Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 10. Полные и неполные предложения

Цели: закреплять и расширять знания о полных и неполных предложениях; совершенствовать навыки синтаксического разбора предложений, анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ практической работы

III. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии имени числительного, подготовленных группой учащихся.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

  — Какие предложения называются неполными? (Те, в которых пропущен какой-либо член предложения — главный или второстепенный, легко восстанавливаемый по смыслу.)

  — В каких случаях употребляются неполные предложения? Приведите примеры.

Комментарии

Неполные предложения употребляются в следующих случаях.

1) В диалогах.

— Который час?

— Десять.

— Ты что делаешь?

— Читаю.

2) Во второй части сложных предложений.

Все хотели в кино, а она — в театр.

В данном случае тире обозначает паузу на месте пропущенного сказуемого.

3) При парцелляции — особом членении предложения — неполные предложения служат для выделения, подчёркивания мысли.

У Анны беда стряслась. Большая.

Случилось это давно. Очень давно.

Неполнота предложения может быть выявлена только в контексте, в сопоставлении с полными предложениями. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Пропуск членов предложения при произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.

Оба смотрели в разные стороны: один — влево, другой — вправо.

В неполном предложении пропуск какого-то члена предложения подтверждается наличием в нём зависимых от этого члена слов. Он живёт в первом подъезде, а я во втором.

В сложном предложении сохраняются слова во втором, зависящие от пропущенного подъезде, которое, в свою очередь, зависит от пропущенного сказуемого живу. Вторая часть — неполное двусоставное предложение. Восстановим пропущенные члены.

  Он живёт в первом подъезде, а я живу во втором подъезде.

Для понимания сообщения вполне достаточно первого, неполного варианта.

  Таким образом, неполное предложение — вариант полного.

  — Прочитайте предложения.

1) Раннее утро. 2) Рассвело. 3) Последние новости узнаю по радио. 4) Газеты нам приносят днём.

  — Являются ли эти предложения неполными? (Все эти предложения полные, односоставные: 1 — назывное, 2 — безличное, 3 — определённо-личное, 4 — неопределённо-личное.)

  — Может быть, односоставные предложения тоже относятся к неполным? Ведь в них только один главный член предложения?

  (Обсуждение.)

Вывод: структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определённо-личное или неопределённо-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.

  — Прочитайте текст диалога с полными ответами.

  — Куда ты собираешься поступать?

  — Я собираюсь поступать в технический университет.

  — На какой факультет ты подашь документы?

  — Пока не знаю, на какой факультет я подам документы.

Трудно представить подобный диалог в живой разговорной речи. Обычно в разговоре используются неполные предложения, т. е. такие, в которых пропущен один или несколько членов предложения.

  — Дайте характеристику предложений диалога. (Первые три предложения полные двусоставные; последнее — сложное: главное — полное определённо-личное, придаточное — полное двусоставное.)

  — Отредактируйте текст диалога так, чтобы получилась живая речь.

  Вариант диалога:

  — Куда ты собираешься поступать?

  — В технический.

— На какой факультет?

— Пока не знаю.

  — Дайте характеристику новых предложений. (Кроме первого полного двусоставного предложения, все остальные — неполные.)

2. Практические задания

  — Придумайте короткие диалоги, в которых на первом месте будут стоять односоставные предложения.

Варианты диалогов:

— Вам сообщили о моём приезде?

— Сообщили.

— Скоро ли, наконец, потеплеет?

— Скоро.

— Сделайте синтаксический разбор предложения.

У брата глаза карие, а у меня — зелёные.

Комментарии

Предложение сложносочинённое; первое предложение в составе сложного полное двусоставное, сказуемое составное именное (карие); второе предложение в составе сложного неполное, пропущено подлежащее глаза, но оно легко восстанавливается из контекста.

  — Проанализируйте фрагмент «Диалога у новогодней ёлки» Ю. Д. Левитанского.

— Что происходит на свете?

— Да просто зима.

— Просто зима, полагаете вы?

— Полагаю.

— Прочитайте фрагмент рассказа С. Д. Довлатова «Чемодан».

Всех людей можно разделить на две категории. На тех, кто спрашивает. И на тех, кто отвечает. На тех, кто задаёт вопросы. И на тех, кто с раздражением хмурится в ответ.

  — Какой синтаксический приём использует писатель? (Парцеляцию.)

  — Для чего Довлатов использует этот приём? (С помощью парцеляции акцентируется каждая часть высказывания, каждой части придаётся особый смысл.)

— Соединим эти пять предложений в одно.

(Необходимо прокомментировать постановку знаков препинания.)

Всех людей можно разделить на две категории: на тех, кто спрашивает, и на тех, кто отвечает; на тех, кто задаёт вопросы, и на тех, кто с раздражением хмурится в ответ.

  — Что изменилось? (Из текста ушли глубина, значительность, выразительность, исчезло логическое ударение.)

Домашнее задание

  1. Упражнения учебника. (Вариант: выписать из произведений С. Д. Довлатова фрагменты текста с парцелляцией, проанализировать фрагмент.)

  2. Повторить тему «Простое предложение», подготовиться к тесту.