Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Самостоятельные части речи
Урок 48. Правописание местоимений. Морфологические нормы
Цели: показать особенности правописания местоимений; работать над предупреждением речевых ошибок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Повторение правил правописания местоимений
Рассмотрим правописание местоимений и слов, которые находятся с ними в тесном контакте, согласуются с ними. Обратим
внимание на морфологические нормы. Кратко сформулируем правила и подберём примеры.
1) В личных местоимениях 3-го лица после предлогов появляется в начале н: у него, от неё, в них.
2) После сравнительной степени прилагательных и наречий н в личных местоимениях не употребляется: выше её, дальше его, быстрее их.
3) После предлогов благодаря, согласно, вопреки, вследствие, вне, навстречу, подобно не употребляется н: благодаря ему, навстречу ей.
4) Обратим особое внимание на написание предлогов с личным местоимением я в дательном, творительном и предложном падежах: ко мне, передо мной, надо мной, обо мне.
Часто ошибочно эти предлоги пишут с местоимением слитно.
5) Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, что-то, сколько-нибудь, какой-либо.
Если же кое- отделяется от местоимения предлогом, то выражение пишется в три слова: кое у кого, кое с чем, кое к кому.
6) Отрицательные местоимения с приставками не (под ударением) и ни (без ударения) пишутся слитно: некого, никого; нечто, ничто; некем, никем. Отрицательные местоимения с предлогом пишутся в три слова: не у кого, ни у кого; не во что, ни во что; не с кем, ни с кем.
2. Морфологические нормы, связанные с употреблением местоимении
1) Слова, связанные с местоимением кто, употребляются в мужском роде: (Кто это сделал?), с местоимением что — в среднем роде (Что случилось?).
2) При местоимении несколько в именительном и винительном падежах существительное стоит в форме родительного падежа множественного числа: несколько дней.
3) В сложноподчинённых предложениях с придаточными местоименно-определительными подлежащее и сказуемое должны быть согласованы, т. е. глагол при подлежащем кто должен стоять в единственном числе: Те, кто не набрал нужное количество голосов избирателей, не прошли на выборах.
4) Местоимения 3-го лица заменяют ближайшее к ним существительное. Если это не учитывать, смысл фразы исказится: Девочке подарили собаку, когда ей исполнилось двенадцать лет. (Кому исполнилось двенадцать лет: девочке или собаке?)
5) В словосочетаниях с предлогом по местоимения 1-го и 2-го лица стоят в предложном падеже: грушу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.
Формы грущу по вам, тоскуешь по нам, скучает по вам считаются разговорными.
6) В официальных бумагах, письмах при обращении к малознакомому или старшему для выражения вежливости пишется Вы (Вас, Вами и т. д.) с большой буквы. При этом глагол или краткое прилагательное ставится во множественном числе, а полное прилагательное — в единственном.
Спасибо, что Вы приняли моё приглашение.
Как всегда, Вы очень внимательны ко мне.
Вы такой внимательный.
7) Склонение слова сколько.
Важно обратить внимание на ударение в этом местоимении, часто употребляемом вместе с существительными: оно постоянно на первом слоге.
И. п. |
Ско́лько дней? |
Р. п. |
Ско́льких дней? |
Д. п. |
Ско́льким дням? |
В. п. |
Ско́лько дней? |
Т. п. |
Ско́лькими днями? |
П. п. |
(О) ско́льких днях? |
3. Объяснительный диктант
— Запишите предложения, объясните орфограммы и пункто- граммы. Укажите разряды местоимений, подчеркните их как члены предложения.
1) Никто не забыт, ничто не забыто. (О. Берггольц) 2) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. 3) Какая погода будет завтра? 4) Всякий человек сам себя воспитать должен. (И. С. Тургенев) 5) В котором часу ты вернёшься? 6) Я — для всех и ничей. (К. Д. Бальмонт) 7) Каков ответ этой задачи? 8) Волга — самая большая река в Европе. 9) Сам с ноготок, а борода с локоток. 10) О чьём рассказе идёт речь? 11) С иным дураком смех, с другим грех. 12) И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Ю. Лермонтов) 13) Любая проблема — это замаскированная удача. 14) Скольким участникам удалось пройти в финал? 15) Всё будет хорошо!
— Запишите стихотворение А. С. Пушкина «Ты и вы». Определите разряды местоимений, сделайте их морфологический разбор (выборочно). Раскройте смысл противопоставления местоимений в этом стихотворении, прокомментируйте графическое выделение поэтом местоимений ты и вы. Определите роль изобразительно-выразительных средств в произведении.
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Комментарии
Личные местоимения: ты, вы, она, (пред) ней, (с) неё, ей, тебя; определительное — все.
Изобразительно-выразительные средства: эпитеты — пустое, сердечным, счастливые, влюблённой, задумчиво; олицетворение — счастливые мечты; лексика высокого стиля — счастливые мечты, в душе влюблённой, свести очей нет силы; антитеза — противопоставление местоимений ты и вы, контекстных антонимов пустое — сердечным, говорю — мыслю; повторы — ты, вы, анафора — начало трёх строк с и; синтаксический параллелизм — одинаковое построение двух последних строк; графическое выделение наиболее важных слов.
Основной приём — противопоставление (антитеза), заявленное уже в заглавии и поддержанное повторами, — подчёркивает глубину чувства лирического героя, значимость слова в отношениях между людьми. Остальные изобразительно-выразительные средства усиливают выразительность, образность этого лаконичного и очень эмоционально насыщенного стихотворения.
4. Тест
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) их мнение
2) сильнее него
3) благодаря им
4) скучаю по вас
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква м?
Н( 1)каких причин для беспокойства н(2) было, и мы н(3)сколько н(4) тревожились.
1) 1, 2, 3, 4
2) 3, 4
3) 1
4) 1, 3
Домашнее задание
Повторить темы «Имя числительное», «Местоимение», подготовиться к тесту.