Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Служебные части речи
Урок 62. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов

Цели: обобщить знания о союзах; показать основные функции и значение союзов; совершенствовать орфографические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

— Что такое союз?

— Какова роль союза как служебной части речи?

— Как образуются составные союзы?

  — Как названия сочинительных и подчинительных союзов отражают их функции?

— Что означают названия групп сочинительных союзов?

— Что общего в значениях подчинительных союзов и наречий?

III. Работа по теме урока

1. Семинар по теме «Союз»

(Обсуждение небольших сообщений-обобщений, подготовленных учащимися по теме «Союз».)

План семинара

1. Союз как часть речи.

Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены внутри предложения, простые предложения в составе сложного, предложения в тексте. Союзы служат для выражения логической связи между высказываниями.

По строению союзы бывают простыми и составными, по значению — сочинительными и подчинительными.

2. Простые и составные союзы.

Простые союзы состоят из одного слова: и, а, но, чтобы, если и т. д.

Составные союзы состоят из двух и более слов: не только... но и, потому что, так как, как... так и, благодаря тому что и т. д.

3. Сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого, подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложноподчинённого.

Сочинительные союзы делятся по значению на три группы:

1) соединительные: и, да = и, тоже, также, не только... но и, ни... ни, как...так и;

2) противительные: а, но, да = но, зато;

3) разделительные: или, либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

Роль каждого союза проявляется в конкретном предложении, каждый союз может выражать несколько значений.

День пасмурный, и Москва в тумане. (Л. А. Кассиль) — соединительный союз и, в данном случае соединяет два предложения.

Луна за облаком спала, но люди ей не подражали. (М. Ю. Лермонтов) — противительный союз но, в данном случае противопоставляет два предложения.

Иван Иванович всегда даёт каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. (Н. В. Гоголь) — разделительный повторяющийся союз или... или, в данном случае разделяет три однородных члена простого предложения.

Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп:

1) изъяснительные: что, чтобы, как, будто;

2) временные: когда, едва, лишь, лишь только, пока, до тех пор как;

3) сравнительные: как, будто, как будто, словно, точно;

4) причинные: потому что, так как, благодаря тому что, вследствие того что, оттого что, в силу того что, в связи с тем что;

5) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы;

6) условные: если, если бы, раз, ли;

7) уступительные: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, как ни;

8) следствия: так что.

Изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп.

Сравним два предложения.

Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. (Н. В. Гоголь)

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. А. Есенин)

В первом случае как — изъяснительный союз: не заметил (чего?) как въехал.

Во втором случае как — сравнительный союз: роняю (как?) как дерево роняет.

Важно понимать, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.

  2. Морфологический разбор союза

  План

1) Часть речи.

2) Назначение.

3) Неизменяемость.

4) Сочинительный или подчинительный.

5) Разряд по значению.

6) Простой или составной.

7) Синтаксическая роль.

3. Повторение правил правописания союзов

Союзы также, тоже, чтобы и части союзов оттого что (оттого) и потому что (потому) пишутся слитно.

Необходимо различать эти союзы и сочетания, сходные с ними, чтобы не ошибиться в их написании.

Предложения с союзами

Предложения с другими частями речи

На встречу прибыли главы делегаций «Большой восьмёрки», также приехали наблюдатели из других стран.

В дружбе доверие нужно так же, как надёжность.

Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу.

Не делай то же, что и все, если все делают плохо.

Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободневную проблему.

Что бы мне почитать?

Чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

В сочетаниях наречия с частицей так же и местоимений с частицами то же, что бы частицы можно мысленно опустить, и смысл предложения не изменится. К союзам нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения. К наречию и местоимениям можно поставить вопрос, они являются членами предложения.

Союзы оттого что и потому что можно заменить синонимичным союзом так как, эти союзы надо отличать от местоимений с предлогами от того и по тому.

Оттого что из булочной доносился запах свежего хлеба, мне ещё больше захотелось есть. От того дерева до другого примерно десять метров.

Мы опоздали на электричку, потому что расписание изменилось. По тому договору все работы уже выполнены.

4. Синтаксические нормы, связанные с употреблением союзов

1) Между частями сложных союзов запятая не ставится: для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, несмотря на то что, до тех пор пока.

Место знаков препинания зависит от смыслового ударения, в некоторых случаях возможна вариативная постановка запятой: Бабушка крепко держала меня за руку и серьёзно, но вопросительно посматривала на присутствующих(,) до тех пор(,) пока любопытство всех гостей было удовлетворено... (М. Горький)

В этом предложении возможна постановка одной из двух запятых, выделенных скобками.

2) При соединительном союзе не только... но и первый однородный член ставится после первой части союза, другой — после второй.

Нарушение речевой нормы: Сибирь не только богата полезными ископаемыми, но и лесными ресурсами — ошибка.

Правильно: Сибирь богата не только полезными ископаемыми, но и лесными ресурсами.

5. Практические задания

  — Запишите предложения, объясните орфограммы и пунктограммы. Сделайте морфологический разбор союзов и синтаксический разбор предложений.

1) Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны — всё это тянется до горизонта. 2) Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, присыпав загрязнённый участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

  — Запишите предложение, объясните орфограммы и пунктограммы. Сделайте морфологический разбор предлогов и союзов, синтаксический разбор предложений.

Это было то место Днепра, где он, дотоле спёртый порогами, брал, наконец, своё и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его ещё далее из берегов и волны его стлались по самой земле, не встречая ни утёсов, ни возвышений.

Примечание. Следует братить внимание учащихся на устаревший подчинительный союз дотоле, создающий образ времени, найти синонимичный ему союз до тех пор, а также рассмотреть усилительную роль сочинительного составного союза ни... ни.

6. Выборочный диктант

  — Выпишите словосочетания в два столбика: 1) с союзами; 2) со сходными с ними по звучанию местоимениями с предлогами, наречиями.

1) Зайди за то здание, увидишь нужный тебе дом. 2) Мост старый, ехать по этому мосту опасно. 3) Ты, наверное, тоже устал? 4) Если идти по тому переулку, выйдешь к площади. 5) Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно скучно. 6) Спой, пожалуйста, то же, что ты пел на концерте. 7) Поздно уже, а потому пора спать. 8) В незнакомой реке купаться опасно, поэтому будьте осторожны. 9) Чтобы вырастить дерево, нужно много лет. 10) Не знаешь, что бы мне надеть на день рождения?

Ответ: 1) тоже устал, зато обрабатывать скучно, потому пора спать, поэтому будьте осторожны, чтобы вырастить; 2) за то здание, по этому мосту, по тому переулку, то же, что ты пел, что бы надеть.

7. Тест

1. Укажите противительный союз.

  1) как только            

  2) если

3) также

  4) зато

2. Укажите сочинительный союз.

  1) или

  2) чтобы

  3) пока

  4) с тех пор как

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

  1) Я всегда обедаю в одно и ТО(ЖЕ) время.

  2) Люди будут относиться к тебе ТАК(ЖЕ), как ты относишься к ним.

  3) Пришлось повозиться с дровами, ЗЛ(ТО) как тепло стало в доме от натопленной печи.

  4) ЧТО(БЫ) ещё у тебя спросить?

4. Изданного предложения выпишите сочинительный соединительный составной союз.

Третьяковская галерея — не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.

Домашнее задание

  1. Повторить темы «Частица», «Правописание частиц», «Междометие», подготовить вопросы, сообщения, подобрать примеры.

2. Упражнения учебника.