Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Самостоятельные части речи
Урок 51. Глагол. Морфологический разбор глагол

Цели: обобщить знания о глаголе, об основных грамматических признаках глагола, о его роли в предложении; совершенствовать навыки морфологического разбора глагола.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Что такое глагол?

— Что такое неопределённая форма глагола?

— На какие вопросы отвечают глаголы?

— Расскажите о спряжениях глагола. Приведите примеры.

— В какой форме глаголы изменяются по родам?

— Какие виды имеет глагол? Как можно их определить?

— Какие формы времени имеют глаголы?

— Какова синтаксическая роль глагола?

— Какова роль глаголов в речи?

III. Работа по теме урока

1. Семинар по теме «Глагол»

(Обсуждение небольших сообщений-обобщений, подготовленных учащимися по теме «Глагол». Прояснить необходимо в основном теоретические вопросы, так как о правописании речь пойдёт дальше.)

План семинара

1. Глагол как часть речи.

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? (вопросы инфинитива).

Инфинитив — начальная форма глагола, которая лишь называет действие или состояние (в этом инфинитив сходен с существительным). У инфинитива отсутствуют время, число, лицо, род. Конечные буквы инфинитива (ть, ти) одни учёные считают окончанием, другие — суффиксом. Подобные спорные вопросы не включаются в экзаменационные задания.

2. Грамматические характеристики глагола.

1) Возвратность — невозвратность.

Возвратными называются глаголы с суффиксом -ся (-сь): смеяться, кутаться, задумываться. Суффикс -ся (-сь) стоит после всех морфем, даже после окончания: училась.

Невозвратные глаголы — это глаголы без суффикса -ся (-сь): кутать, задумывать.

2) Вид.

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие, указывают на его завершённость или результат и отвечают на вопрос что сделать? Например: решить, позвонить, купить.

Глаголы несовершенного вида обозначают незаконченное действие, указывают на его продолжительность или повторяемость и отвечают на вопрос что делать? Например: решать, звонить, покупать.

Приведённые примеры иллюстрируют видовые пары глаголов, имеющих одно и то же лексическое значение: решить — решать и т. д.

Некоторые глаголы не имеют видовой пары: преобладать — только форма несовершенного вида, хлынуть — только форма совершенного вида.

Существуют также двувидовые глаголы, вид которых меняется в зависимости от контекста. Например: велеть, миловать, использовать.

3) Спряжение.

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Существует всего два способа изменения:

а) глаголы I спряжения имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю): читаешь, читает, читаем, читаете, читают;

б) глаголы II спряжения имеют в личных окончаниях буквы и, а (я): торопишь, торопит, торопим, торопите, торопят.

Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.

В русском языке есть несколько разноспрягаемых глаголов, которые частично изменяются по I спряжению, а частично — по II.

Единственное число

Множественное число

Я хочу Ты хочешь

Он, она, оно хочет (по I спряжению)

Мы хотим

Вы хотите

Они хотят (по II спряжению)

Я бегу

Ты бежишь (по I спряжению)

Он, она, оно бежит (по II спряжению)

Мы бежим

Вы бежите (по II спряжению) Они бегут (по I спряжению)

  Глаголы есть и дать спрягаются особо.

Единственное число

Множественное число

Я ем, дам Ты ешь, дашь

Он, она, оно ест, даст

Мы едим, дадим Вы едите, дадите Они едят, дадут

Так же спрягаются глаголы, образованные от глаголов хотеть, бежать, есть, дать: захотеть, прибежать, поесть, отдать и т. д.

Отметим чередование согласных в корнях всех разноспрягаемых глаголов.

4) Переходность.

Эта грамматическая категория проявляется в словосочетаниях. Переходные глаголы обозначают такое действие, которое прямо переходит на предмет. Переходными называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, т. е. дополнение, выраженное именем существительным или местоимением (иногда числительным) в винительном падеже без предлога: смотрю телевизор, слушаю тебя, вычтем пять.

Переходные глаголы могут стоять в родительном падеже без предлога, если действие охватывает часть предмета (выпить (чего?) чаю, дать (чего?) сдачи) или если при глаголе имеется отрицание {не знать (чего?) правила, не помнить (чего?) ничего).

Родительный падеж прямого дополнения употребляется также при некоторых глаголах: бояться (чего?) темноты, опасаться (чего?) обмана.

Все остальные глаголы непереходные. Они не могут иметь при себе прямого дополнения и обозначают действие, которое прямо не переходит на предмет: работать на компьютере, вспоминать о ней, ехать поездом.

К непереходным относятся все возвратные глаголы.

Одни и те же глаголы могут проявлять переходность, а могут не проявлять её. Например: смотрю телевизор (переходный), но смотрю в окно (непереходный).

5) Наклонение.

Наклонение — грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Такие глаголы изменяются по временам: делал — делаю — буду делать; по лицам и числам (в настоящем и будущем времени); по числам, в единственном числе — по родам (в прошедшем времени).

Глаголы в условном наклонении образуются с помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть отделена от глагола другими словами: я бы хотел, я хотел бы, ты бы ко мне зашёл. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам: пришёл бы — пришла бы — пришло бы — пришли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо — приказывает, просит, советует выполнить, и употребляются в форме 2-го лица: включи, научи, пойте.

Если обращаются к 3-мулицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц да, пусть, пускай путём прибавления их к форме глагола изъявительного наклонения настоящего или будущего времени.

Да будет свет!

Пусть скорей придёт весна!

Пускай звучит музыка.

Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и по родам.

Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного числа при помощи окончания -те: включите, научите, пойте. Если обращаются к одному лицу, употребление формы множественного числа означает вежливое обращение.

Наклонения глагола могут употребляться в переносном значении.

а) Изъявительное наклонение может употребляться* в значении повелительного: Дышим глубоко.

б) Условное наклонение может употребляться в значении повелительного: Ехал бы ты домой.

в) Повелительное наклонение может употребляться в значении условного: Знай я об этом раньше, проблемы можно было избежать.

г) Инфинитив может употребляться в значении повелительного наклонения: Свистать всех наверх!

д) Повелительное наклонение и инфинитив могут выступать в значении изъявительного наклонения: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться! (А. С. Пушкин)

6) Число.

Глаголы во всех наклонениях имеют единственное или множественное число: я пишу, мы пишем; я взял бы, мы взяли бы; ты готовься, вы готовьтесь.

7) Время.

Глаголы в изъявительном наклонении могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени: я говорю, говорил, заговорю (буду говорить).

Глаголы в настоящем времени изменяются полипам и числам.

Будущее время бывает простое (узнаю) и составное (буду знать).

Простую форму будущего времени имеют только глаголы совершенного вида: узнает, придумает. Сложная форма будущего времени образуется только от глаголов несовершенного вида. Она состоит из двух слов: формы будущего времени глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду думать.

Форма настоящего и будущего времени может использоваться в значении прошедшего.

Как-то раз стою я на остановке.

Сядешь, бывало, и задумаешься.

Форма настоящего времени может использоваться в значении будущего: Через месяц сдаём экзамены.

В разговорной речи и в художественной литературе встречаются слова типа прыг, скок, хвать с глагольным значением прошедшего времени. Такие слова не имеют форм лица, числа и рода: Татьяна прыг в другие сени. (А. С. Пушкин)

8) Лицо.

Глаголы изменяются по лицам в настоящем и будущем времени в изъявительном наклонении: я знаю, ты знаешь, он (она, оно) знает, мы знаем, вы знаете, они знают.

В повелительном наклонении глаголы употребляются, как правило, в форме 2-го лица: иди, встаньте.

Глаголы в форме 2-го лица могут иметь обобщённое значение — относиться к любому лицу. Обычно это наблюдается в пословицах: Любишь кататься — люби и саночки возить.

  9) Род.

В единственном числе глаголы в изъявительном наклонении в прошедшем времени и глаголы в условном наклонении изменяются по родам: он шёл, шёл бы; она шла, шла бы; оно шло, шло бы. 3. Синтаксическая роль глаголов.

В предложении глагол обычно является сказуемым, а инфинитив может выполнять роль любого члена предложения.

  2. Морфологический разбор глагола

  План

1) Часть речи.

2) Общее грамматическое значение, вопрос.

3) Начальная форма.

4) Возвратный или невозвратный.

5) Вид (совершенный или несовершенный).

6) Спряжение.

7) Переходность.

8) Наклонение.

9) Число.

  10) Время (в изъявительном наклонении).

  11) Лицо (если есть).

  12) Род (если есть).

  13) Синтаксическая роль в предложении.

3. Практическое задание

  — Запишите предложение, объясните орфограммы и пунктограммы. Сделайте морфологический разбор глаголов и синтаксический разбор предложения.

Психология говорит, что после потребности дышать самая настоятельная потребность человека — есть и пить.

4. Тест

1. Укажите глагол в форме инфинитива.

  1) беречь                    

  2) найди

  3) спрячь                        

  4) строится

2. Укажите двувидовой глагол.

  1) стричься                      

  2) прыгать

  3) атаковать

  4) исчез

3. Укажите непереходный глагол.

  1) читать                      

  2) бежать

  3) увидеть                    

  4) найти

4. Укажите глагол в повелительном наклонении.

  1) мог бы                      

  2) найдите

  3) увидимся                          

  4) присоединились

5. Укажите разноспрягаемый глагол.

  1) поднимется                  

  2) берём

  3) строится

  4) бегут

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Правописание глаголов», подготовить вопросы.

2. Упражнения учебника.