Работа с текстом на уроке русского языка - Пособие для учителя 5-11 классы - О. М. Александрова 2019


Приложения

Приложение 1

Краткий словарик терминов и понятий

Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Домашнее учебное задание — это специально отобранное или сконструированное учебное задание, предназначенное для самостоятельного выполнения обучающимся во внеурочное время с целью достижения планируемых результатов обучения. Совокупность домашних учебных заданий составляет домашнюю учебную работу школьников.

Домашняя учебная работа — внеаудиторная работа, выполняемая школьниками во внеурочное время самостоятельно, без непосредственной помощи педагога, которая может включать выполнение домашних заданий, полученных от учителя, заданий по собственному выбору учащегося в учебной области, области дополнительного образования, различные виды работы для подготовки к участию в социально-творческой деятельности, элементы самообразования.

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.

Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица,

в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Уровень образования — завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный текст — это как аутентичный, оригинальный текст, используемый в учебных целях, так и текст, специально сконструированный для решения определённых методических задач, причём он может состоять даже из одного предложения.

Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Приложение 2

Интернет-ресурсы в помощь учителю русского языка


  Официальные сайты

минобрнауки.рф

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http: //obrnadzor. go v. ru/

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.ege.edu.ru/

Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

http://www.rosolymp.ru/

Всероссийская олимпиада школьников

http://vestniknews.ru/

Официальный сайт журнала «Вестник образования России»

http://www.fipi.ru/

Федеральный институт педагогических измерений


  Электронные словари и справочные порталы

http://www.gramota.ru/

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех

http://www.textologia.ru/

журнал о русском языке и литературе

http://slovari.yandex.ru/

Портал «Яндекс. Словари»

http://dic.academic.ru/

Наиболее полная коллекция словарей и энциклопедий

http ://gramma.ru/

Портал «Культура письменной речи»

http://www.ruscorpora.ru/

Информационно-справочная система «Национальный корпус русского языка»

http://rifma.com.ru/

Сайт о русской рифме


  Цифровые образовательные ресурсы

http://window.edu.ru/

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования

http ://www. ict.edu.ru/

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов


  Газеты и журналы

http://www.ug.ru/

Учительская газета

http://l сентября.рф/

Издательский дом «1 сентября»

http ://www.riash.ru/

Журнал «Русский язык в школе»

http://www.schoolpress.ru/

Журнал «Русская словесность»

Приложение 3

Контрольная работа «Читаем и понимаем текст»

Комментарий: работу можно провести в конце 4 или в начале 5 класса, чтобы определить уровень сформированности умений работать с информацией текста.

Рабочий лист ученика (цы) 4 (5) класса ...

Прочитайте внимательно тексты № 1 и № 2, ответьте на вопросы, выполните задания.

Текст № 1. Как растения-иностранцы Россию осваивали

1) Шёл Помидор из рода Паслён семейства Паслёновые с юга на север, постепенно привыкая к холоду.

2) Вокруг была Россия, незнакомая страна, и Помидор, конечно, тосковал по своей родной Южной Америке.

3) Он шёл по России, а внутри у него была Южная Америка, потому что, в какие бы дальние края мы ни заехали, мы всегда носим с собой родную страну.

4) Помидору было очень трудно в России, но он всё-таки шёл на север, привыкая к трудностям.

5) Так устроена жизнь: в ней постоянно нужно привыкать к трудностям.

6) И вдруг — он даже глазам своим не поверил — навстречу ему земляк.7) Обрадовался Помидор, закричал: «Картофель! Ты как здесь очутился?» 8) Картофель тоже очень обрадовался и спросил: «Помидор, дружище, ты куда?»

9) — Да вот продвигаюсь помаленьку с юга на север.

10) — А я продвигаюсь с севера на юг. 11) Наших не встречал?

12) — Не встречал. 13) С разными встретился: с Фасолью из Турции, с Огурцом из Индии, с Редькой из Китая, даже с Арбузом из Южной Африки, а наших не встречал.

14) — Говорят, тут где-то Тыкву видели.

15) — Нашу тыкву? 16) Значит, не усидела-таки на месте, потянуло и её путешествовать за тридевять земель.

16) Да, недаром говорят, что мир тесен!

17) С тех пор прошло более двухсот лет, и теперь эти растения стали вполне русскими овощами.

18) Поселившись в России, Картофель сразу начал свой путь с севера, закалил себя, растёт повсюду, а Помидор до севера так и не дошёл.

Текст № 2

В России картофель впервые появился при Петре I. В литературе описывается, что Пётр Великий передал из Роттердама мешок картофеля графу Шереметеву и приказал разослать клубни по России для повсеместного разведения их. Вначале картофель высаживали только на аптекарских огородах и ботанических садах, и лишь с середины XVIII века его стали разводить на больших площадях, используя как продовольственную культуру. Теперь же в народе картофель часто называют «вторым хлебом». Это вполне естественно, так как он является основой множества разнообразных блюд, обладающих пищевой ценностью, необходимой калорийностью.

Вопросы и задания:

1. Текст 2 пока не имеет названия. Придумайте название, чтобы оно отражало основную мысль текста, состояло больше, чем из 2 слов.

2. В каком направлении двигался Помидор?

3. Сколько времени прошло с момента встречи Помидора и Картофеля?

4. Прочитайте предложения 6-8 (текст 1) и напишите определение слова «земляк»

5. Установите соответствие: «культурное растение — его родина», ответ запишите в табличке:

1. Тыква

1. Турция

2. Арбуз

2. Индия

3. Фасоль

3. Болгария

4. Огурец

4. Южная Африка

5. Редька

5. Китай


6. Испания


7. Южная Америка

1

2

3

4

5












6. Прочитайте первый абзац текста 1 (предложения 1-5). Какая мысль (мысли) этого абзаца может быть названа ключевой? Укажите номер (номера) предложений.

7. Напишите, как вы понимаете выражение «второй хлеб» (текст 2).

8. Продолжите каждое из предложений, приведите по 2 примера из текста 1:

А) Это произведение — сказка, потому что...

1) ...

2) ...

Б) Это произведение — не сказка, потому что...

1) ...

2) ...

Информация для учителя

Вопросы и задания, ключи

Указываем типологию умений в соответствии с кодификатором, номер задания в тесте. Задания могут не отражать всего набора формируемых умений.

Умение в соответствии с кодификатором

Номер задания в тесте, формулировка задания

Модель ответа

Оценивание

1

2

3

4

1) Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста

1. Текст 2 пока не имеет названия. Придумайте название, чтобы оно отражало основную мысль текста, состояло больше, чем из 2 слов

1. Модель ответа: Картофель — второй хлеб Распространение картофеля в России

1 (ответы «картофель», «история картофеля» — не принимаются)

2) Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

2. В каком направлении двигался Помидор?

3. Сколько времени прошло с момента встречи Помидора и Картофеля?

2. Помидор двигался с юга на север

3. С момента встречи прошло более двухсот лет

1

1

3) Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты

4. Прочитай предложения 6-8 (текст 1) и напиши определение слова «земляк»

4. Модель ответа: В ответе должно быть указано

1) рождён кем-нибудь в одной местности ИЛИ

2) проживает (проживал) с кем-нибудь в одной местности

3) должно быть соблюдено требование к построению определения: земляк — это человек, который...

2 (соблюдение фактической точности +

соблюдение требований к определению)


4) Упорядочивать, ранжировать и группировать

информацию

5. Установите соответствие: «культурное растение — его родина».

5. Модель ответа:

За восстановление соответствия тыква — Южная Америка —

1 б (т. к. явной информации нет), за остальное — по 0,5 б, всего до 3б


5) Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

6. Прочитайте первый абзац текста 1 (предложения 1-5). Какая мысль (мысли) этого абзаца может быть названа ключевой? Укажите номер (номера) предложений

7. Напишите, как вы понимаете выражение «второй хлеб» (текст 2)

6. Модель ответа: Принимаются ответы № 3, № 5

7. Должны быть элементы ответа: важнейший повседневный продукт, по важности и распространённости похож на хлеб, почти не приедается и ничем не может быть заменён

1

1


8) Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы

8. Продолжите каждое из предложений и приведите 2 примера из текста 1:

А) Это произведение — сказка, потому что...

Б) Это произведение — не сказка, потому что...

8. Модель ответа:

А) Это сказка, потому что (растения олицетворяются, передаётся разговор растений, используются выражения, характерные для языка сказки — за тридевять земель)

Б) Это не сказка, потому что (называются названия реальных стран, сторон света, используются термины — род, семейство паслёновых)

Или другие, не противоречащие смыслу варианты ответа

4 (2+2)









Оценивание

  Высокий уровень — 13-14 баллов.

  Повышенный уровень — 10-12 баллов.

  Средний уровень — 6-9 баллов.

  Низкий уровень — до 5 баллов.