Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 6. Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения

Цели: закреплять и расширять знания о простом предложении, о способах выражения подлежащего и сказуемого; разобрать соответствующие задания демоварианта ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  — Что такое предложение? (Основная единица текста, наименьшая единица общения. Слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).)

  — На каком основании предложения делятся на простые и сложные? (В простых предложениях одна грамматическая основа, в сложных — две или более.)

  — Что такое простое неосложнённое предложение? (Предложение, которое содержит только грамматическую основу и, возможно, второстепенные члены. В таком предложении нет однородных членов, вставных, уточняющих конструкций и т. д.)

  — Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое (или один из них).)

(Далее обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфемике, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения, главные члены. Грамматическая основа — обязательное условие существования предложения. Подлежащее и сказуемое могут встречаться в предложении в любой комбинации: вместе и по отдельности. Если мы имеем дело с предложениями, структура которых прозрачна и ясна, затруднений с определением грамматической основы не возникает.

Однако в большинстве реальных текстов, в живой речи она не всегда легко обнаруживается. Определять же грамматическую основу нужно для того, чтобы прояснить смысл высказывания.

Рассмотрим сложное предложение, состоящее из двух простых.

Театр уж полон; ложи блещут. (А. С. Пушкин)

Каждая из частей предложения состоит только из главных членов, не считая усилительной частицы уж. Ставим вопросы от подлежащего к сказуемому. Во второй части это легко сделать: ложи (что делают?) блещут. В первом чуть сложнее: театр (что о нём говорится?) полон.

Важно понять, что подлежащим является слово или словосочетание в начальной форме, сказуемым — действие, которое подлежащее производит или которое с ним производится. Сказуемым может быть и характеристика подлежащего. То есть подлежащее — это тема, о которой что-либо сообщается сказуемым.

  — Вспомните, чем может быть выражено подлежащее, кроме существительного в именительном падеже.

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в именительном падеже

Солнце светит всем.

Местоимение в именительном падеже

Мы никогда не ссоримся.

Числительное в именительном падеже

Двенадцать делится на шесть.

Прилагательное в значении существительного

Взрослые иногда не понимают детей.

Причастие в значении существительного

Провожающие покинули вагон.

Неопределённая форма глагола

Дурака учить, что мёртвого лечить.

Наречие

Очевидно не значит верно.

Междометие

Её внезапное «ах» смутило меня.

Неделимое словосочетание

Прошло несколько дней.

  — Чем в предложении может быть выражено сказуемое? (Обычно сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: изъявительного, условного, повелительного.)

  — Назовите основные виды сказуемых. (Сказуемое может быть простым и составным.)

Комментарии

В простом сказуемом его лексическое и грамматическое значения выражены одним словом.

На сливанье все мёд пьют. (И. А. Бунин)

Рассмотрим такие примеры.

Мы будем стараться.

Он тянет одеяло на себя.

На первый взгляд получается противоречие, так как в этих предложениях сказуемые выражены больше чем одним словом.

— Попробуйте объяснить ситуацию.

(Обсуждение.)

На самом деле это неделимые лексические единицы: будем стараться — сложное будущее время = постараемся, тянет одеяло на себя — фразеологизм, неделимое словосочетание.

Составные сказуемые — такие, в которых лексическое и грамматическое значения выражены в разных словах. Составные глагольные сказуемые состоят из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение, и неопределённой формы глагола, выражающей само лексическое значение сказуемого. Причём части такого сказуемого могут быть разделены второстепенным членом.

Мы стали торопливо собираться.

Составное сказуемое бывает двух видов.

1) Глагольное (связка выражает грамматическое значение, инфинитив — лексическое).

На тёмном небе начинали мигать звёзды. (М. Ю. Лермонтов)

Мы должны сдавать экзамены в июне.

2) Именное (связка выражает грамматическое значение, именная часть — лексическое).

Дни стоят синеватые, пасмурные. (И. А. Бунин)

В шеренге он стоял вторым.

Победа будет наша.

Наряд ей к лицу.

Жизнь казалась сказкой.

Именная часть может быть выражена всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием. В настоящем времени глагол-связка опускается.

Снег на закате розоватый.

Снег на закате был розоватый.

2. Обсуждение проблемных вопросов

  — По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?

Комментарии

Признаки выделения грамматической основы следующие:

1) в грамматическую основу обычно входит глагол в каком- либо наклонении;

2) один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: он не зависит по своим формам от других членов предложения;

3) вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого- либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения.

Рассмотрим на примере.

Могу помочь тебе.

Подлежащее я отсутствует, но подразумевается. Основа односоставная. Глагол в форме изъявительного наклонения — могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное значение (выражает значение возможности), не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы — сказуемое могу помочь.

— Что делать, если в предложении отсутствует и глагол?

  Летом и ночью светло.

Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что указывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени.

  Летом и ночью будет светло.

  Летом и ночью было светло.

То есть в нашем примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить её, надо изменить время действия.

  3. Практические задания

  — Запишите предложения под диктовку. Объясните орфограммы и пунктограммы. Определите, чем выражены подлежащие в предложениях.

1) Анютины глазки — небольшие яркие цветы. (Неделимым словосочетанием анютины глазки.)

  2) Митинг собрал много людей. (Существительным митинг.)

3) Много людей собралось на площади. (Неделимым словосочетанием много людей.)

4) Вошедший привлёк всеобщее внимание. (Причастием в роли существительного вошедший.)

  5) Вдали послышалось ку-ку. (Междометием в роли существительного ку-ку)

6) Многие не переносят табачного дыма. (Прилагательным в роли существительного многие.)

  7) Быстро не всегда хорошо. (Наречием быстро.)

  8) Любить — значит прощать. (Инфинитивом любить.)

9) Восьмой не отзывается. (Порядковым числительным в роли существительного восьмой.)

10) Каждый поступил бы так же. (Определительным местоимением каждый.)

11) Сюда ходили две подруги. (Неделимым словосочетанием две подруги.)

  — Определите, в каких предложениях сказуемые являются составными.

1) Он начнёт учить. 2) Он будет учить. 3) Он дал слово молчать. 4) Мы одержали победу. 5) Он перестал заниматься. 6) Он готов помочь. 7) Ты обязан знать. 8) Он совсем задрал нос. 9) Он задрал голову кверху. 10) Я рад вас слышать.

  Ответ: 1, 5, 6, 7, 10.

  — Чем выражены сказуемые в остальных предложениях? (В предложении 2 — формой составного будущего времени, в предложениях 3, 4 — неделимыми словосочетаниями, в предложении 8 — фразеологическим словосочетанием, в предложении 9 — глаголом в изъявительном наклонении.)

— Назовите грамматические основы предложений.

1) Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума...

2) Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок.

      А. С. Пушкин

Комментарии

В предложении 1 подлежащее понятно — я. Части сказуемого разделены дополнением. Сказуемое — не просто глагол был, потому что сообщается не о существовании, а о том, что был без ума.

В предложении 2 сообщается, что деревня не просто была, а была прелестный уголок. В придаточной части грамматическая основа определяется легко: скучал Евгений.

  — Из какого произведения эти строки? (Из романа «Евгений Онегин».)

  — Может ли сказуемое не согласовываться с подлежащим? (Может, преимущественно в разговорной речи, если выражено отглагольными словами.)

  — Приведите примеры. (Подруга каждая тут тихо толк подругу. (И. А. Крылов) А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг. (Ю. Ч. Ким))

  — Выберите предложение с составным именным сказуемым. Объясните свой выбор.

1) Казалось, всё осталось по-прежнему. 2) Дворец казался островом печальным. (А. С. Пушкин) 3) Это мне только казалось.

Ответ: 2.

Комментарии

В предложении 1 слово казалось — вводное, не является членом предложения, в предложении 2 это слово — часть составного именного сказуемого казался островом, в предложении 3 — простое глагольное сказуемое казалось.

  — Найдите в предложении сказуемой, определите его вид. Объясните постановку знаков препинания.

Лицо его было словно из камня.

(Составное именное сказуемое было словно из камня включает сравнительный оборот, запятая перед союзом не ставится.)

4. Выполнение заданий демоварианта ЕГЭ-2012

— Прочитайте текст и выполните задания А9, А10.

(2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3) Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5) Однако промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) стали машины (предложение 5)

2) корабли в упор палили (предложение 2)

3) вывести из строя (предложение 3)

4) матросы старались завладеть (предложение 4)

А10. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

1) сложное бессоюзное

2) сложноподчинённое

3) простое с однородными членами

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить темы «Тире между подлежащим и сказуемым», «Второстепенные члены предложения», подготовить вопросы.

  3. Составить задания по лексике, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).