Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Лексика
Урок 18. Развитие речи. Лексикография

Цели: показать необходимость использования разных видов словарей; совершенствовать навыки анализа специальной литературы, публичных выступлений, анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Тему нашего разговора можно назвать по заглавию книги русского писателя и филолога Льва Васильевича Успенского «Слово о словах». Мы будем говорить о словарях — книгах, в которых с той иной точки зрения описываются слова.

Лексикография (от греч. lexikon — словарь и grapho — пишу) — это прикладной раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая особенности слов, их толкование.

Словарей великое множество. Чтобы не потеряться в этом океане информации, надо научиться понимать специфику словарей. Во-первых, они бывают лингвистическими и нелингвистическими — энциклопедическими. Первые характеризуют разные аспекты слова, вторые — предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас в данном случае интересуют словари лингвистические. И они тоже подразделяются на разные группы. Вот лишь некоторые из них:

1) многоязычные (чаще двуязычные);

2) одноязычные;

3) орфографические;

4) орфоэпические;

5) этимологические;

6) фразеологические;

7) синонимов, антонимов, омонимов;

8) толковые;

9) диалектные;

10) языка какого-либо писателя или какого-либо произведения: «Словарь языка Пушкина», «Частотный словарь языка Лермонтова», «Частотный словарь романа Л. Н. Толстого “Война и мир”».

Словари - настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь не только правильно писать слова и понимать их значение, но и получать знания о мире, о разных областях науки, техники, культуры, об истории народов — одним словом, обо всём на свете. Французский мыслитель Вольтер назвал словари «Вселенной в алфавитном порядке». Иногда эта фраза приписывается французскому же писателю Анатолю Франсу. Но дело не в том, кто сказал, важно, что это высказывание точно и образно выражает роль и значение словарей в нашей жизни.

Когда же появились первые словари? Их история уходит далеко в глубь веков. Первые терминологические словари составлялись ещё в Древнем Египте во 2-м тысячелетии до н. э. К XII в. до н. э. относятся своды знаний Древнего Китая. Известно о словарях Древнего Вавилона.

Один из самых ранних словарей Нового времени — Эпинальский глоссарий, содержащий толкования латинских слов на древнеанглийском языке (VII в.).

Самым древним из дошедших до нас отечественных словарей называют приложение к новгородской Кормчей (т. е. руководящей) книге 1282 г., в котором помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.

Русские словари конца XIII в. — это небольшие списки непонятных слов (с их толкованием), встречавшихся в памятниках древнерусской письменности. В XVI в. подобные словари стали составлять по алфавиту, поэтому их назвали азбуковниками.

Первый печатный словарь — приложение к грамматике известного учёного-филолога священника Лаврентия Зизания — содержал больше 1000 слов (1596).

В Петровскую эпоху были изданы «Лексикон треязычный» Фёдора Поликарпова-Орлова с толкованием русских слов на греческом и латинском языках (1704), первый словарь иностранных терминов, появились этимологические заметки В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. Н. Татищева и других писателей и учёных.

В 1783 г., при Екатерине II, была создана Российская Академия. Первым шагом академии стало «сочинение Словаря для изъяснения слов, речений, речей и разнаго образа вещаний в языке Славенороссийском употребляемых». Шеститомный «Словарь Академии Российской» (1789 — 1794), содержавший более 40 тыс. слов, стал первым толковым словарём. Работой над ним руководила президент Академии наук Е. Р. Дашкова. В создании словаря принимали участие учёные, государственные деятели, писатели, священники: поэт Г. Р. Державин, митрополит Гавриил, адмирал И. Л. Голенищев-Кутузов, физик, астроном С. Я. Румовский, путешественник-натуралист И. И. Лепёхин, литератор Н. В. Леонтьев.

«Словарь Академии Российской» переиздавался несколько раз, с каждым разом обогащаясь.

Особое место в истории и практике лексикографии принадлежит «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, впервые выпущенному ещё при жизни учёного, в 1863 — 1866 гг., и затем много раз переизданному.

В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей (о некоторых из них мы сегодня послушаем сообщения).

Упомянем для примера лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Снетовой (1981), «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (1985), «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. В. Иванова (1983), «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б. Т. Панова и А. В. Текучева (1985).

В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, словарей компьютерных и т. д.).

Попробуем хотя бы кратко поговорить о важнейших лингвистических словарях.

2. Представление лингвистических словарей (выступления учащихся)

Примерный план характеристики словарей

1. Краткие библиографические данные.

2. Цели и задачи словаря.

3. Построение словаря (алфавитный или словопроизводный, когда в одну словарную статью включаются все однокоренные слова; гнездовой — прежде всего, словарь В. И. Даля).

4. Структура словарной статьи (как определяются понятия, каков иллюстративный материал, какие пометы используются и т. д.).

(Желательно рассказать о словаре В. И. Даля и его биографии, о толковых словарях Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова, А. П. Евгеньевой, о «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой (1966), о «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой (2000), о словарях синонимов, антонимов. омонимов, диалектных и т. д.)

  3. Практические задания

Возьмём всего одно слово из уже знакомого нам текста Л. М. Леонова: сбивчивая (предложение 1).

  — Выполнитете фонетический разбор слова, ([зб’ифч’ивай’а] — 9 б., 10 зв.)

  — С помощью толковых словарей определите его значение, укажите способ толкования лексического значения этого слова. (Сбивчивый — запутанный, непоследовательный, противоречивый, путаный, беспорядочный. Способ толкования лексического значения этого слова — подбор близких по лексическому значению слов (синонимов).)

  — Выполните морфемный разбор слова.

  — Подберите к слову однокоренные слова. (Сбивчиво, сбивать, сбить, сбив, сбивая, сбивший, бить, битва, бой, боец, прибой, бьющий и т. д.)

  — В чём особенность корня этого слова?

  Комментарии

Особенность древнего корня этого слова (-би-) в чередовании гласных и беглого согласного [й’]: -би- (бита) — бой- (бой, боец — [бай’эц]) — бь- (бью — [б’й’у]) — Последний вариант корня в транскрипции можно записать так: [-б’й’-].

— Подберите антонимы к слову. (Ясный, последовательный, логичный, точный.)

4. Анализ текста с точки зрения лексики

  — Прочитайте ещё раз предложения 16 — 19 текста.

В этом фрагменте сочетается специальная (военная) лексика с лексикой нейтральной, но приобретающей в контексте эмоциональную окраску. Стоящие рядом слова часть, рота, армия, стратегическая обстановка, с одной стороны, и девочка, ребёнок, школьной, любить — с другой, создают впечатление резкого контраста, диссонанса, усиливается звучание антивоенного пафоса.

  5. Обсуждение заданий А2, А30 демоварианта ЕГЭ-2013

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами величественные и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются красочными веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3) дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807 г.

4) самыми гуманными профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.

А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) развернула (предложение 8)

2) сожги (предложение 15)

3) зажмурился (предложение 22)

4) прогремел (предложение 29)

Комментарии

В тестах ЕГЭ под литерой А2 находятся задания на знание лексических норм (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Для правильного выполнения задания надо проанализировать выделенные слова: определить их лексическое значение, проверить их в контексте, в словосочетании.

Обычно подобные задания касаются паронимов. Так и здесь.

Подберём паронимы к каждому выделенному слову: величественные — великие, красочные — красящие, дипломатические — дипломатичные, гуманные — гуманистические. Во втором предложении произошла ошибка из-за смешения паронимов. Речь идёт о красящих свойствах минералов, а слово красочный имеет несколько значений, не соответствующих контексту: 1) яркий, выразительный; 2) выполненный красками, в краске; 3) относящийся к краске.

Можно сказать красочные плакаты, красочное производство, красочное описание, красочный пример, но красочные вещества — это ошибочное сочетание слов. Правильно: красящими веществами.

Немного о типичных ошибках в заданиях такого рода. Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать). Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то, на кого-то). Например:

Одевать (кого?) капризного ребёнка довольно сложно.

В холода надеваю (на кого?) на него комбинезон.

Девочка одела (кого?) куклу.

Оденься (одень (кого?) себя) красиво.

Надень (что?) тёплую куртку (на себя).

Я надену (что?) жёлтые ботинки (на себя).

Она надела (на что?) на лампу абажур.

Легко запомнить мнемоническую фразу, которая подскажет, как правильно употреблять эти глаголы: «Одевать Надежду, надевать одежду».

  — Выполним ещё два задания, относящихся к лексическому значению, но сформулированных по-другому.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «работник театра, который изготовляет предметы театральной обстановки»?

  1) суфлёр                      

  2) бутафор

  3) ревизор                      

  4) декламатор

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «высокий мужской голос»?

  1) бас

  2) баритон

  3) тенор

  4) диапазон

Домашнее задание

Подготовиться к тесту по теме «Лексика. Фразеология».