Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Простое предложение
Урок 8. Двусоставные и односоставные предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения
Цели: закреплять и расширять знания об односоставном предложении и его видах; совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного анализа предложений; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии имени существительного, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
В заданиях ЕГЭ нет прямых вопросов об односоставных и двусоставных предложениях. Но различать их и правильно находить грамматические основы необходимо и для того, чтобы понять смысл предложения, и для того, чтобы правильно ответить на вопросы о строении предложений.
2. Беседа по вопросам, повторение
— Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными? (В двусоставных предложениях есть оба главных члена — подлежащее и сказуемое. Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного
члена — подлежащего или сказуемого, называются односоставными.)
Способы выражения подлежащего и сказуемого мы уже разобрали (см. урок 6).
— Могут ли односоставные предложения быть распространёнными? Приведите примеры. (Да. Поздняя осень. Быстро иду в школу. В дверь позвонили. Летом светает рано.)
— На какие группы делятся односоставные предложения? (Предложения с главным челном — сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные) и предложения с главным членом — подлежащим.)
Комментарии
1) Определённо-личные предложения — это предложения, в которых «личность» легко определить, подлежащее легко восстановить, так как глагол-сказуемое стоит в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени в изъявительном или повелительном наклонении.
(Я) Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. С. Пушкин)
(Вы) Пойдёте в кино?
(Ты) Скажи пароль!
Подлежащее оказывается излишним. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, восстановить подлежащее.
Разберём предложение.
Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог. (С. А. Есенин)
Первое простое предложение в составе сложного содержит сказуемое, выраженное глаголом 1-го лица: (я) знаю. Во втором предложении сказуемое выражено глаголом 2-го лица: {ты) выйдешь.
Сказуемое в определённо-личных предложениях не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа (это лицо не является определённым) и глаголом в прошедшем времени (оно не указывает на лицо).
2) Неопределённо-личные предложения — это предложения, в которых возможно несколько вариантов подлежащих («личность» неопределённа), глагол-сказуемое стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени.
Звонят, откройте дверь!
Скоро объявят о прибытии поезда.
В дверь постучали.
Подлежащее оказывается не излишним, как в определённо-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.
3) Безличные предложения — это предложения, в которых нет и не может быть подлежащего.
С вечера всё спится, на дворе темно. (А. А. Фет)
В безличных предложениях выражаются состояния природы, человека, стихийность или непроизвольность действия, неизвестно кем совершаемого. Сказуемое чаще всего бывает выражено безличным глаголом (С вечера всё спится) или личным глаголом в значении безличного (В щели окна сильно дуло), неопределённой формой глагола (Не бывать этому!), наречиями на -о (-е) (Хорошо зимой!), словами категории состояния (На дворе темно), краткими страдательными причастиями среднего рода (У меня не натоплено).
Необходимо различать безличный глагол и безличную форму личного глагола. Как их отличить друг от друга?
Безличный глагол не имеет личных форм, он встречается только в безличных предложениях. Например, глаголы спаться, вечереть — безличные, невозможно поставить рядом с ними подлежащее. Подобные глаголы обозначают действия, происходящие сами по себе, а не производимые каким-либо лицом.
Некоторые глаголы могут иметь, кроме безличной, и личную форму. Сравним две пары предложений.
1) Пахнет сеном над лугами. Зажгло грозою дерево.
2) Сено пахнет над лугами. Солнце словно зажгло осенний лес.
В первой паре предложений нет и не может быть подлежащего, в них личный глагол выражен безличной формой. Во второй паре те же глаголы имеют личную форму, эти предложения двусоставные, их грамматические основы: сено пахнет, солнце зажгло.
Самое главное в безличных предложениях то, что в них нет и не может быть подлежащего.
4) Обобщённо-личные предложения — это предложения, в которых глагол-сказуемое относится к любому лицу, носит обобщённый характер. По структуре они могут относиться к определённо-личным и неопределённо-личным. Главный их признак смысловой, именно обобщённость.
Обычно обобщённое значение имеют глаголы 2-го лица, которые чаще всего встречаются в пословицах.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Обобщённое значение могут иметь и форма 1-го лица (Чужую беду руками разведу), и форма 3-го лица множественного числа (Цыплят по осени считают).
Обобщённое значение имеют предложения — описания действий, состояний, происходящих с определённой закономерностью,
повторяемостью. Подобные примеры находим в литературных произведениях.
Долго глядишь в его (неба) тёмно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами. Тогда встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... (И. А. Бунин)
5) Предложения с главным членом — подлежащим — назывные. Их произносят с интонацией сообщения.
Вечер. Тишина. Канун новогоднего праздника.
Обычно назывные предложения употребляются в публицистическом, художественном и разговорном стилях речи. В драматических произведениях авторские ремарки, особенно перед началом действия, выражены назывными предложениями и служат экспозицией.
В качестве примера рассмотрим ремарки к первому действию пьесы Е. Шварца «Тень».
Небольшая комната в гостинице, в южной стране. Две двери: одна в коридор, другая на балкон. Сумерки.
Это назывные распространённые предложения.
Другой пример использования назывных предложений в литературе — стихотворение К. Д. Бальмонта «Родное».
Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка — страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошёл в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней».
3. Практические задания
— Определите вид односоставных предложений, выполните их синтаксический и пунктуационный анализ.
1) С кем поведёшься, оттого и наберёшься. (Обобщённо-личное.)
2) Мне некуда больше спешить. (Безличное.)
3) Не жди меня! (Определённо-личное.)
4) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Обобщённо-личное.)
5) Не хочу ходить нарядная без сердечного дружка. (Н. А. Некрасов) (Определённо-личное.)
6) На тебя заглядеться не диво. (Н. А. Некрасов). (Обобщённо-личное.)
7) Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? (С. А. Есенин) (Определённо-личное.)
8) Не жалею, не зову, не плачу... (С. А. Есенин) (Определённо-личное.)
9) Ночь, улица, фонарь, аптека. (А. А. Блок) (Назывное.)
10) Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа. (С. А. Есенин) (Безличное.)
11) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. С. Пушкин) (Неопределённо-личное.)
— Определите вид односоставных предложений. В предложениях с одним главным членом — сказуемым укажите, чем оно выражено.
1) Мне нездоровится. (Безличное, сказуемое — безличный глагол.)
2) После драки кулаками не машут. (Обобщённо-личное, сказуемое — глагол настоящего времени в 3-м лице множественного числа.)
3) Смотрю на тебя и удивляюсь. (Определённо-личное, сказуемое — глагол в 1-м лице единственного числа.)
4) Веет прохладой. (Безличное, сказуемое — личный глагол в значении безличного.)
5) Иди скорей сюда! (Определённо-личное, сказуемое — глагол во 2-м лице единственного числа.)
6) Щенка качало от голода. (Безличное, сказуемое — личный глагол в значении безличного.)
7) В воздухе пахнет грозой. (Безличное, сказуемое — личный глагол в значении безличного.)
8) Что мне поставят за сочинение? (Неопределённо-личное, сказуемое — глагол в 3-м лице множественного числа.)
9) Осенью рано темнеет. (Безличное, сказуемое — личный глагол в значении безличного.)
10) Наконец объявили наш рейс. (Неопределённо-личное, сказуемое — глагол прошедшего времени во множественном числе.)
11) Листья несло по ветру. (Безличное, сказуемое — личный глагол в значении безличного.)
12) Большая комната с окнами в сад. (Назывное.)
13) Легко на сердце от песни весёлой! (Безличное, сказуемое — слово категории состояния.)
14) На сердитых воду возят. (Обобщённо-личное, сказуемое — глагол в 3-м лице множественного числа.)
15) Раннее утро. (Назывное.)
16) Быть тебе генералом! (Безличное, сказуемое — личный глагол в значении безличного.)
4. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012
— Прочитайте текст и выполните задание В4.
(21) У неё были такие пытливые, вопросительные глаза — на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22) 3ажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23) С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24) Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую... и это купель зрелости! — (25) Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. — (26) И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
В4. Среди предложений 21 — 26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
Ответ: 21 (на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть), 26 (хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить).
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Повторить темы «Второстепенные члены предложения», «Двусоставные и односоставные предложения».
3. Составить задания по морфологии имени прилагательного, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).