Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Морфемика. Словообразование. Орфография
Уроки 22, 23. Словообразование

Цели: повторить основные способы образования слов; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора, работы со словарями.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по теме «Словообразование». Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме уроков

1. Повторение темы «Основные способы образования слов»

Словообразование — это и название процесса образования новых слов в языке, и название раздела языкознания. Словообразование как наука изучает значимые части слова (строение, структуру слов) и словообразовательную роль морфем, способы образования новых слов, закономерности словообразования.

  — Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры на каждый из способов. (Примерный ответ. Приставочный: пришить, сделать; суффиксальный: читатель, поющий; приставочно-суффиксальный: подснежник, сотрудник; бессуффиксный: рассвет, вход; сложение: водоснабжение, интернет-портал, РФ; переход из одной части речи в другую: столовая (из прилагательного в существительное), несмотря на (из сочетания частицы, деепричастия и предлога — в предлог).

Остановимся на способах словообразования подробнее.

1) Приставочный. Приставка присоединяется к исходному слову: приготовить готовить.

2) Суффиксальный. Суффикс прибавляется не к исходному слову, а к его основе, причём основа может видоизменяться (отсекается её часть, происходит чередование звуков: почтение почитать.

3) Приставочно-суффиксальный. К основе исходного слова одновременно присоединяются приставка и суффикс: подсвечник свеча.

4) Бессуффиксный. От исходного слова отбрасывается окончание или суффикс вместе с окончанием: зелень <— зелёный, укор <—укорять.

5) Сложение:

а) целых слов: театр-студия, лётчик-испытатель;

6) основ с помощью соединительных гласных: земноводные, железобетон;

в) начальных букв слов (аббревиатура): вуз, МХАТ.

г) частей слов: детсад, турпоход;

д) подчинительных словосочетаний: древнегреческий <— Древняя Греция;

е) сочинительных словосочетаний: англо-русский <— английский и русский.

Не обязательно запоминать названия видов сложения как способа словообразования. Важно распознать этот способ, имеющий несколько разновидностей.

б) Переход из одной части речи в другую. Слова приобретают иное значение, теряют ряд грамматических признаков. Определить принадлежность таких слов к той или иной части речи чаще всего можно только в контексте.

Он поступил в военный институт. Мой дядя — военный. (Прилагательное перешло в разряд существительных.)

Зрители аплодировали, благодаря артистов. Я умею играть в шахматы благодаря старшему брату. (Деепричастие перешло в разряд предлогов.)

2. Словообразовательный анализ

При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка.

Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и построим небольшую словообразовательную цепочку, прибавляя морфемы: снег —» снежный —» бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

При словообразовательном анализе очень важно учитывать значение слова. Возьмём слово почтение. На первый взгляд способ словообразования приставочный (приставка по-). Но значение слова чтение совершенно не совпадает со значением исходного слова. Подберём к нему однокоренные слова: почёт, почитать, почтить, почитатель, почтенный. Историческая приставка давно срослась с корнем и в современном русском языке не выделяется: слово почёт состоит из одного корня (окончание нулевое). Словообразовательный ряд включает слова с вариантами морфем — с чередованием гласных в корне: ё/и/ноль звука.

Итак, существительное почтение произошло от глагола почитать с помощью суффикса -ени- (суффиксальный способ).

Заметим, что глагол почитать имеет пару-омоним, образованный приставочным способом от глагола читать, от которого образуется, в свою очередь, существительное чтение (суффиксальный способ).

Разберём один коварный случай словообразования.

Лёгкие облака плывут по весеннему небу.

Солнце светит по-весеннему.

Проведём словообразовательный анализ омофонов: прилагательного с предлогом по-весеннему и наречия по-весеннему.

Ставим прилагательное в начальную форму: весенний. Находим ближайшее по составу слово — весна, определяем способ словообразования — суффиксальный: весенний <— весна (чередование е с нулём звука в расчёт не берём).

Наречие по-весеннему — неизменяемая часть речи, значит, окончания не имеет. Образовалось оно не от прилагательного с предлогом по-весеннему, а от прилагательного весенний с помощью приставки по- и суффикса -ему: по-весеннему <— весенний. Способ словообразования — приставочно-суффиксальный.

То есть морфема -ему в первом случае — окончание, а во втором — суффикс.

Во многих случаях для словообразовательного анализа надо обращаться к специальным словарям, например, к «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Тихонова, к аналогичному словарю З. А. Потихи. Дело в том, что в процессе развития языка часто происходят структурные изменения слов. Так, в современном русском языке в слове позор корень позор, в слове пожар — корень пожар, хотя с этимологической точки зрения в обоих словах можно выделить приставку по-. Значение корня -зор- связано со зрением, со способностью видеть, такой его вариант сохранился в словах зоркий, зоркость. А значение корня -жар- вполне очевидно. Но в современном русском языке рассматриваемые слова стали неразложимыми, корневыми, корень поглотил приставку, лексическое значение однокоренных слов к словам позор и пожар уже далеко от значений древних корней.

  3. Практические задания

  — Определите способы образования слов.

Рассвет, снегопад, быстрорастворимый, интернет-магазин, ВВЦ, зарплата.

Комментарии

Существительное рассвет образовано не от существительного свет, а от глагола рассветать бессуффиксным способом: суффикс а убрали, окончание ть отбросили. Дело в том, что значение действия у существительных вторично. То есть подобные существительные образованы от глаголов: бег — от бегать, выход — от выходить и т. д.

Глагол рассветать, в свою очередь, образован приставочным способом от глагола светать. Получается словообразовательная цепочка: рассвет <— рассветать <— светать.

Остальные слова образованы разного вида сложением. Существительное снегопад образовано от основ слов снег и падать, прилагательное быстрорастворимый — от словосочетания быстро растворимый, интернет-магазин — от сложения двух целых слов, ВВЦ — от начальных букв словосочетания Всероссийский выставочный центр, зарплата — от начальной части прилагательного заработная и существительного плата.

  — Сравните повторяющиеся слова предложений, определите способ их образования, постройте словообразовательную цепочку.

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

Великий русский учёный Ломоносов был ещё и художником, и поэтом.

Комментарии

В первом предложении отглагольное прилагательное учёный образовано от глагола учить с помощью суффикса -ён- (суффиксальный способ). Во втором учёный — существительное, образованное переходом прилагательного в эту часть речи.

Учить —> учёный (прилаг.) —> сучёный (сущ.).

  — Постройте словообразовательные цепочки слов от исходных невидимка, подвидовой и определите, каким путём шло словообразование. (Примерный ответ. 1) Невидимка <— невидимый <— видимый <— видеть; 2) подвидовой <— подвид <— вид <— видеть. У этих двух цепочек оказалось одно исходное слово, но в каждой цепочке образование слов шло своим путём: 1) суффиксальным — приставочным — суффиксальным; 2) суффиксальным — приставочным — бессуффиксным.)

  — Постройте словообразовательную цепочку слова исполнительность. (Исполнительность <— исполнительный <— исполнитель <— исполнить <— полный.)

Комментарии

Почему способ словообразования не приставочный, ведь есть слово душный!

Дело в том, что прилагательное душный имеет другое значение («с несвежим, спёртым воздухом, затрудняющий дыхание») и словообразовательно не связано с прилагательным бездушный (его значение «лишённый чуткости, холодный, безжизненный»).

Комментарии

В современном русском языке в слове защитник выделяется корень -защит-. Однокоренные слова: защищать, защитить, защищённость, защитница, защитный, подзащитный. Эти слова объединены основным лексическим значением — «ограждать, предохранять».

Мы можем разглядеть в слове защитник другой, древний корень -щит-. Но, подобрав к многозначному слову щит однокоренные слова (щиток, щитковый, щитовой, щитовидный), мы увидим, что они объединены другим основным лексическим значением — «похожий на щит по форме, напоминающий щит».

4. Выполнение задания В1 демоварианта ЕГЭ-2013.

В1. Из предложений 4 — 5 текста Л. М. Леонова выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(Поблизости.)

Комментарии

Для выполнения подобных заданий мы должны подобрать более простое по составу новое слово, в котором повторялось бы наибольшее количество морфем данного слова.

Сначала выделим слова, в которых есть приставки и суффиксы: задерживались, находились, поблизости, разрешить, открытка, проездом. Глаголы задерживались, находились сразу отпадают: они образованы суффиксальным способом с помощью возвратного суффикса -сь (-ся). Наречие поблизости образовано от существительного близость приставочно-суффиксальным способом (приставка по- и суффикс -и-: поблизости <— близость). Ответ найден, но проверим на всякий случай и другие варианты.

Может показаться подходящим слово известен, но, проверив по морфемному словарю, определяем, что это слово без приставки, его корень — -извести-. Глагол разрешить образован с помощью приставки раз- (разрешить <— решить). Существительное открытка образовано суффиксальным способом (открытка <— открыть), как и наречие проездом (проездом <— проезд).

Итак, правильный ответ — поблизости.

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова», подготовить вопросы.

2. Упражнения учебника.