Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок 7. Орфоэпия

Цели: повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по теме «Орфоэпия».)

III. Работа по теме урока

1. Повторение темы «Орфоэпия»

Орфоэпические нормы — это литературные произносительные нормы, которые необходимо соблюдать, чтобы не было помех при общении, чтобы внимание людей не переключалось с того, о чём говорится, на то, что говорится неправильно.

2. Работа со словарями

— Проверьте произношение слов по орфоэпическому словарю.

Академик, атеист, брюнет, демпинг, детектив, каре, компетенция, крем, менеджер, музей, партер, патент, паштет, протекция, тезис, темп, тенденция, термин, тест.

(Задание можно дать по вариантам.)

Комментарии

В словах иностранного происхождения буква е зачастую не обозначает мягкости предшествующего согласного, как это обычно происходит в словах русского происхождения: атеист [т], демпинг [д], детектив [д], [т], каре [р], менеджер [м], [н], партер [т], протекция [т], тезис [т], темп [т], тенденция [т], [д], тест [т]. Но: академик [д’], брюнет [н’], компетенция [т’], крем [р’], музей [з’], патент [т’], паштет [т’], термин [т’]. Все эти слова заимствованные.

Нередко слышны ошибки в произношении некоторых иноязычных слов, таких как дерматин, дуршлаг, инцидент, компостировать, компрометировать, констатировать, контингент, конфорка, макулатура, почтамт, прецедент, скрупулёзный, эскорт.

(Проверка слов по словарю.)

В речи часто добавляют, опускают, заменяют или переставляют согласные звуки в этих словах. То же относится к русским словам: поскользнуться (приставка без д!), одышка (приставка без т!), чрезвычайно (после ч нет буквы е!), бессребреник (после с нет буквы е!), пирожное (после ж нет буквы е!), учреждение (после ч нет буквы е!).

3. Слово учителя

Задания по орфоэпии (правильному произношению и ударению) в ЕГЭ обычно включают слова общеупотребительные, общеизвестные, привычные нашему уху и глазу, слова, которыми мы постоянно пользуемся в речи. Ничего сверхтрудного в этих заданиях нет. При их выполнении можно поставить слово в контекст, изменить его форму, вспомнить какие-то устойчивые выражения: живая речь может подсказать верное решение.

В тестах ЕГЭ задания по фонетике и орфоэпии стоят под литерой А1.

4. Тест

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) катАлог            

  2) арАхис

  3) килОметр

  4) зАвидно

2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) звОнят                        

  2) балУет

  3) мышлЕние                  

  4) начАть

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

  1) наверх                      

  2) шофёр

  3) созыв                      

  4) свекла

4. В каком слове ударение падает на второй слог?

  1) торты                          

  2) облегчить

  3) отрочество                      

  4) стиральный

5. В каком слове выделена буква, обозначающая твёрдый согласный звук?

  1) пашТет                      

  2) парТер

  3) шиНель

  4) кРем

6. В каком слове произносится [ч’н]?

  1) конечно              

2) скучно

  3) шиНель

4) скворечник

Примечания

1. Следует обратить внимание учащихся на формулировки вопросов. Например, формулировки первого и второго заданий различаются одним словом: верно — неверно. Поэтому очень важно внимательно читать задание.

2. При обсуждении задания 6 нужно отметить, что есть слово тошно, в котором произносится [шн], но оно имеет совсем другое значение. Произношение слова конечно зависит от контекста. Если это вводное слово, произносится [шн], если это краткое прилагательное — [ч’н]: Вы, конечно [шн], знаете, что существование живого организма конечно [ч’н], но жизнь бесконечна [ч’н].

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.