Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Морфология и орфография
Урок 35. Части речи
Цели: обобщить знания по теме «Морфология»; систематизировать знания о частях речи; закреплять умение различать однокоренные слова и формы слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ сочинений в формате ЕГЭ
III. Проверка домашнего задания
— Что такое грамматика? (Примерный ответ. Раздел языкознания, в котором изучаются формы словоизменения, строение слов, виды словосочетаний и типы предложений. Грамматика понимается и как совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Грамматика состоит из морфологии и синтаксиса. Иногда слово грамматика понимается более общо — как синоним слова лингвистика.)
— Что изучает морфология? (Слова как части речи и их формы.)
— Что такое части речи? (Это большие группы слов, объединённых общими признаками.)
— На чём основано распределение слов по частям речи? (Слова каждой части речи имеют общее грамматическое значение, общие морфологические и синтаксические признаки.)
— Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)
— На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Деление на части речи не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Например, что общего в словах дом, синева, здоровье, движение? Одно обозначает предмет, второе — цвет, третье — состояние человека, четвёртое — действие. Правда, все они отвечают на вопрос что?
Кроме того, все они имеют общее грамматическое значение имени существительного: дом — предмет, синева — признак как предмет, здоровье — состояние как предмет, движение — действие как предмет. Сравним: синий, здоровый (признаки), двигаем (действие). (Кстати, начальная форма любого глагола обозначает не действие, а только название этого действия. Глагол начинает «работать» только при спряжении.) Все рассматриваемые слова имеют общие морфологические признаки: род, число, падеж, склонение и т. д. Все они могут иметь синтаксические функции, характерные иля имени существительного: быть любым членом предложения. Совокупность общих признаков и позволяет нам объединить эти слова в одну группу, одну часть речи — имена существительные.
Не только существительные, но и все самостоятельные части речи имеют номинативную (назывную) функцию: называют предметы, действия, признаки предметов и действий.
Сложно бывает определить часть речи из-за явления перехода частей речи друг в друга. Об этом мы говорили при изучении темы «Словообразование» (см. уроки 22, 23). Особенно трудно различить имена существительные и производные от них наречия.
Пожалеем тех, у кого нет дома. Останься, пожалуйста, дома.
Поэт восхищается русской зимой. Зимой корабли вмерзали в лёд.
Важно рассмотреть совокупность общих признаков слов, чтобы правильно определить часть речи. Здесь важнейшую роль играет синтаксическая функция. Сравнив предложения, поставив вопросы, делаем вывод: в первом и третьем предложениях выделенные слова — имена существительные (начальные формы — дом, зима), во втором и четвёртом — наречия (неизменяемые формы дома, зимой).
Мы будем повторять теоретические вопросы морфологии частей речи довольно подробно. При этом не обязательно зубрить всё подряд. Важно понять связь морфологии и орфографии, разобраться в структуре материала и знать основные закономерности. На семинарах мы будем обсуждать ваши небольшие сообщения по морфологическим характеристикам каждой части речи и делать обобщения.
— Перечислите части речи по группам.
Комментарии
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. А также причастие и деепричастие, которые иногда рассматриваются как формы глагола.
В некоторых учебниках как самостоятельная часть речи выделяется ещё категория состояния.
В экзаменационные задания спорные вопросы не входят. Главное — правильно определить, что, к примеру, движущийся — причастие, а двигаясь — деепричастие.
Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометие — отдельная группа.
— Какие признаки характерны для каждой части речи?
— Как образуются формы слова? (С помощью окончаний (здоровья, здоровью; синий, синего; двигаем, двигают), окончаний и предлогов (к огню, от огня, на огне), суффиксов (двигал, читал; светлее), вспомогательных слов — частиц, глаголов (буду думать, думал бы, пусть думает).)
— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Примерный ответ. Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение им придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: дом — домовой — надомный — домоводство. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова — это формы единственного и множественного числа, падежные формы: дом — дома — домом — дому.)
2. Практические задания
— Определите, к каким частям речи относятся слова.
1) Терпение, терпеливый, потерпеть, нетерпеливо.
2) Рассвет, светлый, высветить, светло.
— Что объединяет эти группы слов? (Общие корни.)
— Подберите однокоренные слова к данным словам. (Терпимо, терпимость, невтерпёж; отсвет, светило, рассветать, посветить, просвет, просвещение, светильник, освещение, светлячок, светофор, свечение, свеча.)
— Являются ли однокоренными для первой группы слов слова терпуг, терпкий? Обоснуйте свой ответ. При необходимости обратитесь к толковому словарю. (Нет, потому что у данных слов другое значение. Терпуг — 1) род напильника; 2) морская панцирная рыба. Терпкий — имеющий вяжущий вкус.)
— Являются ли однокоренными для второй группы слов слова священный, посвятить? (Примерный ответ. Нет, потому что у данных слов другое значение с общим корнем. Священный — 1) обладающий святостью; 2) глубоко чтимый; 3) нерушимый в силу своей важности. Посвятить — 1) осведомить о чём-то тайном; 2) предназначить для какой-либо деятельности; 3) предназначить кому-либо своё произведение, деятельность как дань своего уважения, почитания.)
— Являются ли однокоренными с глаголом посвятить слова посвящу, посвятишь, посвятят? (Нет, это формы одного и того же слова.)
— Верно ли, что начальной формой слов просветом, светлой и светит является слово свет? (Нет. Существительное свет — однокоренное с данными словами. У существительного просветом начальная форма просвет, у прилагательного светлой — светлый, у глагола светит — светить.)
— Все ли самостоятельные части речи имеют разные формы? (Нет. Наречия и деепричастия имеют только одну форму, это неизменяемые части речи.)
— Изменяются ли служебные слова и междометия? (Нет, они не имеют окончаний и не изменяются.)
— Укажите, в какой строке записаны только формы слова.
1) три, тройка, тройкой
2) три, трём, трут
3) труд, трудно, потрудись
4) мной, обо мне, мы
Дополнительное задание: определите части речи, формы слов, поставьте слова в начальную форму.
— Определите, к каким частям речи относятся слова нападающий, благодаря, часовой.
Комментарии
Ответ зависит от контекста, от синтаксической роли слов.
Сравним:
Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке.
Первый гол забил нападающий нашей сборной.
В первом случае — причастие, во втором — существительное.
Кланяясь и благодаря публику, артисты покинули арену.
Название «туманный Альбион» Англия получила благодаря белоснежным меловым скалам и утёсам Дувра, расположенным на южном побережье.
В первом случае — деепричастие, во втором — предлог.
Если крутишь заводную головку по часовой стрелке, взводится пружина часового механизма.
В случае возникновения пожара на посту часовой немедленно сообщает об этом в караульное помещение.
В первом случае — прилагательные, во втором — существительное.
Дополнительные задания
— Запишите эти предложения и определите, к каким частям речи относятся входящие в них слова.
Комментарии
Отметим, что во втором предложении есть ещё и прилагательное в значении существительного (сборной — сборная), а в последнем предложении — существительное с предлогом, перешедшее в разряд предлогов (отыменный предлог) (в случае).
— Подберите к слову Альбион слова с тем же латинским корнем.
Справка: albus — белый.
(Альбатрос, альбом, альбинизм, альбинос, альбумины.)
Домашнее задание
1. Повторить тему «Имя существительное», подготовить вопросы и сообщения, подобрать примеры.
2. Упражнения учебника.