Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Лексика
Уроки 16, 17. Практические работы Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах, Анализ текста

Цели: закреплять знания о тропах и фигурах речи; совершенствовать навыки определения средств выразительности и их роли в тексте, лингвистического анализа текста, выполнения заданий ЕГЭ.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение примеров тропов и фигур речи.)

III. Работа по теме уроков

  1. Практическая работа. Анализ стихотворения

  — Найдите изобразительно-выразительные средства в стихотворении А. Т. Твардовского «Две строчки» (1943) и определите их роль.

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,

С чего — ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примёрзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

2. Слово учителя

В каждом варианте теста ЕГЭ есть задание, в котором надо найти изобразительно-выразительные средства, использованные в данном тексте. Причём ваша задача распознать всего четыре термина из девяти перечисленных во фрагменте рецензии, составленной на основе текста.

Не спешите давать ответ, обязательно прочитайте предложения, на которые даётся ссылка: чтобы правильно определить термин, важно понять контекст.

Обратите внимание на то, что цифры, соответствующие номеру из списка, необходимо записать в ответе в том порядке, в каком они должны быть на месте пропусков в рецензии.

Пока мы с вами будем обсуждать это задание вместе, а через урок вы будете самостоятельно писать тест, в котором будет аналогичное задание.

3. Выполнение задания В8 демоварианта ЕГЭ-2013

Фрагмент из романа Л. М. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: … («купель зрелости» в предложении 24), ... («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), … («на солнце полуденное в тысячу раз легче

глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного ... («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчёркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

Ответ: 2, 8, 3, 6.

Дополнительное задание: определите, какие изобразительновыразительные средства, кроме тех, которые встретились в рецензии, использованы в тексте Л. М. Леонова и какова их роль.

(Можно разделить текст на несколько фрагментов и предложить выполнить данное задание по вариантам, а затем обсудить.)

Варианты ответов:

1) Ряды однородных членов в предложениях 1, 2, 9, 11, 28, 29.

2) Эмоционально окрашенная лексика в предложениях 2 (содрогнулась, треугольничек), 3 (стыдилась), 6 (весточка), 8 (нетерпеливо), 11 (дорогая моя), 14 (самое горькое), 21 (матерью моей клянусь), 21 и 26 (Поленька), 29 (самозабвенный подвиг).

3) Эпитеты в предложениях 1 (воспалённое состояние, сбивчивая речь, худшие догадки), 8 (нетерпеливо развернула), 9 (тусклые строки), 29 (самозабвенный подвиг).

4) Градация в предложениях 2 (худшие, много страшнее), 14 (вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины), 17 (последним в роте... а может, и во всей армии последним).

5) Разговорная лексика в предложениях 5 (не черкнул; своей-то, любимой-то), 23 (если что случится).

6) Специальная (военная) лексика в предложениях 4 (транзитные эшелоны), 5 (командование, в действующую армию), 12 (выгодные оборонительные рубежи), 19 (в стратегической обстановке), 22 (на милость врага).

7) Контекстные синонимы в предложениях 5 (своей-то, любимой-то), 20 и 23 (с полевыми цветами — засохший веничек).

8) Метафоры в предложениях 10 (наткнулась), 28 (затухающие гудки), 29 (истёкшего дня, подвиг прогремел).

9) Сравнения в предложениях 11 (как на исповеди), 13 (хуже любой контузии моя болезнь), 23 (словно огонь за пазухой ношу).

10) Лексический повтор в предложении 17 (последним).

11) Инверсия в предложениях 9, 13, 15, 17, 21, 23, 26.

12) Фразеологизмы в предложениях 12 (день и ночь), 15 (одной на всём свете), 18 (на школьной скамье), 24 (семь раз кровью обольюсь).

13) Звукопись в предложении 28 (аллитерации на шипящие). Домашнее задание

Подготовить сообщения об особенностях разных лингвистических словарей: толковых, фразеологических, иностранных слов, омонимов, синонимов, антонимов и т. д.