Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Служебные части речи
Уроки 63, 64. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Междометие как часть речи

Цели: обобщить знания о частицах и междометиях; показать основные функции и значение частиц; совершенствовать орфографические навыки.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

— Что такое частица?

— Для чего служит частица как часть речи?

— Какие разряды частиц вы знаете?

— Как отличить частицу от других частей речи?

— Какова роль частиц в речи?

III. Работа по теме уроков

1. Семинар по теме «Частица»

(Обсуждение небольших сообщений-обобщений, подготовленных учащимися по теме «Частица».)

План семинара

1. Частица как часть речи.

Частица — это служебная часть речи, которая вносит в предложения различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

Частица не может быть членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет. Зато частица отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование.

2. Разряды частиц по значению.

Выделяют три разряда частиц: формообразующие, модальные (смысловые) и отрицательные. Отрицательные частицы можно отнести к разряду смысловых, но их часто выделяют в отдельный разряд.

Формообразующие частицы, во-первых, служат для образования форм наклонений глагола: условного — бы (б) и повелительного — пусть (пускай), да, давай, -ка.

Ребята, давайте жить дружно.

Во-вторых, служат для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый.

В этой ситуации надо действовать более решительно.

Модальные (смысловые) частицы делятся по значению на несколько групп, соответствующих смысловым оттенкам.

Разряды частиц по значению

Частицы

Примеры предложений

1. Вопросительные

Неужели, разве, ли

Неужели нельзя было успеть вовремя?

Разве вы не знаете?

2. Восклицательные

Как, что за

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Что за чудесный вид!

3. Усилительные

Даже, ведь, уж, же, всё, всё-таки

От жары даже птицы попрятались.

Что же ты молчишь?

4. Указательные

Вот, вон

Вот эта улица, вот этот дом.

Вон там, за углом, я жил.

5. Уточняющие

Именно, как раз

Именно это я и хотел сказать.

Вы как раз вовремя пришли.

6. Выделительно-ограничительные

Только, лишь, почти

Вам даётся только две попытки.

Лишь один человек не спал.

7. Выражающие сомнение

Вряд ли, едва ли

Вряд ли я всё успею сделать вовремя.

Едва ли эти грибы можно есть.

8. Выражающие смягчение требования

-ка

Принеси-ка мне очки, пожалуйста.

Отрицательные частицы служат для отрицания: не, ни, далеко не, вовсе не, отнюдь не.

  Не знаю ответа.

  Ни один не ушёл.

  Далеко не все собрались.

Частица не придаёт отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определённых случаях эта частица может приобретать и положительный смысл.

  Не могу не вспомнить, как весело прошли праздники.

  На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

При этом первая частица не находится перед формами глагола мочь, вторая — перед неопределённой формой глагола.

2. Морфологический разбор частицы

План

1) Часть речи.

2) Назначение.

3) Неизменяемость.

4) Разряд по значению.

5) Синтаксическая роль.

3. Повторение правил правописания частиц

1. Написание частиц раздельно и через дефис.

Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся со словами раздельно: знал бы, вряд ли, что же.

Нельзя смешивать эти частицы со слогами слов чтобы, неужели, даже, также, тоже и т. д.

Частицы -то, -ка, -с (устаревшая) пишутся через дефис: он-то знает, дай-ка, слушаю-с.

Частица -таки (при глаголах = всё же, тем не менее, при наречиях подчёркивает их значение) пишется через дефис после глаголов и наречий (сделал-таки, опять-таки), в других позициях — раздельно (он таки сделал).

2. Слитное и раздельное написание частиц не и ни.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи — один из камней преткновения в русском языке. Большинство из нас помнит ещё с начальной школы, что не с глаголами пишется раздельно. Однако утверждение о раздельном написании не с глаголом не абсолютно: есть глаголы, которые без не- не употребляются: ненавидеть, нездоровиться, недоумевать, недомогать.

Если слово употребляется без не-, необходимо прежде всего определить часть речи.

Глагольные формы, так же как и сами глаголы, во многих случаях пишутся с не- раздельно. Это касается, во-первых, кратких причастий (они служат в предложении сказуемыми, т. е. активно проявляется их «глагольность»): работа не выполнена, снег не убран, книга не прочитана.

Во-вторых, деепричастий.

Дождь шёл, не прекращаясь ни на минуту.

Не зная броду, не суйся в воду.

Случаются проблемы из-за смешения деепричастий и производных от них предлогов.

Он мог играть в шахматы, не смотря на доску.

Смысл слов не смотря — дополнительное действие (играл и при этом не смотрел), значит, это деепричастие, которое с не пишется раздельно.

Несмотря на похвалы, он не зазнался.

Здесь слова несмотря на являются предлогом, производным от деепричастия. В предлоге не пишется слитно.

С причастиями не пишется слитно, если при них нет зависимых слов и нет противопоставления: незамерзающий залив, непрочитанная книга.

Если же есть противопоставление или зависимое слово (т. е. причастный оборот), то не с причастием пишется раздельно: не замерзающий зимой залив; не прочитанная, а отложенная в сторону книга.

Вспомним, в каких частях речи наблюдается та же закономерность. Это относится к существительным, прилагательным и наречиям на -о, -е: они пишутся слитно с не, когда нет явного или подразумеваемого противопоставления: говорить неправду, нежаркий день, неплохо поработали.

Если есть противопоставление, не пишется раздельно: не правда, а ложь; не жаркий, а прохладный день; отнюдь не плохо поработали.

Обратим внимание на то, что в последнем случае раздельное написание не- определяет отрицательная частица отнюдь. Усиленное отрицание — ещё одна причина раздельного написания не. Усиление отрицания происходит с помощью отрицательных местоимений и наречий (никому не известный, нисколько не трудно) и частиц (вовсе не знакомый, отнюдь не новый, далеко не радостно).

К подобным случаям нельзя подходить формально. Обязательно надо вдумываться в смысл предложения, так как противопоставление бывает лишь кажущимся: Река была (не)глубокая, а рыбная.

Хотя в строении предложения видится противопоставление, прилагательные глубокая и рыбная не антонимичны, следовательно не пишем слитно. Рассмотрим такой пример: Пирог оказался очень (не)вкусный.

Подберём синонимы к слову невкусный: Пирог оказался очень пресный, сырой, невкусный.

Слово очень, так же как и слова совсем, совершенно и им подобные, не требует раздельного написания прилагательного с не.

Нельзя сказать: пирог оказался далеко пресный (сырой). То есть только три частицы: отнюдь, вовсе (в значении «отнюдь»), далеко — требуют раздельного написания с не.

Упомянем и о правописании не- и ни- с отрицательными местоимениями: разделить не- и ни- с этими словами может только предлог: нечем — не с чем, ничем — ни с чем, некого — не у кого, никого — ни у кого, некому — не к кому, никому — ни к кому. Отрицательные же наречия не могут иметь предлога, они пишутся с не- и ни- всегда слитно: некогда, некуда, негде, никогда, нисколько, никуда, нигде и т. д.

Обратимся к нескольким трудным случаям. В них надо выбирать написание, исходя из смысла предложения.

Сравним:

Никто иной не мог бы этого сделать.

Это сделал не кто иной, как мой друг.

В первом предложении слово иной можно опустить: Никто, кроме него, не мог бы этого сделать.

Во втором предложении не выражает отрицание, с местоимением пишется раздельно: не кто-то другой, а он.

Рассмотрим другой случай.

Как я ни старался, у меня ничего не получалось.

Я не старался, поэтому ничего не получилось.

В первом предложении ни — усилительная частица (утверждается: я старался, действие не отрицается).

Во втором предложении действие отрицается: я не старался.

Частица ни действует как усилительная и в таких случаях: ни один не вернулся назад, ни слова больше, ни крошки с утра во рту не было. А также в некоторых фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, ни два ни полтора и т. д.

Рассмотрим третий случай.

Как не залюбоваться этой красотой!

И какой же русский не любит быстрой езды?

Разве можно не знать родного языка?

В подобных восклицательных и вопросительных предложениях пишется не.

Обобщим сказанное.

Не пишется слитно:

1) с существительными, с краткими и полными прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями и наречиями, если слово без не не употребляется: ненависть, невзрачный, невзрачен, ненавидеть, недомогающий, негодуя, невзначай;

2) с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о и -е, если слово можно заменить синонимом без не: недруг — враг, недобрый — злой, немал — велик, недалеко — близко;

3) в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях: некто, негде;

4) с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления: неочищенные овощи, непокрытая голова.

Не пишется раздельно:

1) с существительными, прилагательными и наречиями на -о и -е, если в предложении есть противопоставление: он мне не друг, а враг;

2) с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется: не делал, не зная;

3) с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление: не сданные вовремя книги; не придуманная, а реальная история;

4) с краткими причастиями: работа не окончена;

5) с наречиями, если к ним относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть: вовсе не страшно, далеко не блестяще, ничуть не приятно;

Не и ни пишутся слитно в отрицательных местоимениях, если после не или ни нет предлога (делать нечего, ничего не знаю), раздельно — если после них есть предлог (ни от чего, не от чего).

Ни пишется слитно с отрицательными наречиями: никуда, нигде.

В остальных случаях ни всегда пишется раздельно: ни слова, как ни странно.

3. Усиление отрицания с помощью частицы ни.

1) Частица ни употребляется для усиления имеющегося в предложении или подразумевающегося отрицания: ни звука не издал, не видел ни разу.

Но в утвердительных предложениях с двойным отрицанием пишутся две отрицательные частицы не: не мог не думать = думал, нельзя не сделать = нужно сделать.

2) Частица ни пишется в сочетаниях куда (бы) ни, где (бы) ни, что (бы) ни, кто (бы) ни, когда (бы) ни, как (бы) ни и др., которые усиливают утверждение и придают предложению обобщающий характер.

Что бы ты ни говорил, мы должны это сделать.

Как ни крути, а без помощи нам не обойтись.

3) Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, ни днём ни ночью, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, откуда ни возьмись, ни то ни сё, как ни в чём не бывало.

4) В вопросительных и восклицательных предложениях употребляется отрицательная частица не.

Кто здесь только не был!

Кто не хотел бы счастья?

Особо надо остановиться на случаях со словами на -мый. Необходимо отличать прилагательные на -мый от причастий на -мый.

Причастия на -мый пишутся раздельно с не-, если при них есть зависимое слово в творительном падеже, что придаёт причастию «страдательность»: не любимый мною урок. В остальных случаях не- с причастиями пишется слитно: нелюбимый с детства варёный лук, невидимая с Земли сторона Луны.

Не- с прилагательными на -мый пишется слитно, даже если при них есть пояснительные слова: непромокаемый плащ, независимый человек, несклоняемые существительные, неразличимый в темноте предмет, нерастворимое в воде вещество, невидимые миру слёзы.

Для кратких прилагательных это правило тоже действует: остров необитаем, страна политически независима.

Исключение составляют случаи с ни-, ни в чём не растворимое вещество, ни с чем не сравнимая красота.

Как отличить страдательные причастия настоящего времени от отглагольных прилагательных на -мый?

Отглагольные прилагательные образуются от непереходных глаголов (зависимый, непромокаемый, необитаемый) и от некоторых глаголов совершенного вида (достижимый, допустимый, незримый).

Страдательные причастия настоящего времени образуются только от переходных глаголов несовершенного вида: читаемый, любимый, видимый.

4. Частицы и другие части речи, сходные с ними по звучанию и написанию.

Отличить частицы от других частей речи можно только в контексте. Сравним примеры предложений с восклицательными частицами с предложениями, в которых есть омонимы этих частиц.

Предложения с восклицательными частицами

Предложения с омонимичными частями речи

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как вас зовут? (Как — вопросительное местоимение.)

Покажи, как это делается. (Как — относительное местоимение.)

Что за прелесть эти сказки!

Что за тем поворотом? (Что — вопросительное местоимение, за — предлог.) Вы понимаете, что за этим стоит? (Что — относительное местоимение, за — предлог.)

То может относиться к разным частям слова и разным частям речи:

1) суффикс: кто-то постучал;

2) частица: вы-то знаете;

3) местоимение: это то самое место;

4) составной союз: то дождь, то снег.

4. Междометие (сообщение ученика или слово учителя)

Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не изменяется, не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, не является членом предложения. Зато междометия легко «маскируются», принимают на себя роль других частей речи и тогда становятся членами предложений.

Например, сравним роль одного слова в двух предложениях.

Гляди-ка, за год ты о-го-го как вырос!

О-го-го, отзовитесь!

В первом предложении междометие о-го-го употребляется в значении наречия-обстоятельства (= сильно), во втором — собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Роль междометий — выражение чувств, настроений, побуждений: Ах! Увы! Кошмар! Вон! Бац! и т. д.

Выражая, они не называют чувства и настроения.

Большое значение в ситуации общения имеет интонация. Одно и то же междометие, например, может выражать восторг, удивление, страх, восхищение, испуг и т. д.

Как и другие непроизводные части речи, непроизводные междометия не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как междометия. Производные междометия, образованные от других частей речи, чаще всего от существительных, надо отличать по контексту.

Предложения с междометиями

Предложения с существительными

Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!

При виде предводителя пиратов ужас охватил меня.

Батюшки! Да как же тебя угораздило?

Слова батюшки привели меня в смущение.

Как ты себя ведёшь?! Кошмар!

«Кошмар на улице Вязов» — фильм ужасов.

5. Повторение правил правописания междометий

1) Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ой-ой-ой! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах!

2) Междометия в предложении выделяются запятой или восклицательным знаком: эх, дубинушка, ухнем!

6. Практические задания

  — Запишите предложения, объясните орфограммы и пунктограммы. Сделайте морфологический разбор предлогов, союзов, частиц и синтаксический разбор предложений.

1) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И. А. Крылов) 2) Молоток не должен быть ни тяжёлым, ни слишком лёгким.

  — Запишите предложения, объясните орфограммы и пуктограммы. Укажите разряд и значение частиц.

1) Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звёзды. (Смысловая усилительная частица же.)

2) Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу? (Смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.)

3) Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы? (Смысловая вопросительная частица разве.)

4) Если бы не ты, я ни за что бы не справился! (Формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.)

7. Объяснительный диктант

Не у кого узнать, непересекающиеся прямые, никто не виноват, ни с кем не ссоришься, не переставая, не отказывайся, ни о ком не спрашивай, не с кем поиграть, не высохшие после дождя лужи, невыученные уроки, не порежьтесь ножом, невелика потеря; не высокий, а коренастый боксёр; никого не беспокой, непородистая собака, домик невысок, вопиющая неграмотность, ничья собака, не пишите некрасиво, ни о чём не договорились, нигде не нашёл, нисколько не трудно, ни слова не говоришь, ничто не беспокоит, ничем не занят, ни перед кем не отчитываешься, никому не говори, ни один не ушёл, ни в чём не сомневаешься, никуда не уходи.

8. Тест

1. Укажите предложение, в котором нет частицы.

  1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.

  2) У реки сидел лишь один рыбак.

  3) Помочь мне можешь именно ты.

  4) Как весело было в парке!

2. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

  1) ЧТО(Б) ты делал без меня?

  2) Хочу научиться играть в футбол ТАК(ЖЕ), как Аршавин.

  3) Горячей воды не будет (В) ВИДУ ремонта труб.

  4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром фильма.

3. Укажите пример, в котором на месте пропуска пишется буква и.

  1) по прибыти.. поезда

  2) в течени.. суток

  3) н.. бывать тому

  4) вследстви.. аварии

4. Укажите предложение, в котором не со словом пишется слитно.

  1) Ему палец в рот (не)клади.

  2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.

  3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

  4) (Не)выученные уроки беспокоили меня.

5. Укажите вариант, в котором нет речевой ошибки.

  1) по прибытию в гостиницу

  2) выяснить о том, как делать задание

  3) пришёл со школы

  4) оплатить проезд

Прочитайте текст и выполните задания 6 — 8.

(1) До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2) Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (3) Талантливый русский механик — горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4) Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.

6. Из предложений 1 и 4 выпишите составные предлоги. (В целях, несмотря на.)

7. Из предложения 2 выпишите союз. (Для того чтобы.)

8. Из предложения 3 выпишите частицу, укажите её значение. (Бы, формообразующая.)

Домашнее задание

Повторить темы «Служебные части речи», «Междометие», подготовиться к тесту.