Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Лексика
Урок 10. Лексическое значение слова
Цели: углубить понятия о слове и его лексическом значении, однозначности и многозначности слов, прямом и переносном значениях, о роли переносных значений в создании образной речи; совершенствовать навыки работы со словарями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по теме «Лексическое значение слова».)
III. Работа по теме урока
1. Повторение изученного по лексике
1. Лексическое значение слова.
— Что изучает лексика?
— Как называется наука, изучающая словарный состав языка? (Лексикология.)
— Что называется лексическим значением слова?
Комментарии
Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон, привлекая знания из разных разделов языкознания. Слово звучит — его звуковой состав изучает фонетика, морфемика изучает морфемный состав слова, в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц — словосочетаний и предложений.
Лексическое значение слова на самом деле не так-то легко определить. Над этой проблемой думают ещё с античных времён. Значение слова уравнивали с обозначаемым предметом или явлением, считали одной из форм отражения действительности, совокупностью существенных признаков предмета или явления и т. д.
Мы условимся понимать лексическое значение как главный смысл слова, его содержание, понятное всем носителям языка.
— Что называется грамматическим значением слова? (Совокупность морфологических признаков слова.)
— Как соотносятся лексическое и грамматическое значения слова? (Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение. Форма и содержание, лексическое и грамматическое значения находятся в неразрывном единстве.)
— Каковы функции слов в языке? (Примерный ответ. Назывная функция — слово что-либо обозначает: предмет, действие, признак, состояние, явление, число или указания на них. Служебная функция — слова связаны в словосочетании и предложении. Эмоциональная функция — слова выражают не только понятия, но и чувства.)
— Какие способы объяснения, толкования лексического значения слов вы знаете?
Комментарии
Основные способы толкования лексического значения:
1) подбор близких по лексическому значению слов (синонимов): барханы — материковые дюны, холмы; пунктуальный — точный;
2) краткое описание: веер — небольшое ручное, обычно складное, опахало, в развёрнутом виде имеющее форму полукруга;
3) подбор однокоренных слов, проясняющих значение: вкось — в косом направлении, наискось;
4) подбор слов с противоположным значением (антонимов): живой — такой, который живёт, обладает жизнью; противоп. мёртвый (в этом определении соединены третий и четвёртый способы);
5) визуальный образ (рисунок или фотография).
— В каких словарях можно найти объяснение лексического значения слов? (Прежде всего в толковых.)
2. Однозначные и многозначные слова.
— Чем различаются однозначные и многозначные слова? (Ответ подсказывают сами термины. Однозначные слова имеют одно значение, многозначные — несколько значений.)
В многозначных словах одно лексическое значение выступает как основное, исходное, а другие — как вторичные, производные.
Среди однозначных слов — термины, т. е. слова, требующие определённости, конкретности, названия профессий, инструментов, различных устройств, животных, растений. Хотя в целом все названные группы слов относятся к терминам из разных областей жизни, сфер деятельности.
Наиболее употребительные слова в основном многозначны. Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных.
— Приведите примеры однозначных и многозначных слов. (Однозначные: интеграл, гиацинт, лазурит; многозначные: стол, земля, холодный, говорить.)
— Как вы думаете, за счёт чего слово приобретает многозначность? (Примерный ответ. Слово выступает в том или другом значении, приобретает многозначность в сочетаниях с другими словами, в контексте, в определённой ситуации. Многозначность — следствие переноса наименования с одного предмета на другой.)
3. Прямое и переносное значения слова.
Мы подошли к понятию переносного значения слова.
— Что такое прямое и переносное значение слова? (Главное, основное значение слова — это прямое значение. Переносное значение вторичное, связанное с прямым по смыслу и возникшее на его основе.)
— На чём может быть основано переносное значение слов?
Комментарии
Переносы наименований происходят:
1) по сходству формы, цвета, внутренних свойств, качеств и т. д.: кисть руки — кисть рябины — кисть маляра, твёрдая земля — твёрдое слово и т. д.;
2) по функции: горит костёр — горит лампочка, крыло птицы — крыло самолёта (здесь и сходство формы) и т. д.;
3) по смежности временной, пространственной, логической и т. д.: вкусное блюдо — фарфоровое блюдо, читать книгу — читать Пушкина и т. д.;
4) по соотношению части и целого: несколько голов скота, засыпает Москва и т. п;
5) по сближению эмоционального характера: куча песка — куча дел и т. д.
— Какую роль в языке играют переносные значения? (Переносные значения обогащают язык, делают его ярким, образным, служат для создания средств художественной выразительности. На основе переносного значения создаются метафоры (см. п. 1), олицетворения, эпитеты.)
— Какие ещё виды переносных значений вам известны? (Метонимия (см. п. 3), синекдоха (см. п. 4).)
2. Работа со словарями
— Найдите в толковых словарях толкования лексических значений разными способами: с помощью синонимов, описаний, однокоренных слов и т. д.
— Найдите в толковых словарях примеры однозначных и многозначных слов.
Дополнительные задания
— Определите лексическое и грамматическое значения слов предложения.
Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник.
(Задание можно дать по вариантам, разрешается пользоваться толковыми словарями.)
— Определите средства художественной выразительности, основанные на переносных значениях слов, а также принцип, по которому происходит перенос значения в этих словах.
1) Звезда экрана (метафора, по сходству качеств);
2) бархатная шёрстка (эпитет, по сходству с материалом);
3) метель поёт (олицетворение, по функции)',
4) съешь ещё ложечку (метонимия, по смежности содержимого и предмета);
5) море слёз (гипербола, по сближению эмоционального характера);
6) слушать Шопена (метонимия, по смежности автора и произведения);
7) вернусь к родному очагу (синекдоха, по соотношению части и целого).
— Определите значение слов.
Полемика, транжирить, аскетический, версия, приоритет, пунктуальный, адаптироваться.
Домашнее задание
1. Повторить темы «Омонимы», «Паронимы», подготовить вопросы.
2. Упражнения учебника.