Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Морфемика. Словообразование. Орфография
Урок 26. Правописание согласных в корнях слов

Цели: повторить и обобщить правила правописания согласных в корнях слов; развивать навыки работы со словарями и тестами; повторить тему «Типы словосочетаний».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по темам «Правописание согласных в корне слова», «Правописание двойных согласных». Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение темы «Правописание согласных в корнях слов»

1. Правописание слов с проверяемыми согласными.

  — Как проверить непроизносимые и сомнительные согласные в корнях слов? (Поставить их в сильную позицию, т. е. изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы согласный звучал отчётливо (перед гласным или сонорным согласным): поездка — езда, варежки — варежек.)

Мы почти не будем останавливаться на лёгких случаях, таких как только что произнесённое прилагательное лёгкий (его легко проверить, изменив форму слова: лёгок). Рассмотрим лишь несколько примеров, часто вызывающих затруднения: молотьба — молотить, просьба — просить, изморозь — морозный, изморось — моросить, вперемежку — перемежаться, вперемешку — перемешать.

Изморозь (похожие на иней осадки) и изморось (мелкий дождь). Звучат эти слова одинаково, т. е. являются омофонами. Чтобы не ошибиться в их написании, необходимо учитывать лексическое значение слова, рассматривать его в контексте. То же относится ко второй паре омофонов: вперемежку — вперемешку.

2. Слова с непроизносимыми согласными.

Многие слова с непроизносимыми согласными легко проверить.

  — Запишите слова под диктовку и подберите к ним проверочные слова.

Здравствуй (здравие), честный (честь), известный (известие), счастливый (счастье), беззвёздный (звезда), завистник (зависть), французский (французы), окрестность (перекрёсток), гигантский (гигант), яростный (ярость), агентство (агент), свистнуть (свистеть), хрустнуть (хруст), поздний (опоздать), сердце (сердечно), солнце (солнечный).

Комментарии

Мы довольно часто сталкиваемся не только с непроизносимыми согласными, но и с ложными непроизносимыми согласными, которые мы подозреваем в слове, скорее всего, уподобляя похожие слова: искусный (искусен, без т) и искусственный.

Попробуем сопоставить такие слова в таблице.

Слова с непроизносимыми согласными

Слова без непроизносимых согласных

Шефствовать (шефы)

Шествовать (шёл, шедший)

Явствовать (явный)

Яство (от древнего ясти — есть, еда)

Сверстник (см. далее)

Ровесник (ровня)

Устный (уста)

Вкусный (вкусен)

Костный (кость)

Косный (отсталый)

Чувствовать

Участвовать(часть)

Экскаватор

Эскалатор

Прокомментируем некоторые написания.

Участвовать. Вдумаемся в смысл этого слова: вносить свою долю, часть в какое-то общее дело. Значит, проверочное слово — часть.

Ровесник — ровня, одинаковый с кем-либо. Редкий сейчас суффикс -ес- встречаем в словах словесник, небесный, чудесный.

Сверстник. Это слово синонимично предыдущему. Опять же идём от смысла: это тот, кто родился с кем-то в одно время; слово восходит к древнерусскому слову съвьрстьныи, означающему «одинаковый подлине, возрасту»; однокоренным является и слово верста, возможно, и слова свёрстанный, верстак.

В словах блеснуть, плеснуть тоже иногда подозреваются непроизносимые согласные. У корней этих слов существуют варианты: блеск, блестеть, блещет плеск, плещет. Поможет найти объяснение морфемный разбор, а точнее исторический экскурс. В этих и подобных словах (лосниться, склянка и т. д.) постепенно произошло упрощение групп согласных: блес(т, к)нуть, плёс(к) путь, лос(к)ниться, с(т)клянка.

Морфемика может объяснить правописание созвучных слов, считающихся словарными: дощатый — брусчатый.

Почему одинаковые звуки, находящиеся в одной позиции, в этих словах обозначены разными буквами?

Дело в том, что чередование согласных может происходить только в пределах одной морфемы: корня, приставки, суффикса. В корне слова дощатый пишется щ, так как эта буква чередуется с ск корня (доска), а в слове брусчатый пишется сч, так как эти буквы на стыке корня и суффикса То есть в слове дощатый суффикс -aт-, а в слове брусчатый — -чат-.

Очевидный подобный пример чередования согласных в корне прощение — простить (щ/ст).

3. Слова с непроверяемыми согласными.

Такие слова надо проверять по орфографическим словарям и запоминать: потчевать, сдоба, свадьба, футбол, вокзал, офсайд, шлагбаум и т. д.

— Приведите другие примеры.

Есть слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными. Чтобы объяснить их правописание, надо обращаться как минимум к этимологическим словарям: лестница, масштаб, бухгалтер, рентген и т. д.

Некоторые слова только кажутся непроверяемыми, например, слово ландшафт. Интересно, что и перевод слова (оно заимствовано из немецкого) содержит непроизносимый согласный: местность. Его просто проверить: место. А различив морфему ланд-, мы легко подберём проверочные слова и к заимствованному: Финляндия, Лапландия, Голландия и т. д.

Нередко происходят ошибки в произношении и написании некоторых иноязычных слов, о которых мы говорили в теме «Орфоэпия» (см. урок 7).

4. Слова с удвоенными согласными в корне.

Напомним об особенностях удвоенных согласных в корнях слов. Исконно русских слов с удвоенными согласными мало: вожжи, дрожжи, жужжать, жжёный, Россия, ссора, можжевельник и производные от них. Большинство же составляют заимствованные слова: аллея, аккомпанемент, кассета, колоссальный, пессимизм, эффект и т. д.

С одной буквой в корне пишутся, например, заимствованные слова алюминий, галерея, драма, пьеса.

На стыке корней сложносокращённых слов пишутся две одинаковые буквы, если они относятся к разным корням: главврач (главный врач), замминистра (заместитель министра), реввоенсовет (революционный военный совет).

Исключение — военачальник (военный начальник).

В остальных сложносокращённых словах удвоенные согласные не сохраняются: теракт (террористический акт), грамзапись (граммофонная запись).

В сложных словах перед дефисом двойные согласные сохраняются: пресс-конференция, пресс-папье, пресс-центр.

Перед суффиксами удвоенные согласные тоже обычно сохраняются: группа — группка, балл — пятибалльный (шторм), программа — программка. Исключения: антенна — антенка, манная (крупа) — манка, оперетта — оперетка, финн — финка, тонна — трёхтонка, колонна — колонка, кристалл — кристальный (но: кристаллический, кристаллик).).

2. Предупредительный диктант

(Учащиеся пользуются словарями.)

Поссориться из-за пустяка, колкая эпиграмма, пятибалльный шторм, художественная галерея, туристская база, можжевеловый куст, ровесник века, драматический театр, кассетный магнитофон, алюминиевая посуда, девочки-сверстницы, рентген-кабинет, ярко блеснувшее из-за туч солнце, аккомпанировать на аккордеоне, веснушчатый хлопчик, безучастный взгляд, известный сердцеед, закомпостировать абонемент, явственно видно, праздничное шествие, октябрьская изморось, быстрая ходьба, детективное агентство, сержантские погоны, речной вокзал, песчаный пляж, центральный почтамт, гуманитарная помощь, смягчить обвинение, молочный бидон, получить дивиденды, компромиссный вариант, становиться жёстче.

Дополнительное задание: определите типы подчинительной связи в этих словосочетаниях.

3. Тест

1. Укажите словосчетания, в которых пропущена буква д.

  1) весёлая сва..ьба      

  2) застывший бе..он

  3) «Жени..ьба» Гоголя    

  4) насле..ство предков

2. Укажите словосчетания, в которых пропущена буква з.

  1) иней и изморо..ъ      

  2) органический синте..

  3) выгодная ..делка      

  4) про..ьба о помощи

3. Укажите словосочетания, в которых есть слово с непроизносимым согласным.

  1) блес..нуть остроумием

  2) ше.хтво над первоклассниками

  3) учитель-словес..ник

  4) ислан..ская сельдь

4. Укажите словосочетания, в которых есть слова с удвоенными согласными.

  1) искус..ный мастер    

  2) корал..овый остров

  3) колос..альный успех  

  4) стоват..ная лампочка

Домашнее задание

  1. Повторить темы «Правописание приставок», «Гласные ы — и после приставок», подготовить вопросы и сообщения по разным группам приставок.

2. Упражнения учебника.