (обрадоваться);
3) глаголы со значением мимики, жеста, телодвижения и других выражений внутреннего состояния говорящего (показать);
4) глаголы мысли (подумать);
5) глаголы со значением слушания (восприятия) (почувствовать).
Слова автора представляют собой предложения, не законченные по смыслу. Этому соответствует и интонационная незаконченность.
Есть включенная прямая речь. Это прямая речь, которая входит составной частью в прямую речь персонажей:
- А я-то, дурак, шел из Москвы и думал, призовет меня барыня и скажет: Сыграй мне, Иван, на гармонии штучку (Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина).
М. К. Милых в докторской диссертации «Конструкции с прямой речью в современном русском языке» проводит параллель конструкций с прямой речью и сложноподчиненного предложения.
Она указывает, что связующая роль слов автора (М. К. Милых называет слова автора ремаркой) сходна с ролью относительных слов в структуре сложноподчиненного предложения.
М. К. Милых считает, что есть основания рассматривать ремарку в системе формальных элементов языка, как и другие служебные элементы (предлоги, союзы, связки), выражающие отношения между частями синтаксической конструкции. Ремарка может опускаться, особенно в диалоге.
В истории конструкций с прямой речью в русском языке наблюдаются некоторые изменения в расположении ее составных частей. В первых письменных памятниках слова автора стоят перед прямой речью и сохраняют такое положение на протяжении XVII века. Но с развитием художественной литературы слова автора все чаще стали занимать место в середине прямой речи и после нее. В ней усилилась оценочная роль.
2. Косвенная речь
Косвенная речь - это форма чужой речи, которая строится на основе непосредственного высказывания, но передается от лица автора (или рассказчика) формой придаточного предложения или оборотами внутри простого предложения, в большинстве случаев с различной степенью сокращения, с лексическими заменами, что влечет за собой изменение интонации, в косвенной речи преобладает стиль автора (или рассказчика).
Конструкции с прямой и косвенной речью соотносительны: они двучленны, состоят из вводящей и комментирующей авторской части и введенной - чужой речи.
В конструкции с прямой речью предложения прямой речи синтаксически свободнее, поэтому они могут строиться в соответствии с формами живой разговорной речи. Предложения косвенной речи синтаксически зависимы - это придаточные предложения.
Конструкции с прямой речью широко используются в разных функциональных стилях при изложении содержания высказываний с сохранением формы его выражения.
В отношении точности воспроизведения в прямой речи чужих высказываний ряд авторов (В. И. Кодухов, А. И. Зарецкий, М. К. Милых) сомневается в том, что в прямой речи высказывание сохраняется «слово в слово». А. Н. Гвоздев утверждает, что прямая речь всегда оставляет впечатление подлинности.
К косвенной речи прибегают тогда, когда надо изложить общее содержание, не сохраняя формы выражения мыслей.
Косвенная речь может быть представлена в виде различных структур:
1) конструкция с союзами, вводящими придаточные косвенной речи (что, как, будто, будто бы, чтобы, дабы);
2) конструкция с союзными словами, вводящими придаточные косвенной речи;
3) конструкция с частицами мол, -де, дескать;
4) конструкция с бессоюзной связью придаточной косвенной речи с главным предложением:
Аргумент, который все лентяи приводят в свою пользу, всегда один и тот же: они прекрасно выдержали по всем предметам и срезались только на моем, и что это тем более удивительно, что по моему предмету они занимались всегда очень усердно и знают его прекрасно; срезались же они, благодаря какому-то непонятному недоразумению (Чехов. Скучная история);
5) конструкция с союзом-частицей ли:
Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принять его предложение (Л. Толстой);
6) конструкция с синтаксической структурой побудительного предложения в косвенной речи:
Князь приказал, чтобы никого не было (Л. Толстой);
7) конструкция с синтаксической структурой восклицательного предложения в косвенной речи:
Мы здороваемся и стоим молча, или говорим о Клеопатре, об ее девочке, и том, как грустно жить на этом свете (Чехов. Моя жизнь);
8) косвенная речь может иметь вид простого предложения:
Лаптев дал ей 100 рублей и пообещал поговорить с Панауровым (Чехов. Три года) (косвенная речь - инфинитивное образование);
Кистунов опять повернулся к Щукиной и стал объяснять ей разницу между ведомством военно-медицинским и частным банком (Чехов. Беззащитное существо) (косвенная речь - именной оборот).
Косвенная речь может содержать компоненты прямой речи, заключенные или не заключенные в кавычки:
Попов вызвал коляску, толстяк упросил Самгина «не разрушать компанию», но Самгин не имел этого намерения (Горький. Жизнь Клима Самгина);
Склоняясь над работой, она думала о том, что никогда, пожалуй, такой длинный перегон не разделял в России двух смежных поколений (Л. Леонов. Русский лес).
Всякая замена прямой речи косвенной сопровождается стилистическими изменениями. В зависимости от целей передачи чужих высказываний при переработке прямой речи в косвенную выделяются, по мнению А. Н. Гвоздева, две разновидности косвенной речи, по многом различные между собой: деловая и художественная.
Деловая, или интеллектуальная, форма косвенной речи ставит целью передавать только содержание, мысли чужого высказывания, не сохраняя речевых особенностей этого высказывания. Не воспроизводя элементы речевой манеры персонажа, речь лишается своего колорита, нет эмоциональных элементов:
Маляр остановился и взял меня за пуговицу:
- Мисаил Алексеевич, ангел вы наш, - продолжал он, - я так понимаю, ежели какой простой человек или господин берет даже самый ма, тот уже есть злодей (Чехов. Моя жизнь);
Маляр ласково говорил Мисаилу Алексееичу, что, по его мнению, всякий человек, берущий проценты, является преступником.
Разновидностью деловой косвенной речи является скрытая косвенная речь, когда содержание чужой речи излагается автором в самом общем виде. Нередко дело ограничивается только сообщением темы или перечнем тех вопросов, которые затрагивались тем или иным лицом, без раскрытия того, что высказывалось по этим вопросам данным лицом.
Сенька, стоя на коленях, вздев глаза к потолку, начал докладывать наизусть - с кого сколько было получено за вчерашний день, откуда и что привезено, кто остался должен (А. Толстой. Петр 1).
Художественная, или живописная, косвенная речь характеризуется тем, что в нее вводятся слова и обороты, дающие представление о языковой манере излагаемого высказывания в целях сохранения колорита чужой речи. Автор, приводя характерные выражения прямой речи, нередко сопровождает их своей оценкой:
Наконец, (Манилов) уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души; а мертвые души в некотором роде - совершенная дрянь (Гоголь).
3. Несобственно-прямая речь
Это третья форма чужой речи после прямой и косвенной речи. Она возникла и развилась в художественной литературе на основе прямой и косвенной речи. Исторически это более позднее образование, получившее распространение в литературе XIX и XX веков.
Общее у несобственно-прямой речи с косвенной речью - это изложение от лица автора и слияние с текстом авторского повествования. С прямой речью она частично сближается по синтаксическому построению и по интонации, сходной с интонацией непосредственного высказывания. Со стороны синтаксической конструкция с несобственно-прямой речью представляет собой преимущественно сложное синтаксическое целое.
Так как с косвенной речью несобственно-прямая речь сближается по основному признаку - изложению от лица автора, то логичнее, по мнению М. К. Милых, назвать ее термином, введенным Л. А. Булаховским, - свободная косвенная речь.
Вопросы для самопроверки или самостоятельного изучения материала
1. В чем разница между прямой и косвенной речью?
2. Что такое несобственно-прямая речь?