Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Лексика
Урок 11. Основные лексические группы слов. Омонимы. Пароним

Цели: закреплять знания об основных группах лексики (омонимы, паронимы); показать отличия омонимов от многозначных слов, языковые явления, близкие к омонимии; развивать навыки различения в речи паронимов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по темам «Омонимы», «Паронимы». Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение темы «Основные лексические группы слов»

1. Омонимы.

На прошлом уроке мы говорили, в частности, о многозначных словах. Эти слова толкуются по-разному, но имеют нечто общее в значении. Есть группа слов, похожих на многозначные слова, но только на первый взгляд. Речь идёт об омонимах. Происхождение слова омоним греческое: homos — одинаковый, опута — имя. Попутно отметим, что и ряд других терминов греческого происхождения, относящихся к названиям лексических групп, тоже имеют во второй части корень опута: паронимы (para — приставка со значением смежности), синонимы (synonymos — одноимённый), антонимы (anti — против, противоположный).

— Так что же такое омонимы?

Комментарии

Омонимы — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по написанию, по форме, но значения таких слов не содержат общих элементов, т. е. никак не связаны друг с другом. Это отдельные самостоятельные слова, слова-двойники. Например, мир (Вселенная) — мир (отсутствие вражды, войны), марка (знак оплаты почтовых сборов) — марка (денежная единица). Во втором случае можно найти отдалённое общее значение, но всё же слова настолько самостоятельны, что считаются омонимами.

Омонимы бывают полные — такие, которые совпадают во всех грамматических формах, и неполные, совпадающие только в ряде форм.

Пример полных: заставить (принудить) — заставить (загородить).

Пример неполных: лук (растение, нет множественного числа) — лук (оружие, есть множественное число).

Важно, что омонимы представляют собой слова одного грамматического класса.

— Как возникают омонимы?

Комментарии

Есть разные способы возникновения омонимов:

1) в результате распада многозначного слова: брань (битва) — брань (ругань), свет (освещение) — свет (Вселенная);

2) в результате заимствований: брак (женитьба — русск.) — брак (изъян — польск.);

3) в результате независимого образования слов от одной основы: овсянка (птица) — овсянка (крупа).

— Как отличить многозначные слова от омонимов?

Комментарии

Значения многозначных слов связаны между собой в отличие от значений омонимов. В словарях значения многозначных слов приводятся в одной словарной статье под номерами, значения омонимов — в разных словарных статьях, каждая из которых нумеруется.

Не всегда чётко можно разграничить многозначные слова и омонимы, которые возникли в результате распада многозначного слова (см. п. 1). Их значения всё ещё сохраняют слабую связь. Проще обстоит дело с омонимами, которые возникают в результате заимствований или в результате независимого образования слов от одной основы (см. п. 2, 3).

2. Омоформы, омофоны, омографы.

А как быть со словами, близкими к омонимам? К таким словам относятся омоформы, омофоны, омографы.

Омоформы (имеют одинаковые формы) — слова как одного и того же, так и разных грамматических классов, совпадающие лишь в отдельных формах: стих (стихотворная строка) — стих (форма прошедшего времени глагола стихать), три (числительное) — три (глагол тереть в повелительном наклонении).

Омофоны (одинаково слышатся) — слова и формы разного значения, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному: костный — косный, везти — вести, компания — кампания.

Омофония может проявляться и в звуковом совпадении слова и нескольких слов.

— Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу!

                А. Пушкин

  Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

Омографы (одинаково пишутся) — слова и формы, разные по значению и произношению, но одинаковые по написанию: замок — замок, мука — мука, засыпать — засыпать.

Омоформы (их ещё называют грамматическими омонимами) относятся скорее к морфологии, омофоны — к фонетике, омографы — к графической системе языка.

  3. Паронимы.

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению. По этой причине их часто смешивают в речи, особенно в устной.

  Паронимы можно классифицировать по нескольким признакам.

Например, по структуре выделяются паронимы приставочные (имеющие разные приставки: выходить — входить), суффиксальные (имеющие разные суффиксы: чернеть — чернить), финальные (имеющие разные окончания: ворон — ворона).

По значению выделяют паронимы полные — с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные смысловые понятия (например, приставочные паронимы осуждать — обсуждать), и неполные, значения которых близки (апельсиновый — апельсинный). Частичные паронимы имеют общее в значении, могут совпадать в сочетаемости, но различаются ударением: героический подвиг — геройский подвиг.

  2. Работа со словарями

  — Запишите слова в два столбика: 1) многозначные; 2) имеющие омонимы. Устно дайте толкование слов. Проверьте работу по толковому словарю.

Ключ, метр, спутник, доклад, лук, кисть, норка, игла, клуб, лев, расцвести, корень.

Ответ: 1) путник, доклад, кисть, игла, расцвести, корень; 2) ключ, метр, лук, норка, клуб, лев.

  — Запишите слова в три столбика: 1) имеющие омоформы; 2) имеющие омофоны; 3) имеющие омографы.

Лезть, большая, развеваться, лечу, подвиг, зреть, лук, сорок, тушь, стекло, выходить, простой.

Ответ: 1) лечу (летать — лечить), зреть (зреет — зрит), стекло (существительное — глагол стекать), простой (существительное — прилагательное); 2) лезть (лесть), развеваться (развиваться), лук (луг), тушь (туш); 3) большая (большая — большая), подвиг (подвиг — подвиг), сорок (сорок — сорок), выходить (выходить — выходить).

  — Составьте и запишите словосочетания с данными паронимами так, чтобы их смысл прояснился.

Абонент — абонемент, эффектный — эффективный, жёсткий — жестокий, чувствительный — чувственный, представить — предоставить, понятный — понятливый, ветреный — ветряной.

Варианты словосочетаний: телефонный абонент — концертный абонемент, эффектный наряд — эффективный приём, жёсткий диван — жестокий бой, чувствительный человек — чувственный взгляд, представить доклад — предоставить отпуск, понятный учебник — понятливый ученик, ветреный день — ветряной двигатель.

Домашнее задание

  1. Повторить темы «Синонимы», «Антонимы», подготовить вопросы.

2. Упражнения учебника.