Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Самостоятельные части речи
Урок 59. Правописание наречий. Морфологические нормы
Цели: показать особенности правописания наречий; работать над предупреждением речевых ошибок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Повторение правил правописания наречий
Кратко повторим основные правила правописания наречий, по возможности обобщив и упростив их. Обычно правописание наречий вызывает наибольшие трудности. Для правильного написания важно делать словообразовательный разбор.
1. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).
В наречиях пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы: бешеный — бешено, современный — современно.
2. Буквы о и е на конце наречий.
Буквы о и е на конце наречий являются суффиксами. Под ударением пишется -о, без ударения —е: свежо́, горячо́, певу́че, злове́ще.
Исключение: ещё.
3. Буквы о и а на конце наречий.
Наречия с приставками из- (ис-), до-, с- и в-, на-, за- часто образуются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом.
На конце таких наречий с приставками из- (ис-), до-, с- пишется суффикс -а (-я) (издавна, исчерна-синий, досыта, досиня, справа), с приставками в-, на-, за- — суффикс -о (вправо, налево, затемно).
Необходимо отличать подобные наречия от тех, что имеют те же приставки, но образованы суффиксальным способом.
Сравним: красный — докрасна (приставочно-суффиксальный способ), исправный — исправно (суффиксальный способ).
Поэтому очень важно сделать правильный словообразовательный разбор слова.
4. Ь на конце наречий.
После шипящих на конце наречий пишется ь: прочь, навзничь, наотмашь.
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
5. Дефис между частями слова в наречиях.
Через дефис пишутся:
1) неопределённые наречия: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь;
2) наречия с приставкой по-, оканчивающиеся суффиксами -ому, -ему, -и: по-доброму, по-хорошему, по-дружески, по-английски;
3) наречия с суффиксами -их (-ых) и с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных: во-первых, в-третьих;
4) сложные наречия, образованные повторением слов, с помощью однокоренных слов или слов-синонимов: чуть-чуть, точь- в-точь, волей-неволей, нежданно-негаданно.
6. Слитное и раздельное написание наречий.
Слитно пишутся наречия, образованные соединением:
1) предлогов с исходными наречиями: навсегда, послезавтра, напрочь;
2) предлогов с полными прилагательными: вхолостую, вплотную, наверное, зачастую;
3) предлогов в и на с собирательными числительными: вдвое, натрое;
4) предлогов с существительными (без пояснительных слов): вдаль, наверх, сначала;
5) предлогов с вопросительными, относительными и указательными местоимениями: почему, отчего, поэтому, зачем, затем.
Раздельно пишутся:
1) наречия, образованные сочетанием предлогов с наречиями, начинающимися с гласных: идти в открытую, прошло на ура, в общем завершил, времени в обрез, сделал на авось, попасть в яблочко;
2) выражения фразеологического характера: без толку напоминать, ему это на руку, решил с ходу, сидели бок о бок, сделал точка в точку, в конце концов.
7. Переход частей речи в наречия.
Речь идёт о наречиях, образованных путём перехода одной части речи в другую, чаще всего — существительного с предлогом. Такие наречия пишутся слитно или через дефис, в зависимости от того, какая часть речи участвует в словообразовании. Сопоставим наречия с одинаковыми или сходными с ними по звучанию сочетаниями предлогов с именными частями речи.
Предложения с наречиями |
Предложения с омонимичными частями речи |
Корабль уплыл вдаль. |
Уплыл в даль моря. |
Приди тотчас же. |
Приди в тот час, который назначен. |
Предложения с наречиями |
Предложения с омонимичными частями речи |
Я думаю по-другому. |
Мы пойдём по другому пути. |
В-третьих, сказал... |
В третьих примерах каждой группы... |
Я сделал по-вашему. |
По вашему лицу всё видно. |
Отчего ты молчишь? |
От чего надо отказаться (от сладкого, например)? |
Сначала подумай, затем делай. |
Что за тем поворотом? |
Только анализ контекста подскажет, какая перед нами часть речи и как правильно писать слово.
2. Повторение морфологических норм, связанных с употреблением наречий
К некоторым наречиям в устной и письменной речи неправомерно прибавляют лишние приставки и предлоги.
Нельзя говорить и писать: вовнутрь, взаправду, напополам, навряд ли, за бесплатно, завсегда, зазря, заместо.
Надо говорить и писать: внутрь, вправду, пополам, вряд ли, бесплатно, всегда, зря, вместо.
Нельзя совмещать простую и составную формы сравнительной степени наречий: Мы стали более лучше одеваться.
Надо: Мы стали лучше одеваться.
Или: Мы стали более хорошо одеваться.
3. Практические задания
— Запишите предложения, объясните орфограммы. Сделайте морфологический разбор наречий и категории состояния, синтаксический разбор предложений. Выделите слова в сравнительной степени, определите их принадлежность к определённой части речи.
1) Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
Н. А. Заболоцкий
(Прилагательное обычней и наречие живее в простой сравнительной степени.)
2) Гарун бежал быстрее лани. (М. Ю. Лермонтов) (Наречие быстрее в простой сравнительной степени.)
3) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А. С. Пушкин) (Наречие скорее в простой сравнительной степени.)
4) Лес делался выше, таинственнее, темнее. (Прилагательные выше, таинственнее, темнее в простой сравнительной степени.)
5) После бури, молодея
В блеске новой красоты,
Ароматней и пышнее
Распускаются цветы!
И. А. Бунин
(Наречия ароматней, пышнее в простой сравнительной степени.)
6) Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас. (С. А. Есенин) (Слово категории состояния пахнет.)
— Придумайте предложения, в которых бы прояснились значение слов и их принадлежность к определённой части речи: ломает, пахнет.
Варианты предложений:
1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).
2) Уже в конце февраля пахнет весной (категория состояния). Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).
4. Объяснительный диктант
По-зимнему холодно; настроен по-деловому; в десятых числах декабря; сделал волей-неволей; где-то забыл; обратился по деловому вопросу; сделать на глазок; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко; читаю по-английски; куда-либо отправишься; давным-давно знаешь; видимо-невидимо грибов; живёшь бок о бок со школой; повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; хватать на лету; откуда-нибудь приедешь; расположены справа налево; говоришь по-французски; по летнему времени; крепко-накрепко запомни.
5. Тест
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) мелькОм
2) красИвее
3) засвЕтло
4) зАвидно
2. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется одна буква н.
1) медле..о уходит
2) ране..ый в бою солдат
3) сегодня ветре..о
4) утро тума..о
3. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква о.
1) говорить общ..
2) сыграйте ещ..
3) зайти справ..
4) посмотреть зловещ..
4. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква а?
а) Издавн.. повелось; б) извечн.. существует; в) занов.. покрасил; г) докрасн.. раскалилась.
1) а, б, г
2) б, г
3) а, в
4) а, г
5. Укажите словосочетание, в котором нужно поставить дефис.
1) говорил (по)турецки
2) (по)твоему совету
3) заниматься (в)плотную
4) быть (на)чеку
6. Укажите слово, в котором ь писать не нужно.
1) настеж..
2) напроч..
3) невтерпёж..
4) сплош..
Домашнее задание
Повторить темы «Наречие», «Категрия состояния», подготовиться к тесту.