Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 9. Практическая работа по темам Второстепенные члены предложения, Двусоставные и односоставные предложения

Цель: закреплять орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора, пунктуационного анализа простого предложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии имени прилагательного, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Объяснительный диктант

У народа коми в древности был промысловый календарь. Он представлял собой плоское кольцо с изображением расположенных по кругу девяти промысловых животных, соответствующих девяти месяцам древних коми. Такие кольца были только у влиятельных шаманов, умевших использоать его силу. Новый год начинался в день весеннего равноденствий. Первый месяц называли «месяцем медведя». Говорят, что к охотнику, носящему на груди подобный календарь, добыча сама идёт в руки.

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1. Сделайте фонетический разбор слова.

Влиятельных

Умевших

2. Укажите морфологическую и синтаксическую роль слова коми.

В первом предложении

Во втором предложении

3. Укажите морфологическую принадлежность слова.

Только (третье предложение)

Его (третье предложение)

4. Сделайте морфемный разбор слова.

Равноденствия

Охотнику

5. Выполните синтаксический и пунктуационный анализ предложения.

Пятое предложение

Шестое предложение

Ответы:

2) в первом предложении слово коми имеет значение прилагательного, является определением (приложением); во втором предложении слово коми —существительное, словосочетание древних коми является определением;

3) только — ограничительно-выделительная частица, его — притяжательное местоимение.

2. Практические задания

— Запишите стихотворение. Выделите грамматические основы предложений. Укажите вид односоставных предложений.

Безглагольность

(1) Недвижный камыш. (2) Не трепещет осока.

(3) Глубокая тишь. (4) Безглагольность покоя.

(5) Луга убегают далёко-далёко.

(6) Во всём утомленье, глухое, немое.

(7) Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, —

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

      К. Д. Бальмонт

Комментарии

Предложения 1, 3, 4 — назывные, распространённые; предложение 2 — двусоставное, нераспространённое; предложения 5, 6 — двусоставные; предложение 7 — сложное, с союзной и бессоюзной связью (первая основа — войди, определённо-личное предложение, вторая — деревья сумрачно-странно-безмолвны — двусоставное, третья — грустно, четвёртая — не радо — безличные предложения.

  — Дайте характеристику предложений (ремарки к первому действию пьесы М. Горького «На дне»).

Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой.

Комментарии

Первое предложение — односоставное, назывное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом; второе предложение — двусоставное, осложнено обособленным определением, выраженным причастием, и несогласованным определением, выраженным словосочетанием.

— Сделайте синтаксический разбор предложения.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

      М. И. Цветаева

Комментарии

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространённое, полное; сказуемое хочется грызть составное глагольное; мне, кисть — дополнения; доныне — обстоятельство; у слова кисть два определения: несогласованное рябины и согласованное горькую; жаркой — согласованное определение к слову рябины.

  — Найдите в стихотворении М. И. Цветаевой словосочетание со связью «управление» и замените его синонимичным словосочетанием со связью «согласование». (Кисть рябины — рябиновая кисть.)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

2. Повторить темы «Полные и неполные предложения».

  3. Составить задания по морфологии имени числительного, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).