Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок 6. Фонетика и орфография

Цели: повторить основные положения русской фонетики, принципы русской орфографии; показать связь фонетики и орфографии; совершенствовать навыки фонетического разбора.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по теме «Фонетика». Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение темы «Фонетика и орфография»

В заданиях по фонетике важно помнить о несовпадении понятий буква и звук. Буквы — это графические изображения звуков, подобно тому как цифры — графические изображения чисел. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении фонетического анализа слова — забыть о правописании и слушать, как звучит слово в живой речи.

Разберём типичные случаи и ошибки, посмотрим, как связаны фонетика и орфография.

В тестах ЕГЭ встречаются задания, в которых косвенно требуется определить количество звуков и букв. Например: укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает, укажите слово, в котором звуков больше, чем букв, и т. д. Понятно, что при подсчёте звуков твёрдый и мягкий знаки не учитываются. Однако довольно часто встречаются слова с твёрдым и мягким знаками, в которых количество звуков компенсируется буквами, обозначающими два звука: е (пьеса [п’й’эса], ель [й’эл’]), ё (съёмный [с’й’омный’]), ю (лью [л’й’у]), я (рьяно [р’й’ана]). В этих словах количество букв и звуков совпадает.

— Могут ли какие-то другие буквы не обозначать звуков?

Комментарии

Здесь следует вспомнить о непроизносимых согласных. Например, в словах лестница, чувство. Это надо иметь в виду при фонетическом разборе: [л’эс’н’ица], [ч’уства]. Количество букв в этих словах не совпадает с количеством звуков: букв на одну больше в каждом слове.

Также при фонетическом разборе важно помнить, что парные по мягкости — твёрдости согласные звуки — это разные звуки, к тому же играющие смыслоразличительную роль: мел [л] — мель [л’], вол [в] — вёл [в’].

  — Одинаковы ли согласные звуки в словах пила и липа? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ. В слове пила согласные [п’] и [л], а в слове липа — [п] и [л’]. Хотя буквы, обозначающие согласные звуки, в этих словах одинаковы, гласные, стоящие после них, показывают качество звуков: и обозначает мягкость согласного, а — твёрдость.)

Многие согласные звуки могут маскироваться под самыми неожиданными буквами.

  — Найдите в ряду слов сдача, позже, приз, резкий слово, в котором есть звук [з]. (Сдача.)

Комментарии

Звук [з] произносится только в первом слове, хотя он и обозначен буквой с. происходит озвончение согласного глухого звука [с] перед звонким согласным [д]: [здач’а] (по законам фонетики русского языка последующий звук влияет на предыдущий). В остальных словах буква з обозначает совсем другие звуки. В слове позже звук [з] уподобляется следующему за ним звуку [ж]: [по- жжэ] (звук [ж] может быть смягчённым). В двух последних словах

звук, обозначаемый буквой з, находится в слабой позиции и оглушается: в слове приз — на конце слова: [пр’ис], в слове резкий — перед глухим согласным [к’]: [р’еск’ий’].

— Могут ли гласные буквы обозначать разные звуки? (Да, могут.)

Комментарии

Гласный звук полностью проявляется только в сильной позиции — под ударением (мост [мост]), и то не всегда {жизнь [жыз’н’]).

Например, в ряду слов впечатление, приятель, выяснить, обычай гласный [а] произносится только во втором слове, он ударный, т. е. стоит в сильной позиции, обозначен буквой я, эта же буква обозначает и предшествующий [й]: [пр’ий’ат’ил’]. За остальными буквами а и я (безударными, в слабой позиции) скрываются другие звуки, в данном случае близкие к [и].

Проиллюстрируем зависимость гласных звуков от позиции в слове, от ударения. Звук [и], например, может быть обозначен буквами и (лист), е (беда), а (часы), я (лягушка). В свою очередь, буква и может обозначать звуки [и] (вилка) и [ы] (цирк). Полный гласный звук возможен только в сильной позиции — под ударением.

Ещё раз подчеркнём, как важно слышать слово, чтобы правильно различить звуки, из которых оно состоит, и как важен контекст для понимания смысла слова. В качестве примера приведём омофоны, в которых количество букв и звуков значительно различается. Например: [л’ица] — лица и литься, [стар’ица] — старица и стариться (в существительных количество букв равно количеству звуков, в глаголах букв на две больше, чем звуков).

Вывод: для качественного фонетического анализа слова и для правописания необходимы знания и по морфемике, и по морфологии, и по лексике.

2. Основные принципы русской орфографии

Орфография — система общепринятых правил письма. Эти правила не придуманы кем-то, не взяты с потолка, они основываются на определённых закономерностях языка. Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы.

В русском языке четыре основных принципа орфографии. Ведущий из них — морфологический, ему подчинено написание большей части слов. Он заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов, окончаний. Например: водный — вода, дачный — сонный, надрез — надпись, в земле — в книге.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: издать — испить, разыскать — розыск.

Традиционный принцип признаёт правильным написание, закреплённое традицией и не регулируемое правилами. Например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, чувство, вокзал, хоккей.

Дифференцирующий принцип написания применяется для различения слов и их форм, он реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова (омофоны или омоформы): колос и колосс, поджёг (глагол) и поджог (существительное), плачь (глагол в повелительном наклонении) и плач (существительное), москвич (житель Москвы) и «Москвич» (марка машины), ВАЗ (аббревиатура) и ваз (родительный падеж существительного ваза).

Кроме того, в русском языке есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

Обязательным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы.

3. Тест

1. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков.

  1) объём                

  2) якорь

  3) язык

  4) вестник

2. Укажите слово, в котором есть звук [д].

  1) походка                    

  2) отбой

  3) выпад                      

  4) деньги

3. Укажите слово, в котором произносится гласный [а].

  1) щавель                    

  2) выявление

  3) случай                      

  4) яркий

4. Укажите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

  1) языкознание                

  2) единство

  3) эгоист                          

  4) чёрствость

4. Работа по учебнику

(На этом уроке и в дальнейшем: если остаётся время, учитель предлагает выполнить любые упражнения по теме урока из доступных учебников.)

Домашнее задание

Повторить раздел «Орфоэпия», подготовить вопросы.