Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Самостоятельные части речи
Урок 52. Правописание глаголов. Морфологические нормы

Цели: показать особенности правописания глаголов; работать над предупреждением речевых ошибок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение правил правописания глаголов

1. Правописание ь в глаголах.

Ь в глаголах пишется:

1) в неопределённой форме, в том числе и после шипящих: жить, жечь, сделать, испечь;

2) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, сохраняется перед -ся (-сь): смотришь, пойдёшь, обрадуешься;

3) в глаголах повелительного наклонения после согласных, сохраняется перед -ся (-сь) и окончанием -те: услышь, будь, познакомь, познакомься, познакомьте.

2. Различение глаголов на -ться, -тся.

Глаголы на -ться стоят в инфинитиве, на -тся — в 3-м лице. Правописание таких глаголов проверяем по вопросу.

Волков (что делать?) бояться — в лес не ходить.

Дело мастера (что делает?) боится.

Дополнительный способ проверки — отбросить постфикс -ся или заменить глагол с -ся глаголом без постфикса.

Волков бояться — прогнать.

Дело мастера боится — любит.

3. Правописание личных окончаний глаголов.

Надо запомнить всего по две буквы (условно назовём их сигнальными) для каждого спряжения: для I — е, у (ю), для II — и, а (я).

С ударными личными окончаниями всё ясно: глагол жить, например, относится к I спряжению (живёшь, живёт, живём, живёте, живут), говорить — ко II спряжению (говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят).

Если же гласные окончаний безударные, то действует правило, позволяющее определять букву окончания, т. е. спряжение, по неопределённой форме глагола. Представим его в виде таблицы.

II спряжение

I спряжение

Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться + 11 глаголов-исключений

Все остальные глаголы

«Сигнальные» буквы: и, а (я)

«Сигнальные» буквы: е, у (ю)

Глаголы-исключения легко запомнить в виде стихотворения.

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Заметим, что приставки и постфиксы -ся (-сь) не влияют на спряжение глаголов: побриться спрягается как брить, услышать — как слышать, вертеться — как вертеть и т. д.

Важно помнить, что спряжение — это изменение личных окончаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные: сидишь, сидят, буквы окончаний и, я, значит, он относится ко II спряжению.

Алгоритм проверки окончаний глаголов (и суффиксов действительных причастий настоящего времени) очень прост.

1) Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму.

2) Определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).

3) Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).

Например, надо определить безударное личное окончание глагола накле..м (марку).

Подчеркнём: инфинитив нам нужен только для определения спряжения. Ставим в начальную форму рассматриваемый глагол: наклеить. Глагол на -ить, значит, он относится ко II спряжению. «Сигнальная» буква и: наклеим.

Важный вопрос: как правильно определить начальную форму сходных глаголов?

Если мы имеем дело с видовыми парами глаголов: пригласить — приглашать, выразить — выражать, примирить — примирять, запомнить — запоминать, то начальная форма обязательно должна быть такого же вида, как исходный глагол: что сделаем? — запомним (совершенный вид, инфинитив — запомнить — II спряжение), что делаем? — запоминаем (несовершенный вид, инфинитив — запоминать — I спряжение).

Если одновидовые глаголы являются паронимами, надо учитывать их лексическое значение. Например, глагол веровать I спряжения, а верить — II, соответственно, личные окончания у них будут разными (веруем — верим и т. д.); ехать I спряжения, а ездить — II (едем — ездим).

4. Правописание суффиксов глаголов.

Гласные в суффиксах инфинитивов некоторых глаголов можно проверить. Сначала решим вопрос, почему в суффиксах глаголов пишутся разные гласные, хотя слышатся одинаковые: налаживать, одолевать. Здесь всё не так просто.

Есть глаголы с суффиксами -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-: рисовать — горевать, закрывать — настаивать. Гласные в суффиксах легко проверить. Для этого нужно поставить глагол в форму 1 -го лица настоящего времени: я рисую, горюю (суффикс выпал); я закрываю, настаиваю (суффикс сохранился).

Напомним напрямую не связанное с нашими примерами правило, согласно которому пишутся буквы е или и в суффиксах существительных: ключик — ключика, замочек — замочка. Как видим, выпадает е, а и сохраняется. Заметим, что и в чередованиях с нулём звука участвуют именно буквы е и о: отец — отцы, сон — сны. Это явление связано с «биографией» звуков [й’э] и [о]: в древности они имели пары, каждому из этих звуков соответствовал свой краткий вариант. Выпадение букв (и звуков) в современном русском языке происходит именно на месте кратких гласных. Гласный и не имел краткой формы, поэтому в таких чередованиях он не участвует.

Возвращаемся к глаголам. Если суффикс при изменении выпадает, значит, это суффикс обязательно с буквами е или о, если не выпадает — с и или ы.

Проверяем: налаживать — налаживаю. Суффикс сохраняется, значит, пишем и. Но ведь и в глаголе одолевать — одолеваю то же самое, почему же здесь е? Дело в том, что в последнем глаголе другой суффикс — -ва. Как его распознать? Во-первых, он всегда ударный: одолевать, напевать, запивать, подавать (глаголы несовершенного вида, отвечают на вопрос что делать?). Во-вторых, он сохраняет корневой гласный своей видовой пары: одолеть, напеть, запить, подать (глаголы совершенного вида, отвечают на вопрос что сделать?).

Запомним правописание слов, не подчиняющихся этому правилу: застревать (хотя застрять), затмевать (хотя затмить), разевать (хотя разинуть).

5. Правописание глагольных пар — омофонов.

Глаголов-омофонов, значение которых зависит от одной гласной, не так много: обезводеть — обезводить, обезлесеть — обезлесить, обескроветь — обескровить, обессилеть — обессилить, обезлюдеть — обеpлюдить, обезножеть — обезножить и т. д.

Первые глаголы этих пар обозначают действие самого субъекта, вторые глаголы — действие над объектом.

Раненый обескровел (сам). Операция обескровила (кого?) больного (объект).

Летом пустыня совсем обезводела (сама). Люди обезводили (что?) болота (объект).

6. Различение и и е в формах глаголов.

Некоторые формы глаголов звучат одинаково, хотя пишутся по-разному. Для проверки надо правильно определить форму глагола, т. е. проанализировать контекст.

В изъявительном наклонении глаголов будущего времени I спряжения пишется е: вы (что сделаете?) крикнете, вытрете.

В повелительном наклонении глаголов I и II спряжения пишется и: вы (что сделайте?) крикните, вытрите. Проверяем формой единственного числа: ты (что сделай?) крикни, вытри.

7. Несколько правил-напоминаний, связанных с правописанием глаголов.

1) В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть: видеть — видел.

2) Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев:

а) если глагол без не не употребляется: неистовствовать, ненавидеть;

б) если не входит в состав приставки недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия: недоедать, недосыпать (подробнее см. урок 27).

3) Частица бы с глаголами пишется раздельно.

2. Морфологические нормы, связанные с употреблением глаголов

Повторим некоторые морфологические нормы, которые особенно часто нарушаются в устной и письменной речи.

1) Некоторые глаголы не образуют формы повелительного наклонения, например: ехать, видеть, слышать, мочь, хотеть. Формы типа ехай, видь, слышь и т. д. — грубая речевая ошибка. Можно употреблять формы поезжай, поезжайте.

2) Форма повелительного наклонения от глагола положить — положи (не положь!).

3) К некоторым глаголам ошибочно добавляется возвратный постфикс -ся. Надо говорить: я стираю, убираю, играю. Нельзя говорить: я стираюсь, убираюсь, играюсь, если, конечно, не имеется в виду нечто другое: я убираюсь отсюда вон.

4) Бесприставочных глаголов с корнем -лож- не существует. Надо говорить: класть, кладу и т. д. Нельзя говорить: ложить, ложу и т. д.

5) Формы 1 -го лица единственного числа от глагола победить не существует. Надо говорить: я одержу победу.

6) От глагола жечь и соответствующих глаголов с приставками образуются формы жгу, жжёшь, жжёт, сожжёте, выжгут и т. д. Просторечные формы жгём, пожгёт и т. д. ошибочны.

7) Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь спрягаются по I спряжению: выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеют; опостылею, опостылеешь, опостылеет, опостылеют.

8) Обратим внимание на гласные в начальных формах следующих глаголов: сеять, веять, лаять, хаять, чуять, маяться, реять, таять, чаять, каяться, затеять, лелеять (но: клеить!).

Легко запомнить эти глаголы в виде стихотворения.

Сеять, веять, маяться,

Лаять, хаять, каяться,

Чуять, чаять и затеять,

Реять, таять и лелеять.

9) Вводные слова пожалуйста, будьте добры, будьте любезны употребляются только с глаголами повелительного наклонения при выражении просьбы.

10) Запомним правильные ударения в некоторых глаголах и их формах: формировать, премировать, баловать, балую, балуешь, звонит, звонят, начать, начал, начала.

3. Объяснительный диктант

  — Запишите предложения, объясните орфограммы и пункто- граммы. Укажите спряжение глаголов.

1) Хвалы приманчивы — как их не пожелаешь! 2) Война обездолила людей. 3) Давай спрячемся за то дерево! 4) Из-за простуды певец обезголосел. 5) Чуть колышется камыш. 6) Можно наблюдать, как аквариумные рыбки мечут икру. 7) Хозяин стал потчевать нас разными яствами. 8) Упустишь минуту — потеряешь час. 9) Разбитую жизнь не склеишь. 10) Что вы там пишете? 11) Если услышите звуки марша и выглянете в окно, увидите парад духовых оркестров.

4. Выборочный диктант

— Выпишите глаголы с суффиксом -ва-, запишите их видовые пары (глаголы без суффикса -ва-), формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Образец: узнавать — узнать — узнаю.

Расклеивать, согревать, присутствовать, смешивать, воспевать, голосовать, придавать, одеваться, волноваться, задавать, перебивать, преследовать, усиливать, потребовать, добиваться, досадовать, сравнивать, закрывать, торжествовать, подкрадываться, оглядываться, высмеивать, укладывать, сознаваться, жаловаться.

5. Практическое задание

  — Запишите словосочетания и грамматические основы. Укажите вид глаголов, тип подчинительной связи.

Почуял опасность, не чаяла увидеть, затеяли игру, реяло на ветру, растаял весной, ветер щекочет лицо, звуки слышатся, стена рушится, артиллерия движется, молния блещет, ветки колышутся, листья держатся, флаги трепещут, они клеят, спортсмены борются, зерно перемелется, старушка дремлет, огородник полет грядки.

6. Тест

1. Укажите слово, с которым не пишется слитно.

  1) (не)хватает            

  2) (не)довыполнить

  3) (не)могу

  4) (не)успею

2. Укажите слово, в котором на месте пропуска ь писать не нужно.

  1) отреж..те              

  2) утеш..ся

  3) занимат..ся

  4) старает..ся

3. В какой строке в обоих словах на месте пропуска пишется «?

  1) вымо..те посуду, буд..те смотреть

  2) постро..л, коч..вать

  3) высыпа..мся, улаж..вать

  4) утрач..вать, откле..шь

4. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква с?

а) Перекра..вать; б) не обид..м; в) всё опостыл..ло; г) он бор..тся.

  1) в, г                  

  2) б, в, г

  3) а, в

  4) а, б, в

5. Укажите варианте нарушением речевой нормы.

  1) облегчить              

  2) ехай

  3) хотите                

  4) повторим

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Причастие», подготовить вопросы, сообщения, подобрать примеры.

2. Упражнения учебника.