Работа с текстом на уроке русского языка - Пособие для учителя 5-11 классы - О. М. Александрова 2019
Приложения
Приложение 1
Краткий словарик терминов и понятий
Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Домашнее учебное задание — это специально отобранное или сконструированное учебное задание, предназначенное для самостоятельного выполнения обучающимся во внеурочное время с целью достижения планируемых результатов обучения. Совокупность домашних учебных заданий составляет домашнюю учебную работу школьников.
Домашняя учебная работа — внеаудиторная работа, выполняемая школьниками во внеурочное время самостоятельно, без непосредственной помощи педагога, которая может включать выполнение домашних заданий, полученных от учителя, заданий по собственному выбору учащегося в учебной области, области дополнительного образования, различные виды работы для подготовки к участию в социально-творческой деятельности, элементы самообразования.
Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.
Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица,
в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности.
Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Уровень образования — завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.
Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный текст — это как аутентичный, оригинальный текст, используемый в учебных целях, так и текст, специально сконструированный для решения определённых методических задач, причём он может состоять даже из одного предложения.
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приложение 2
Интернет-ресурсы в помощь учителю русского языка
Официальные сайты |
|
минобрнауки.рф |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
http://www.edu.ru/ |
Федеральный портал «Российское образование» |
http: //obrnadzor. go v. ru/ |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) |
http://www.ege.edu.ru/ |
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена |
http://www.rosolymp.ru/ |
Всероссийская олимпиада школьников |
http://vestniknews.ru/ |
Официальный сайт журнала «Вестник образования России» |
http://www.fipi.ru/ |
Федеральный институт педагогических измерений |
Электронные словари и справочные порталы |
|
http://www.gramota.ru/ |
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех |
http://www.textologia.ru/ |
журнал о русском языке и литературе |
http://slovari.yandex.ru/ |
Портал «Яндекс. Словари» |
http://dic.academic.ru/ |
Наиболее полная коллекция словарей и энциклопедий |
http ://gramma.ru/ |
Портал «Культура письменной речи» |
http://www.ruscorpora.ru/ |
Информационно-справочная система «Национальный корпус русского языка» |
http://rifma.com.ru/ |
Сайт о русской рифме |
Цифровые образовательные ресурсы |
|
http://window.edu.ru/ |
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования |
http ://www. ict.edu.ru/ |
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://fcior.edu.ru/ |
Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов |
Газеты и журналы |
|
http://www.ug.ru/ |
Учительская газета |
http://l сентября.рф/ |
Издательский дом «1 сентября» |
http ://www.riash.ru/ |
Журнал «Русский язык в школе» |
http://www.schoolpress.ru/ |
Журнал «Русская словесность» |
Приложение 3
Контрольная работа «Читаем и понимаем текст»
Комментарий: работу можно провести в конце 4 или в начале 5 класса, чтобы определить уровень сформированности умений работать с информацией текста.
Рабочий лист ученика (цы) 4 (5) класса ...
Прочитайте внимательно тексты № 1 и № 2, ответьте на вопросы, выполните задания.
Текст № 1. Как растения-иностранцы Россию осваивали
1) Шёл Помидор из рода Паслён семейства Паслёновые с юга на север, постепенно привыкая к холоду.
2) Вокруг была Россия, незнакомая страна, и Помидор, конечно, тосковал по своей родной Южной Америке.
3) Он шёл по России, а внутри у него была Южная Америка, потому что, в какие бы дальние края мы ни заехали, мы всегда носим с собой родную страну.
4) Помидору было очень трудно в России, но он всё-таки шёл на север, привыкая к трудностям.
5) Так устроена жизнь: в ней постоянно нужно привыкать к трудностям.
6) И вдруг — он даже глазам своим не поверил — навстречу ему земляк.7) Обрадовался Помидор, закричал: «Картофель! Ты как здесь очутился?» 8) Картофель тоже очень обрадовался и спросил: «Помидор, дружище, ты куда?»
9) — Да вот продвигаюсь помаленьку с юга на север.
10) — А я продвигаюсь с севера на юг. 11) Наших не встречал?
12) — Не встречал. 13) С разными встретился: с Фасолью из Турции, с Огурцом из Индии, с Редькой из Китая, даже с Арбузом из Южной Африки, а наших не встречал.
14) — Говорят, тут где-то Тыкву видели.
15) — Нашу тыкву? 16) Значит, не усидела-таки на месте, потянуло и её путешествовать за тридевять земель.
16) Да, недаром говорят, что мир тесен!
17) С тех пор прошло более двухсот лет, и теперь эти растения стали вполне русскими овощами.
18) Поселившись в России, Картофель сразу начал свой путь с севера, закалил себя, растёт повсюду, а Помидор до севера так и не дошёл.
Текст № 2
В России картофель впервые появился при Петре I. В литературе описывается, что Пётр Великий передал из Роттердама мешок картофеля графу Шереметеву и приказал разослать клубни по России для повсеместного разведения их. Вначале картофель высаживали только на аптекарских огородах и ботанических садах, и лишь с середины XVIII века его стали разводить на больших площадях, используя как продовольственную культуру. Теперь же в народе картофель часто называют «вторым хлебом». Это вполне естественно, так как он является основой множества разнообразных блюд, обладающих пищевой ценностью, необходимой калорийностью.
Вопросы и задания:
1. Текст 2 пока не имеет названия. Придумайте название, чтобы оно отражало основную мысль текста, состояло больше, чем из 2 слов.
2. В каком направлении двигался Помидор?
3. Сколько времени прошло с момента встречи Помидора и Картофеля?
4. Прочитайте предложения 6-8 (текст 1) и напишите определение слова «земляк»
5. Установите соответствие: «культурное растение — его родина», ответ запишите в табличке:
1. Тыква |
1. Турция |
||||
2. Арбуз |
2. Индия |
||||
3. Фасоль |
3. Болгария |
||||
4. Огурец |
4. Южная Африка |
||||
5. Редька |
5. Китай |
||||
6. Испания |
|||||
7. Южная Америка |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6. Прочитайте первый абзац текста 1 (предложения 1-5). Какая мысль (мысли) этого абзаца может быть названа ключевой? Укажите номер (номера) предложений.
7. Напишите, как вы понимаете выражение «второй хлеб» (текст 2).
8. Продолжите каждое из предложений, приведите по 2 примера из текста 1:
А) Это произведение — сказка, потому что...
1) ...
2) ...
Б) Это произведение — не сказка, потому что...
1) ...
2) ...
Информация для учителя
Вопросы и задания, ключи
Указываем типологию умений в соответствии с кодификатором, номер задания в тесте. Задания могут не отражать всего набора формируемых умений.
Умение в соответствии с кодификатором |
Номер задания в тесте, формулировка задания |
Модель ответа |
Оценивание |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
1) Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста |
1. Текст 2 пока не имеет названия. Придумайте название, чтобы оно отражало основную мысль текста, состояло больше, чем из 2 слов |
1. Модель ответа: Картофель — второй хлеб Распространение картофеля в России |
1 (ответы «картофель», «история картофеля» — не принимаются) |
||||
2) Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде |
2. В каком направлении двигался Помидор? 3. Сколько времени прошло с момента встречи Помидора и Картофеля? |
2. Помидор двигался с юга на север 3. С момента встречи прошло более двухсот лет |
1 1 |
||||
3) Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты |
4. Прочитай предложения 6-8 (текст 1) и напиши определение слова «земляк» |
4. Модель ответа: В ответе должно быть указано 1) рождён кем-нибудь в одной местности ИЛИ 2) проживает (проживал) с кем-нибудь в одной местности 3) должно быть соблюдено требование к построению определения: земляк — это человек, который... |
2 (соблюдение фактической точности + соблюдение требований к определению) |
||||
4) Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию |
5. Установите соответствие: «культурное растение — его родина». |
5. Модель ответа: |
За восстановление соответствия тыква — Южная Америка — 1 б (т. к. явной информации нет), за остальное — по 0,5 б, всего до 3б |
||||
5) Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую |
6. Прочитайте первый абзац текста 1 (предложения 1-5). Какая мысль (мысли) этого абзаца может быть названа ключевой? Укажите номер (номера) предложений 7. Напишите, как вы понимаете выражение «второй хлеб» (текст 2) |
6. Модель ответа: Принимаются ответы № 3, № 5 7. Должны быть элементы ответа: важнейший повседневный продукт, по важности и распространённости похож на хлеб, почти не приедается и ничем не может быть заменён |
1 1 |
||||
8) Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы |
8. Продолжите каждое из предложений и приведите 2 примера из текста 1: А) Это произведение — сказка, потому что... Б) Это произведение — не сказка, потому что... |
8. Модель ответа: А) Это сказка, потому что (растения олицетворяются, передаётся разговор растений, используются выражения, характерные для языка сказки — за тридевять земель) Б) Это не сказка, потому что (называются названия реальных стран, сторон света, используются термины — род, семейство паслёновых) Или другие, не противоречащие смыслу варианты ответа |
4 (2+2) |
||||
Оценивание
Высокий уровень — 13-14 баллов.
Повышенный уровень — 10-12 баллов.
Средний уровень — 6-9 баллов.
Низкий уровень — до 5 баллов.