Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Морфемика. Словообразование. Орфография
Урок 24. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова
Цели: повторить и обобщить правила правописания корней с безударными и чередующимися гласными; развивать навыки работы со словарями и тестами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по теме «Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова». Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Тест
Все мы с первого класса знаем правило: безударные гласные в корне слова проверяются ударением. Примеров можно привести массу. На самом же деле ударением можно проверить далеко не все такие гласные.
Для начала проверим себя, выполнив задания небольшого пробного теста.
1. Укажите слова, в которых на месте пропуска нужно писать букву а.
1) п..лисадник
2) неприк..саемый
3) з..рница
4) выр..сший
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска нужно писать букву е.
1) бл..стательный
2) ч..стокол
3) оч..ровательный
4) тр..нажерный
3. Укажите слова, в которых на месте пропуска нужно писать букву о.
1) заг..реться
2) пром..кать
3) р..внина
4) благосл..вить
4. Укажите слова, в которых пропущены безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1) интелл..ктуальный
2) пл..вучий
3) выбр..шенный
4) прил..жить
Комментарии
На первый взгляд это простые задания, однако в них есть подводные камни.
Во-первых, во всех словах пропущены гласные в корне. Во-вторых, три задания однотипны: надо правильно определить пропущенную букву, а одно из заданий формулируется по-другому: надо выбрать слова, в которых пропущены безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Следует напомнить ученикам, что нужно самым внимательным образом читать формулировки заданий.
Начнём с последнего задания. Проверяется ударением всего одно слово, причём заимствованное русским языком из латыни: интелл..ктуальный — интелле́кт.
Кстати, найдём и в заданиях 1 — 3 слова, проверяемые ударением: ч..стокол — ча́сто, оч..ровательный — ча́ры, тренажерный — тре́нер, благосл..вить — сло́во.
Как видим, среди этих примеров есть слова исконно русские и слова, заимствованные из других языков. То есть, если слово имеет иностранное происхождение, это не значит, что оно не проверяется ударением. Например, вертикальный не проверяется, активировать — проверяется (акти́вный), полемический — тоже (поле́мика).
В словах иностранного происхождения, не проверяемых ударением, правильно выбрать букву можно, если знаешь, как пишется исходный заимствованный корень. В нашем случае это слово палисадник — от фр. palisade — изгородь. Это слово случайно созвучно русскому сад, поэтому часто происходит путаница. Ещё примеры: оптимизм (лат. optimus — наилучший), виртуоз (ит. virtuoso от лат. virtus — доблесть, талант), генеалогия (греч. genealogia — родословная), урбанизация (лат. urbanus — городской) и т. д.
В некоторых заимствованных словах делают ошибки из-за созвучия корней (паронимии). Например, слово оранжерея — помещение для выращивания теплолюбивых растений (фр. orangerie от orange — апельсин: очевидна связь с оранжевым цветом) — нельзя путать со словом аранжировка — переложение музыкального произведения (фр. arranger — приводить в порядок); калорийный — обладающий высокой калорийностью, питательный (лат. calor — тепло, жар) — с колоритный — яркий, выразительный (ит. co/orito от лат. color — цвет).
В остальных приведённых примерах (зарница. неприкасаемый, приращение, блистательный, загореться, равнина, промокать, выброшенный, плавучий, приложить) гласные в корне не проверяются ударением, в корнях этих слов имеет место чередование. От чего оно зависит? Тому есть несколько причин.
2. Повторение темы «Слова с чередующимися гласными в корне»
— Вспомните правила, определяющие гласные в корнях этих слов.
Комментарии
Корни -зар- — -зор- и -гар- — -гор- легче запоминать по примерам с ударными гласными. Подбираем слово с ударным гласным в корне: зо́рька — значит, в безударном положении будет а (заря́); зага́р — значит, в безударном положении будет о (горе́ть).
Безударные гласные в корнях -раст- — -ращ- — -рос- зависят от чередования корневых согласных: а пишется перед ст и щ (растёт, выращенный), в остальных случаях — о (выросли). Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. Здесь важно не пропустить корни, «спрятанные» в сложных словах: дикорастущий, водоросли, а также слова с ударными гласными в корне и производные от этих слов: ро́ща, рост, подро́сток, подростко́вый.
Для корней -лаг- — -лож- есть два правила:
1) перед г пишется а, перед ж — о: положить — полагать;
2) если после корня есть суффикс -а-, в корне также пишется а, если нет — о: излагать — изложение.
Исключение: полог.
В корнях -кас- — -кос- буква корня также зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-. То есть если после корня стоит суффикс -а-, то и в корне будет а: коснуться — касаться.
От этого же суффикса зависят гласные в ряду корней с чередованием е — и. Легче всего запоминать зависимость, заучивая корни сразу с суффиксом -а-:
-бер- — -бира-, -блест- — -блиста-, -дер- — -дира-, -жёг- — -жига-, -мер- — -мира-, -пер- — -пира-, -стел- — -стила-, -тёр- — -тира-, -чёт- — -чита-.
Особо следует обратить внимание на слова с чередующимися сочетаниями в корне. Во-первых, это слова с явлением полногласия — неполногласия, которые в корне имеют сочетания оро — ра, оло — ла: горожанин — гражданин, порох — прах, холодильник — прохлада, молодость — младенец. Во-вторых, это слова с чередованием о — а в корне: копать — подкоп — откапывать, ломать — лом — отламывать, поклонение — поклон — кланяться, сплотить — плот — сплачивать, колоть — укол — укалывать, стонать — стон — постанывать, тварь — творчество — творить.
— Найдите закономерность чередования о — а в этих корнях. (Под ударением в корнях данных слов может быть как о, так и а, без ударения — только о.)
Интересным представляется пример предложения, состоящего из однокоренных слов с чередованием гласных.
Творец сотворил тварей.
И ещё о чередованиях гласных в корне и о пользе знания морфемики. Начальное и корня (и приставок из-, ис-) после приставок на согласный меняется на ы: играть — разыграть, искать — подыскать, искусный — безыскусный, исходный — безысходный, известный — безызвестный. Исключения составляют русские приставки меж- и сверх- и все иноязычные приставки, после которых замена не происходит: межинститутский, сверхинтересный, дезинфекция, суперигра, а также слово взимать.
В качестве иллюстрации того, как работает это правило, приведём пример одного слова с разными приставками. Русская приставка пред- меняет начальное и слова импрессионизм, а латинская приставка пост- этой буквы не изменяет: предымпрессионизм, но постимпрессионизм.
На сложносокращённые слова правило не распространяется: спортинвентарь, госинспекция.
Существуют и другие корни с чередованием, а значит, не проверяемые ударением.
— Приведите примеры таких слов.
(Обсуждение.)
3. Составление таблицы
Закономерности чередования гласных в корнях слов
4. Слово учителя
Отдельными группами рассмотрим слова с чередованием гласных, которое труднообъяснимо: -плав- — -плов- — -плыв- (плавучий, поплавок, плавник, пловчиха, пловец, плывун), -сид- — -сед- — -сяд- (сидеть, приседать, седок, седло, сядь), -чёт- — -чита- — -чета- (вычет, вычитать, сочетать).
Не проверяются ударением и слова с чередующимися сочетаниями в корне: я — им (понять — понимать), я — ин (мять — сминать), а — им (сжать — сжимать).
Обратим внимание на омофоны (слова, которые одинаково слышатся). Правописание гласных в корнях таких слов можно узнать только исходя из контекста: развевающийся (флаг) — развивающийся (ребёнок), посветить (фонарём) — посвятить (жизнь). Гласные в корнях этих слов проверяются ударением, проверочные слова: ве́ять — разви́тие, свет — свя́тость.
— Приведите сами подобные примеры. (Поласкать котёнка — полоскать бельё, примерять платье — примирять противников, поседеть от старости — посидеть с удочкой у реки, разрядить ружьё — разредить посадки и т. д.)
Ошибки при написании слов с омофоничными корнями допускаются очень часто. Например, в слове чистоплотный корень -чист-, в слове честолюбивый — -чест-, в слове частокол — -част-. В безударной позиции гласные звуки этих корней уподобляются и звучат одинаково. Чтобы избежать ошибки, надо обязательно вникнуть в смысл слова. Ещё одно трудное слово подобного рода — благословить, которое происходит от словосочетания благое слово, к славе оно не имеет отношения. Два этих сходных корня встречаются вместе в слове славословить.
5. Объяснительный диктант
Заплатить, расстелить, гигантский, безымянный, интеллигентный, честолюбие, колоссальный, палисадник, выжигать, пуловер, отраслевой, витрина, декорация, кавалерист, репетиция, горожанин, тренировка, подытожить, горизонтальный, развивающийся процесс, присягать, выровненный, канонада, винегрет, калорийный, искажение, каморка, навигация, выращенный, сильный ожог, приложение, стипендия, гирлянда, пловец, ориентир, частокол, резолюция, благословить, университет, прикосновение, цинизм, блистательный, периферия, разредить посадки, уравнение, эшелон, вымокнуть, привилегия, долина, полагаться, зарница, колорит, ростовщик, зарядить ружьё, поседевший старик, сплотить, предыюльский, обмакнуть, заблестеть, ожёг руку, равнина, развевающееся полотнище, удаление, прилагательное.
Дополнительное задание: проверьте лексическое значение выделенных слов по толковому словарю, подберите к ним однокоренные слова.
6. Тест
1. В каком случае на месте пропуска нужно писать букву е?
1) посв..тить фонарём
2) разр..дить обстановку
3) прис..гать на верность
4) г..рлянда огней
2. В каком случае на месте пропуска нужно писать букву о?
1) оригинальная ..ранжировка
2) к.лоритный персонаж
3) ч..рующий голос
4) растение-пар..зит
3. В какой строке в обоих словах пропущены безударные гласные в корне, проверяемые ударением?
1) пог..реть, эш..лон
2) непром..каемый, гене..логия
3) малок..лорийный, пл..вчиха
4) в..нчание, cт..листика
4. В какой строке во всех словах пропущены безударные гласные в корне, проверяемые ударением?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снуться, сув..ренитет
Примечания
1. Задание 4 взято из демоварианта ЕГЭ-2013 (А14).
2. Все вопросы теста можно для себя сформулировать более общо: «Как пишутся слова?» — и на черновике записать ответ, а затем проанализировать слова в соответствии с данным вопросом.
— Распределите слова из заданий теста на группы и запишите их, вставив пропущенные буквы и подобрав пары, если есть проверочные слова или чередующиеся гласные.
Ответ:
1) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением: посветить фонарём — свет, разрядить обстановку — разрядка, присягать — присяга, чарующий — чары, венчание — обвенчаны, стилистика — стиль, прогрессивный — прогресс, санкционировать — санкция, верховье — верх, разветвление — ветвь, шептаться — шепчет, программировать — программа, ослеплённый — слепнуть;
2) слова с чередующимися гласными: погореть — огарок, непромокаемый — обмакивать, пловчиха — плавать, возраст — вырос, отбирает — отберу, коснулся — касательная;
3) слова с безударными гласными в корне, не проверяемыми ударением: гирлянда, аранжировка, колоритный, паразит, эшелон, генеалогия, малокалорийный, орнамент, суверенитет.
Домашнее задание
1. Повторить тему «Правописание гласных после шипящих и ц», подготовить сообщения и вопросы.
2. Упражнения учебника.