Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Морфемика. Словообразование. Орфография
Урок 21. Состав слова. Морфемный анализ слова

Цели: повторить основные положения морфемики; показать связь морфемики и орфографии; расширять знания по теме «Состав слова»; совершенствовать навыки морфемного анализа слов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  (Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

  1. Повторение темы «Морфемика»

  — Что изучает морфемика? (Строение слова, его состав.)

  — Что такое морфема? (Наименьшая значимая часть слова.)

  — Какие морфемы вам известны? (Корень, приставка, суффикс, окончание.)

  — Какие морфемы входят в основу слова? (Все, кроме окончания.)

  — Все ли морфемы являются значимыми частями слова? (Да, каждая морфема имеет своё значение.)

  — В чём отличие окончания от остальных морфем? (Окончание образует формы одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется.)

  — Все ли самостоятельные части речи имеют окончание? (Наречия и деепричастия не имеют окончаний — это неизменяемые части речи. Деепричастие некоторые учёные рассматривают как одну из форм глагола, другие — как самостоятельную часть речи.)

  — Как образуются формы слова?

  — Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?

(Примерный ответ. Однокоренные слова имеют разное значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: вода — водяной — подводный — водолей. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова — это формы единственного и множественного числа, падежные формы: вода — воды — воде — водой — о воде.)

  — Какую роль играют однокоренные слова в тексте?

  (Примерный ответ. Их часто используют как средство связи предложений в тексте. При этом они выступают в роли известного. Первое дело — не бойтесь читать много. Не бойтесь разбрасываться в чтении. В данном примере два средства связи — повтор (не бойтесь) и однокоренные слова (читать — в чтении).)

  — Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по значению? Приведите примеры. (Омонимичные корни встречаются в паронимах: водный — вводный, горка — горько, речевой — речной, парный — (в) парной и т. д.)

  2. Морфемный анализ слова

Морфемный анализ — это определение минимальных значимых частей (морфем) слова, или разбор слова по составу.

Следует избегать распространённой ошибки — начинать анализ слова с поиска корня. Корень в слове определяем в последнюю очередь. Это связано и с чередованием гласных и согласных во многих корнях, и с нормами современного русского языка.

  Например, слово вдохновение имеет следующие морфемы:

  хотя этимологически в слове выделяется приставка в- и корень -дох-. В слове вдох именно такие морфемы. Однокоренные слова к слову вдох: дышать, дыхание, вдохнуть и т. д. Но в современном русском языке слово вдохновение утратило связь с первоначальным значением вдохнуть (нечто божественное), поэтому и членение на морфемы изменилось.

Приведём некоторые однокоренные слова к слову вдохновение: вдохновить, вдохновитель, вдохновлённый, вдохновлять. В последнем слове наблюдаем типичное чередование в — вл (ср.: ловить — ловлю).

  Примерный план морфемного анализа слова

  1. Поставить слово в начальную форму.

  2. Определить часть речи, к которой слово относится.

  3. Выделить окончание, если есть, путём подбора форм слова.

  4. Выделить суффикс (суффиксы), если есть.

  5. Выделить основу слова.

  6. Выделить приставку (приставки), если есть.

  7. Определить корень (корни) слова, подобрав однокоренные слова.

  Примечания

1. При выделении морфем полезно определять их грамматическое значение, строить словообразовательную цепочку.

2. Для определения суффиксов и приставок следует подобрать одноструктурные слова, т. е. слова с такими же приставками, суффиксами.

3. Нельзя путать слова, в которых нет и не может быть окончаний (наречия, деепричастия, прилагательные в форме сравнительной степени, несклоняемые существительные и прилагательные), со словами с нулевым окончанием.

  4. Морфемный анализ слова тесно связан с орфографией.

  — Есть ли окончания у слов трамвай, свеж, пять, он, твой, ушёл? Как это доказать? (Да, окончания нулевые. При изменении этих слов окончание проявляется: трамваи, свежа, пятью, его, твоим, ушла.

3. Практическое задание

  — Выполните морфемный анализ слов в предложении.

  А ларчик просто открывался.

4. Тест

1. В каком слове нет суффикса -к-?

  1) стройка              

  2) доска

  3) ирландка

  4) ушко

2. В каком слове есть суффикс -ик- со значением «маленький»?

  1) ключик              

  2) плотник

  3) вареник              

  4) зяблик

3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

  1) недобрый            

2) по-матросски

3) заречный            

4) посмотрю

Комментарии

К вопросу 1: в однокоренных словах сочетание ск, относящееся к корню, чередуется с щ: дощечка, дощатый.

Домашнее задание

  1. Повторить раздел «Словообразование», подготовить вопросы.

2. Упражнения учебника.