Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Простое предложение
Урок 7. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения
Цели: закреплять и расширять знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым; показать особенности употребления второстепенных членов предложения; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по лексике, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Сегодня мы обобщим пунктуационные правила, касающиеся наличия тире или его отсутствия между подлежащим и сказуемым. Кроме того, рассмотрим распространённые предложения и способы выражения второстепенных членов предложения.
2. Беседа по вопросам, повторение
1. Тире между подлежащим и сказуемым.
— Расскажите о случаях, когда тире между подлежащим и сказуемым ставится, а когда не ставится. Приведите примеры.
Комментарии
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях.
Даже при выполнении этих условии тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях.
1) При сказуемом есть отрицательная частица не.
Сердце не камень.
Горе не беда.
2) Подлежащее выражено личным местоимением.
Я выпускник.
Он студент.
Мы абитуриенты.
3) Между подлежащим и сказуемым есть слова тоже, только, лишь, не кто иной, как.
Мой друг тоже футболист.
Март только начало весны.
4) Между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или предложение.
Дерево, несомненно, лучший материал для дома.
5) Сказуемое присоединяется сравнительными союзами: как, будто, словно, точно и т. д.
Её глаза словно звёзды.
Подруга мне как родная.
Но! Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях.
Я — гражданин Советского Союза! (В. В. Маяковский)
Жизнь прожить — не поле перейти.
2. Распространённые и нераспространённые предложения.
— В чём различие между распространёнными и нераспространёнными предложениями? (Примерный ответ. Нераспространённые предложения состоят только из грамматической основы, распространённые предложения включают в себя ещё и второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства.)
— Определите, какие из предложений распространённые, а какие нераспространённые.
1) Очень токсично! 2) Ты же в рубашке родился. 3) Раннее утро. 4) Он был готов провалиться сквозь землю.
Ответ: распространённые — 1, 3; нераспространённые — 2, 4.
Комментарии
Предложение 1 распространено обстоятельством очень, предложение 3 — определением раннее. Оба они односоставные. Грамматическая основа предложения 1 — токсично, предложения 3 — утро.
Предложения 2 и 4 двусоставные, сказуемые в них выражены фразеологическими оборотами, представляющими отдельную лексическую единицу: в рубашке родился, провалиться сквозь землю. В предложении 2 есть ещё усилительная частица же, которая не является членом предложения. В предложении 4 фразеологический оборот является частью составного именного сказуемого — был готов провалиться сквозь землю.
Вывод: необходимо быть очень внимательными при синтаксическом анализе предложений. Нераспространённые предложения могут состоять из нескольких слов, а распространённые — всего из двух. Важно правильно определить грамматическую основу, чтобы разоблачить эту маскировку.
3. Второстепенные члены предложения.
— Расскажите о дополнении и способах его выражения.
Комментарии
Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обычно обозначает предмет. Чаще всего бывает выражено существительным или местоимением. Также может быть выражено другими частями речи в значении существительного.
Способ выражения дополнения |
Пример |
Существительное |
Все внимательно слушали докладчика. |
Местоимение |
Я постоянно думаю о ней. |
Прилагательное |
Ты опять за старое! |
Числительное |
Восемь не делится на пять без остатка. |
Причастие |
Проводник попросил провожающих выйти из вагона. |
Наречие |
Кто пел о «прекрасном далёко» в фильме «Приключения Электроника»? |
Неопределённая форма глагола |
Врач посоветовал мне больше гулять. |
Междометие |
Собака отлично поняла моё «фу!», но всё-таки колбасы не выпустила. |
Неделимое словосочетание |
На льду мы увидели нескольких рыбаков. |
— Что такое прямое дополнение? Чем оно отличается от косвенного?
Комментарии
Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога. Сказуемое при этом выражено переходным глаголом.
Он читал (что?) учебник.
Они смотрят (что?) фильм.
Прямое дополнение может быть выражено формой родительного падежа.
Налейте мне (чего?) чаю.
Я не читал (чего?) этой статьи.
Все остальные дополнения — косвенные.
— Рассмотрим интересные случаи. Разберите предложения по членам.
1) Корни питают листья.
2) Автомобиль обогнал автобус.
Комментарии
В этих предложениях подлежащее и прямое дополнение выражены совпадающими формами именительного и винительного
падежей. В предложении 1 подлежащее определяем по смыслу — корни, прямое дополнение — листья; в предложении 2 подлежащее от прямого дополнения можно отличить только исходя из контекста или с помощью логического ударения в живой речи. Поэтому для ясности такие предложения принято начинать с подлежащего.
Остановимся подробнее на случаях, когда в роли дополнения выступает инфинитив. Мы знаем, что инфинитив может выступать и как часть сказуемого. Как же различить роли инфинитива?
Составим предложения, в которых инфинитивы будут зависеть от глаголов в личной форме. Возьмём простые конструкции.
Он советовал мне (что?) заниматься.
Она просит его (о чём?) уйти.
Он приказал всем (что?) встать.
— Чьё действие обозначают глаголы в личной форме? (Подлежащего.)
— Чьё действие обозначают глаголы в неопределённой форме? (Лица, независимого от подлежащего.)
— В какой роли выступают в этих предложениях инфинитивы? (Вроли дополнений.)
— А теперь определите роль глагола-инфинитива в следующих предложениях.
Я начал заниматься по-настоящему только сейчас.
Наша команда продолжает упорно тренироваться.
Инфинитивы в этих предложениях выступают в роли части составного глагольного сказуемого.
— Чьё действие обозначают глаголы в личной форме и в форме инфинитива? (Действие одного и того же лица — подлежащего.)
Вывод: инфинитив-дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц, а инфинитив-сказуемое и глагол в личной форме обозначают действие одного лица. Кроме того, инфинитив-дополнение зависит от сказуемого со значением волеизъявления.
— Расскажите об определении и способах его выражения.
Комментарии
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?
Согласованные определения могут быть выражены именами прилагательными (белые ночи), причастиями (гудящий шмель), порядковыми числительными (третий курс), местоимениями, которые склоняются как прилагательные (наши друзья). Несогласованные определения могут быть выражены именами существительными (каша из топора), количественными числительными (номер один), наречиями (макароны по-флотски), неделимыми словосочетаниями (мальчик высокого роста), местоимениями (их разговоры), инфинитивами (желание победить).)
Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно: щавелевый суп — суп из щавеля, бежевый костюм — костюм цвета беж, клюквенный напиток — напиток из клюквы.
Некоторые несогласованные определения не могут преобразовываться в согласованные. Например, ученики одиннадцатого класса можно заменить лишь на слово одиннадцатиклассники. Возьмём похожий пример: ученики первого класса. Если образовать от несогласованного определения согласованное, смысл изменится: первоклассные ученики — совсем не обязательно первоклассники. Этот пример показывает, что с синонимией надо быть осторожнее.
Особый вид определения — приложение, оно выражается существительным (журнал «Огонёк», мороз-воевода) или словосочетанием (Тебе, человеку молодому, трудно меня понять). Приложение уточняет слово (существительное или именную часть речи в роли существительного), характеризует предмет.
— Какие приложения называются несогласованными? Приведите примеры. (Примерный ответ. Несогласованными называются приложения, выраженные собственными наименованиями печатных изданий, художественных произведений, предприятий и т. д.: фабрика «Рот-фронт», опера «Хованщина», теплоход «Павел Бажов», журнал «Юность».)
— Расскажите об употреблении дефиса между приложением и определяемым словом.
Комментарии
С согласованными приложениями дефис употребляется, если и существительное, и приложение — имена нарицательные и приложение стоит после определяемого слова: сторож-старик, утёс-великан. Если же приложение стоит перед определяемым словом и его можно заменить прилагательным, то дефис не ставится: старик сторож, красавица дочка. Дефис не ставится и в случае, если определяемое слово и приложение являются соответственно родовым и видовым понятиями: собака лайка, попугай ара. С несогласованными приложениями дефис не употребляется.
— Расскажите об обстоятельстве и способах его выражения.
Комментарии
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. Этот член предложения показывает, при каких обстоятельствах произошло (происходит) событие, и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
Виды обстоятельств по значению
Значение |
Пример |
Образа действия |
Все весело рассмеялись. |
Степени |
Дело чрезвычайно срочное. |
Места |
Вокруг не было ни души. |
Времени |
Вскоре прозвенел звонок. |
Условия |
При желании всё можно сделать. |
Причины |
Впопыхах я оставил билет дома. |
Цели |
Я пригласил вас сообщить пренеприятное известие. |
Уступки |
Несмотря на оттепель, лыжные соревнования не отменили. |
Способы выражения обстоятельств
Способ выражения обстоятельства |
Пример |
Наречие |
Через несколько минут они уже мирно беседовали. |
Существительное в косвенном падеже с предлогом |
Это известие мы приняли с радостью. |
Фразеологический оборот |
Он работал спустя рукава. |
Деепричастие или деепричастный оборот |
Ко мне, подпрыгивая, подбежал маленький мальчик. Старая берёза росла, с трудом вбирая корнями соки земли. |
Неопределённая форма глагола |
В школу приходят, прежде всего, учиться. |
Сравнительный оборот |
Глубоко в ущелье, как стальной клинок, сверкала узкая река. |
— В чём особенность обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами? (Такие обстоятельства выделяются запятыми.)
— В каких случаях сравнительный оборот не выделяется запятыми? (Если его можно заменить формой творительного падежа (летит как стрела — летит стрелой) и если он является фразеологизмом (бежали как угорелые).)
3. Практические задания
— Запишите предложения в два столбика: 1) предложения, в которых между подлежащим и сказуемым должно стоять тире; 2) предложения без тире. Объясните свой выбор.
1) Она врач. 2) Бедность не порок. 3) Трусость — самый страшный порок. 4) Рифей — древнее название Урала. 5) Три — число магическое. 6) Я спортсмен. 7) Солнце словно огненный шар. 8) Моё правило — говорить правду. 9) Мы друзья с детства. 10) В опасности забор не препятствие. 11) Весна — это время обновления. 12) Зима не лето. 13) Говорить правду — терять дружбу. 14) Пешком ходить — долго жить.
— Запишите предложения под диктовку. Объясните орфограммы и пунктограммы.
1) Василий Андреевич Жуковский — старший современник и друг Пушкина, его учитель в поэзии, один из основоположников русского романтизма. 2) Для Чацкого подлая суть Молчалина не новость. 3) Простота есть необходимое условие прекрасного. 4) Атлантида - затонувший легендарный континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. 5) Жить в лесу — подчиняться его законам.
— Сделайте синтаксический разбор предложения.
Электронная почта моментально доставила сообщение.
Комментарии
Важно помнить, что второстепенные члены предложения определяются по вопросам. Вопрос не должен «повисать в воздухе». Нельзя задавать вопросы так: (что?) сообщение. В этом случае слово сообщение можно принять за подлежащее, перепутав именительный и винительный падежи. Только один главный член предложения независим — подлежащее. От него ставится вопрос к сказуемому. Остальные члены предложения определяются в составе словосочетаний.
Итак, выделим грамматическую основу: почта доставила. Далее выделяем словосочетания, начиная с подлежащего: почта (какая?) электронная — определение, доставила (что?) сообщение — дополнение, доставила (как?) моментально — обстоятельство.
— Приведите примеры несогласованных определений, найдите синонимичные им согласованные определения. (Дверь из стекла — стеклянная дверь, платье из ситца — ситцевое платье, брюки в полоску — полосатые брюки, мальчик шести лет — шестилетний мальчик, девочка с серыми глазами — сероглазая девочка.)
— Замените согласованные определения несогласованными там, где это возможно.
Кофейная чашка (чашка для кофе), полосатая юбка (юбка в полоску), громкоголосый оратор (оратор с громким голосом), воронье гнездо (гнездо вороны), двенадцатираундовый бой (бой в двенадцать раундов), очковая змея, компьютерный диск (диск для компьютера), медвежья услуга.
— Почему невозможна замена в остальных случаях? (Очковая змея — название биологического вида, медвежья услуга — фразеологизм.)
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Повторить тему «Двусоставные и односоставные предложения», подготовить вопросы.
3. Составить задания по морфологии имени существительного, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).