Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Общие сведения о языке
Урок 3. Практическая работа. Типы норм литературного языка

Цели: развивать умения подмечать и исправлять случаи нарушения языковых норм, определять типы норм литературного языка; совершенствовать навыки работы с тестами, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по тезисам, составленным учащимися по лекции учителя. Чтение и обсуждение определений понятия культура.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по теме «Нарушения языковых норм»

(Обсуждение примеров нарушения языковых норм (по наблюдениям учащихся).)

2. Практическое задание

— Исправьте речевые ошибки и распределите их по типам.

1) Отправьте поздравление с днём рождением Викторие Ильинишне. {Морфологические нормы. С днём рождения — неправильный выбор падежа, Виктории — ошибка в окончании при склонении существительного на -ия, Ильиничне — неоправданное уподобление написания произношению.)

2) Олимпиада в Сочи состоится в двухтысяча четырнадцатом году. {Морфологическая норма. В две тысячи четырнадцатом году — неправильное склонение порядкового числительного.)

3) Положьте подписанные договора в отдельную папку. (Морфологические нормы. Положите — ошибка в выборе формы повелительного наклонения глагола, договоры — неправильная форма множественного числа имени существительного.)

4) Кто мог предполагать о том, что финансирование строительства прекратится? (Синтаксическая норма. Кто мог предполагать, что финансирование строительства прекратится? Неоправданное употребление указательного слова в главном предложении.)

5) Внутренние интерьеры дворца восхищают даже знатоков. (Лексическая норма. Интерьеры дворца или внутреннее убранство дворца — плеоназм.)

6) Акакий Акакиевич получал маленькую зарплату. (Стилистическая норма. Акакий Акакиевич получал ничтожное жалованье. Смешение лексики разных исторических эпох.)

7) Хороший уход может облегчить положение больного. (Орфоэпическая норма. Облегчить — неправильное ударение.)

8) Только придя домой, им овладело чувство покоя. (Синтаксическая норма. Только придя домой, он почувствовал покой. Или: Только когда он пришёл домой, им овладело чувство покоя. Действия, выраженные глаголом- сказуемым и деепричастием, относятся к разным субъектам.)

9) В заглавной роли фильма «Ликвидация» выступил Владимир Машков. (Лексическая норма. В главной роли — смешение паронимов.)

10) Дети играли со спичками и устроили возгорание. (Стилистическая норма. Дети играли со спичками и устроили пожар. Неоправданное употребление слов иной стилевой окраски.)

3. Тест

Вариант 1

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) красИвее            

  2) зАняла

  3) призЫв              

  4) нАчал

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) шесть килограммов    

  2) более легче

  3) положи на полку      

  4) чихает и кашляет

3. Укажите пример без речевой избыточности (плеоназма или тавтологии).

  1) станцевать танец      

  2) белое бельё

  3) коллега по работе      

  4) памятный сувенир

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная ремонт, ...

  1) ...он продолжается бесконечно.

  2) ...этот процесс может затянуться надолго.

  3) ...комната должна быть освобождена от вещей.

  4) ...подготовьте все материалы заранее.

5. Укажите предложение без речевых ошибок.

  1) В своей статье журналист отметил о том, что далеко не все проблемы решены.

  2) Разрешите предложить вам гораздо более лучшую модель.

  3) В вашей фирме есть свободные вакансии?

  4) Предупреждаю: те, кто опоздает, не будут допущены на экзамен.

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) звОнишь                    

  2) понялА

  3) облЕгчим

  4) стОляр

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) более высокий        

  2) трепещет на ветру

  3) ребёнок играется      

  4) лёгкий тюль

3. Укажите пример с речевой избыточностью (плеоназм или тавтология).

  1) детский педиатр                      

  2) тёмная ночь

  3) настольный теннис              

  4) задать вопрос

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выключая компьютер, ...

  1) ...съёмные диски были извлечены.

  2) ...вилка осталась в розетке.

  3) ...экран постепенно потух.

  4) ...сохраните нужные файлы.

5. Укажите предложение без речевых ошибок.

  1) Кто уже пользуется или хочет приобрести телефон, зайдите на наш сайт.

  2) Надо сказать, я давно подозревал это, но молчал.

  3) В море живёт огромное количество животного мира.

4) Будьте внимательны и заботливы о своих родителях. (После выполнения теста все задания разбираются коллективно.)

Домашнее задание

Объяснить орфограммы, постановку знаков препинания; выполнить синтаксический разбор предложения. Написать сочинение-рассуждение по высказыванию А. Фергюсона (1723 — 1816), философа и историка, учителя А. Смита.

(Предложение записывается под диктовку на уроке.)

Шотландский философ отметил: «Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации».