Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Самостоятельные части речи
Урок 58. Наречие. Морфологический разбор наречия. Категория состояния. Морфологический разбор категории состояния

Цели: обобщить знания о наречии и категории состояния, об основных грамматических признаках этих частей речи, их роли в предложении; совершенствовать навыки морфологического разбора наречия и категории состояния.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Что такое наречие?

— Как образуются наречия?

— Какова синтаксическая роль наречия?

— Какова роль наречий в речи?

— Что такое категория состояния?

— Как образуются слова категории состояния?

— Что общего у категории состояния и наречия?

— Что общего у категории состояния и глагола?

— Какова синтаксическая роль слов категории состояния?

— Какова роль слов категории состояния в речи?

III. Работа по теме урока

1. Семинар по темам «Наречие», «Категория состояния»

(Обсуждение небольших сообщений-обобщений, подготовленных учащимися по темам «Наречие», «Категория состояния». Прояснить необходимо в основном теоретические вопросы, так как о правописании речь пойдёт дальше.)

План семинара

1. Наречие как часть речи.

Наречие — неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета: быстро, вслух, мастерски, наяву, чрезвычайно.

2. Смысловые группы наречий.

Значения

Вопросы

Примеры

1. Образ действия

Как? Каким образом?

Умело, мастерски, вяло

2. Время

Когда? С каких пор? До каких пор?

Утром, издавна, бесконечно

3. Место

Где? Куда? Откуда?

Везде, налево, справа

4. Причина

Почему?

Нечаянно, сгоряча, сдуру

5. Цель

Зачем? С какой целью?

Нарочно, назло, напоказ

6. Мера

Сколько? Во сколько раз? На сколько? В какой степени? В какой мере?

Дважды, втрое, намного, чрезвычайно, совершенно

  3. Наречия, указывающие на признак.

Группы

Примеры

1. Указательные

Здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда

2. Неопределённые

Где-то, куда-то, где-нибудь, кое- где, кое-как

3. Вопросительно-относительные

Гдe, когда, куда, зачем, как, почему

4. Отрицательные

Никак, негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, незачем, нипочём, ничуть, нисколько

4. Степени сравнения наречий.

Наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения — сравнительную и превосходную. Сравнительная степень имеет простую и составную формы, превосходная — обычно имеет составную форму.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как?

Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше: быстрее (быстрей), ярче, дальше.

Составная форма сравнительной степени образуется с помощью слов более и менее: более быстро, менее ярко.

Превосходная степень наречий — сочетание сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): быстрее всех, ярче всего, дальше всех.

5. Синтаксическая роль наречий.

В предложении наречие служит обычно обстоятельством, редко — несогласованным определением. Наречие может быть также частью составного именного сказуемого.

Наречия сочетаются с глаголами (быстро бежать, громко петь), с причастиями (давно прошедший, плывущий по-собачьи), с деепричастиями (едва касаясь, читая вслух), с прилагательными (очень добрый, чрезвычайно полезный), с другими наречиями (слишком сильно, довольно скоро), редко — с существительными (дом напротив, макароны по-флотски).

С местоимениями и числительными наречия не сочетаются.

6. Наречия в сравнительной степени и прилагательные в сравнительной степени.

Наречие в сравнительной степени и прилагательное в сравнительной степени — омоформы. Как их отличить?

Рассмотрим на примере.

После грозы воздух стал чище.

Квартира к приходу гостей вымыта чище, чем обычно.

В первом предложении слово чище — часть составного именного сказуемого (что говорится о подлежащем? — стал чище), зависит от подлежащего, можно заменить синонимичным выражением воздух (какой?) чистый; начальная форма чистый, значит, это прилагательное.

Во втором предложении слово чище — обстоятельство (вымыта (как?) чище), зависит от сказуемого, начальная форма чисто, значит, это наречие.

7. Морфологический разбор наречий.

План

1) Часть речи.

2) Общее грамматическое значение, вопрос.

3) Неизменяемость.

4) Разряд по значению.

5) Степень сравнения (если есть).

6) Синтаксическая роль в предложении.

8. Категория состояния как часть речи.

Категория состояния — часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы, окружающей среды, человека.

Вопросы, на которые отвечает категория состояния: «Каково?», «Что со мной происходит?», «Что происходит в природе (в окружающей среде)?»

Не все лингвисты выделяют категорию состояния как самостоятельную часть речи. Вопросы на экзаменах, касающиеся категории состояния, не требуют отнесения этих слов к определённой части речи. Главное — понять смысл, синтаксическую роль слова.

9. Морфологические признаки категории состояния.

Слова категории состояния не изменяются, как наречия и деепричастия.

Как и наречия, они могут иметь степени сравнения. Сравнительная степень есть у слов, образованных от прилагательных с помощью суффикса -о. Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше.

Тебе уже веселее?

Мне на этаж выше.

Инженеру хорошо, а доктору — лучше. (В. В. Маяковский)

Составная форма сравнительной степени образуется с помощью слов более и менее.

Ему более трудно, чем тебе.

Теперь он смотрел менее сердито.

Превосходная степень образуется с помощью слов всех (всего).

Одинокому тяжелее всех.

Легче всего отказаться.

Слова категории состояния сочетаются с глаголами быть, становиться, делаться.

Было ясно и солнечно.

Стало темно.

Сделалось легко на душе.

10. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Слова категории состояния служат сказуемыми в безличных предложениях.

Слова категории состояния, как и глаголы-сказуемые, синтаксически независимы.

11. Группы слов категории состояния по смыслу.

1) Слова, обозначающие состояние окружающей среды, обстановки: На улице сыро, ветрено, темно.

2) Слова, обозначающие физическое состояние живых существ: мне душно, ему нездоровится, его знобило.

3) Слова, обозначающие душевное состояние человека: Мне грустно оттого, что весело тебе. (М. Ю. Лермонтов)

4) Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку.

Хорошо тебе!

Стыдно в глаза людям смотреть.

5) Слова с модальным значением.

Можно мне тоже посмотреть?

Нельзя не заметить.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (И. А. Крылов)

12. Слова категории состояния и другие части речи.

Слова категории состояния по форме могут совпадать с глаголами (зимой темнеет рано), краткими прилагательными среднего рода (и скучно, и грустно...), существительными (грех так думать), наречиями (легко на сердце). Однако синтаксические функции слов категории состояния и, главное, смысл отличаются.

От глаголов слова категории состояния отличаются неизменяемостью, от прилагательных — тем, что не относятся к существительным, от наречий — тем, что употребляются в качестве сказуемого в безличном предложении.

Иногда слова категории состояния совпадают по форме с безличной формой личных глаголов: ветер дует (глагол) — в окно дует (категория состояния).

Разберём один нетрадиционный случай: Приятно пахнет кофе.

В этом предложении возможно двоякое толкование слова пахнет: 1) кофе (что делает?) пахнет; 2) пахнет (чем?) кофе. В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором — со сказуемым — категорией состояния.

Двоякое толкование слова обусловлено тем, что существительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется, поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.

13. Морфологический разбор категории состояния.

План

1) Часть речи.

2) Общее грамматическое значение, вопрос.

3) Неизменяемость.

4) Степень сравнения (если есть).

5) Синтаксическая роль в предложении.

2. Практическое задание

  — Запишите предложение, объясните орфограммы и пунктограммы. Сделайте морфологический разбор наречий и синтаксический разбор предложения.

Завещая собранную им коллекцию картин русских художников Москве, Павел Михайлович Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

3. Тест

1. Укажите слово, в котором нет окончания.

  1) дефис              

  2) бегут

  3) подумал

  4) плотно

2. Укажите словосочетание, в котором наречие обозначает причину.

  1) сказал сгоряча        

  2) идёт направо

  3) несётся вскачь

  4) сделал назло

3. Укажите пример, в котором есть слово категории состояния.

  1) Лицо потемнело от загара.

  2) Зимой темнеет рано.

  3) Роза приятно пахнет.

  4) Ты уже лучше себя чувствуешь?

4. Укажите предложение, в котором слово весело является категорией состояния.

  1) Ей было весело.      

  2) Её лицо было весело.

  3) Он весело посмотрел на неё.

  4) Мы весело провели время.

5. Укажите предложение, в котором есть наречие в простой форме сравнительной степени.

  1) Наш спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.

  2) Свеча горела менее ярко, чем керосиновая лампа.

  3) С нею солнце краше и весна милей. (А. Н. Плещеев)

  4) После бури над землёю светит радостней лазурь. (И. А. Бунин)

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Правописание наречий», подготовить вопросы.

  2. Упражнения учебника.