Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Морфемика. Словообразование. Орфография
Урок 25. Правописание гласных после шипящих и ц

Цели: повторить и обобщить правила правописания гласных после шипящих и ц; развивать навыки самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Правописание гласных после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи (сообщения учащихся)

Тема нашего урока не из самых трудных, все с детства помнят правила: жи — ши пиши с буквой и, ча — ща пиши с буквой а, чу — щу пиши с буквой у.

Но мы сегодня вспомним и другие случаи правописания гласных после шипящих и ц.

(Сообщения.)

2. Обобщение

Для правильного выбора гласных после шипящих и ц необходимо определить часть речи, вникнуть в смысл слова, разобрать его по составу, т. е. вычленить морфемы. Объединим и упростим правила.

1. Правописание гласных после шипящих и ц в корнях слов.

1) Буквы о — е (ё).

Здесь действует следующая закономерность. Если в корне наблюдается чередование е — ё, то пишется ё: шёпот — шепчет, чёлка — чело, щётка — щетина, шёлк — шелка, щёки — щека, жёлтый — желтеть, чётный — чета, расчёска — чесать, жёлудь — желудок (желудок продолговатой формой похож на жёлудь).

Если такого чередования не наблюдается, в корне пишется о: шорох, цокот, шомпол, крыжовник, шов, шок, жокей, шоколад, мажор, шофёр, жонглёр, цокот, герцог, палаццо и т. д.

Различается написание однокоренных существительных и глаголов с корнем -жег жёг- — -жог-. Определение части речи в словах-омофонах позволяет сделать правильный выбор буквы: в существительных пишется о (ожог рукй, совершить поджог), в глаголах — е (ё) (ожёг руку, поджёг спичку, выжег).

2) Буквы ы — и после ц.

В корнях пишем и: цирк, цинга, панцирь и т. д., за исключением нескольких слов, составляющих мнемоническую фразу: «Цыган на цыпочках сказал цыплёнку “цыц!”», и производных от них слов: цыганка, цыкнуть и т. д.

3) Гласные а, и, у после шипящих.

Об этом уже сказано (см. п. 1), просто приведём примеры: жимолость, широко, чайник, щавель, чудо, щуриться.

Исключения: жюри, брошюра, парашют, жюльен, иноязычные имена собственные (Жюль, Чюрлёнис т. д.).

2. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

1) Буквы ы — и после ц.

В русских по происхождению суффиксах и окончаниях после ц пишем ы: Лисицын, птицын, сестрицы, улицы, молодцы, куцый и т. д.

В иноязычных по происхождению суффиксах и окончаниях после ц пишем и: репетиция, композиция, музицировать, классицизм, публицист и т. д.

2) Буквы о — е.

В существительных, прилагательных и наречиях после корня на шипящий или ц под ударением пишется о, без ударения — е: сундучо́к — карма́шек, пальтецо́ — пла́тьице, холщо́вая — плащева́я (ткань), смешо́н — стра́шен, общо́ — жгу́че. Исключение: еще.

3) Буква ё.

Через ё после шипящих пишется суффикс -ёр-: дирижёр, стажёр, тренажёр и т. д. Кстати, слову с русским корнем ухажёр иронический оттенок придаёт именно этот иноязычный суффикс. Суффикс -ёр- можно проверить. Он применяется при обозначении деятельности, поэтому нам стоит найти другие слова с этим суффиксом, в которых корень кончается не на шипящий, и гласная суффикса будет очевидна: монтёр, актёр, шофёр. Важно, что суффикс -ёр- ударный (безударные варианты: тенор, стопор).

Такие существительные, как ночёвка, корчёвка, кочёвка, тушёнка, сгущёнка, нуждаются в словообразовательном анализе. Они отглагольные (ночевать, корчевать, кочевать, тушить — тушёный, сгущать — сгущённый), поэтому сохраняют глагольную е. Вообще, все глаголы, глагольные формы, как и отглагольные существительные и прилагательные, в окончаниях и суффиксах могут иметь только е (ё): бережём, стережёт, решённый, взбешённый, огорчённый, испечён, лужёный.

3. Практические задания

  — Распределите слова по группам в зависимостои от вида орфограмм.

Решённый, с мечом, сечёт, освещённый, жёрдочка, товарищем, в горячем, зайчонок, пересечёт, сучок, стрижёт, шорох, ежовый, свежо, закопчённый, песцовый, бережёт, овражек, испечёт, бежевый, крыжовник, шапчонка, мячом, щёлочь, грушевый, шомпол, тушёный, лапшой, шотландка, ситцевый, ужом, жгуче, чёрный, стажёр, рассечёт, рощей, освежённый, поражён, сожжёшь, пшённая, орошён, свечой.

Ответ: орфограмма в корне: жёрдочка, шорох, чёрный, крыжовник, щёлочь, шомпол, шотландка, пшённая; орфограмма в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: зайчонок, сучок, ежовый, свежо, овражек, бежевый, шапчонка, ситцевый, стажёр, грушевый; орфограмма в окончаниях существительных и прилагательных: с мечом, мячом, свечой, товарищем, рощей, в горячем, лапшой, ужом; орфограмма в окончаниях глаголов: бережёт, сечёт, стрижёт, рассечёт, испечёт, сожжёшь; орфограмма в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: освещённый, освежённый, решённый, закопчённый, поражён, орошён, тушёный.

  — Подчеркните слова, в которых на месте пропуска нужно писать букву ё.

Напряженно работать, стаж..р-исследователь, ловкий ж..нглёр, поч..тный гость, холщ..вая скатерть.

4. Объяснительный диктант

Говорить общо, утлая лодчонка, цигейковая шубка, заблудиться в чащобе, макароны с тушёнкой, мажорный тон, проецировать на экран, печёный пирог, горячо приветствовать, беспомощный бельчонок, панцирная сетка, царицыны черевички, иссиня-чёрное крыло, лучом света, холщовая ткань, Прощёное воскресенье, чёткая позиция, приглашённый гость, укрыть плащом, домашний велотренажёр, пальцы музыканта, надоедливая трещотка, дешёвые товары, вощёная дощечка, рекламная акция.

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Правописание согласных в корнях слов», подготовить вопросы.

2. Упражнения учебника.