Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 22. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения

Цели: закреплять и расширять знания о случаях обособления определений и приложений; разобрать соответствующие задания демоварианта ЕГЭ; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выполнение заданий по морфологии предлога, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

— Что такое обособление?

— Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

— В каких случаях обособляются определения и приложения?

  — Какими членами предложения являются причастия и причастные обороты?

  — В каких случаях обособляются определения, выраженные причастными оборотами?

Комментарии

Обособление — это выделение по смыслу членов предложения: в речи — интонационно, а на письме — знаками. Запятыми обособляются, например, причастные обороты (определения), если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты (обстоятельства), сравнительные обороты (обстоятельства).

Рассмотрим на примерах.

Взволнованная девушка не могла найти слов.

Возможно ли заменить существительное местоимением? Выражение взволнованная она невозможно.

Попробуем обособить определение.

Взволнованная, она не могла найти слов.

В предложении появился оттенок причины.

Разберём ещё один пример.

Рыцарю в тяжёлых доспехах сложно было поворачиваться.

Заменим существительное местоимением.

Ему, в тяжёлых доспехах, сложно было поворачиваться.

Опять появился оттенок причины.

А как ведут себя в таких случаях приложения?

Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку.

Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке.

Если убрать обособление и прочитать предложения без пауз, смысл искажается или вовсе пропадает.

Попробуем заменить в предложении с приложением личное местоимение на существительное.

Участника игры, известного-эрудита, нелегко было сбить с толку.

Распространённое приложение известного эрудита всё равно обособляется.

Рассмотрим случай согласованных нераспространённых однородных определений.

Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад.

Поместим однородные определения после определяемого слова.

Небольшая комната, светлая и чистая, выходит окнами в сад.

Интонация подсказывает, что и в этом случае необходимо обособление.

Итак, обобщим правила обособления определений и приложений.

Правило

Примеры

Согласованные определения обособляются, если они:

1) относятся к личному местоимению

Зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей? (М. Ю. Лермонтов)

Мне, заинтригованному необычным поведением девушки, не терпелось узнать, в чём дело.

Обеспокоенные долгим отсутствием товарищей, мы не могли найти себе места.

2) выражены причастными оборотами, стоящими после определяемого слова

Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подёрнутый голубоватым пеплом тучки. (В. П. Катаев)

3) стоят после определяемого слова, в том числе имени собственного

Наконец пошёл снег, густой, крупный. Наташа, весёлая и нарядная, ежеминутно выглядывала в окно.

4) имеют обстоятельственное значение

Час от часу пленённый боле красами Ольги молодой, Владимир сладостной неволе предался полною душой. (А. С. Пушкин) (Обстоятельство причины.)

5) оторваны от определяемого слова

Дальше, вечно чуждый тени, моет жёлтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (М. Ю. Лермонтов)

Несогласованные определения обособляются, если они:

1) относятся к личному местоимению или имени собственному

Сегодня она, в новом голубом платье, была особенно хороша. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась. (А. С. Пушкин)

2) оторваны от определяемого слова

Старик вылетел за ворота — и через пять минут, с мешком за плечами и с палкой в руке, уже шагал по шоссе, домой. {И.А. Бунин)

3) относятся к нарицательному существительному и имеют уточняющий характер

Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Н. Толстой)

Обособляются приложения:

1) относящиеся к личному местоимению

Ему, страстному болельщику, не хотелось пропустить такой важный матч.

2) распространённые, выраженные нарицательными существительными с зависимыми словами, относящиеся к нарицательному существительному

Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье. (А. С. Пушкин)

Он оставляет нежный стих, безмолвный памятник мечтанья, мгновенной думы долгий след... (А. С. Пушкин)

3) нераспространённые, чаще всего относящиеся к нарицательному существительному с пояснительными словами

Разговорился я как-то с одним пареньком, студентом. (В данном случае интонация может подсказать и другой вариант: пареньком-студентом.)

4) распространённые и нераспространённые, стоящие после определяемого имени собственного

Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актёре: Вечером на огонёк зашёл Василий Петрович, сосед.

Примечание: исключение составляют случаи слияния приложения с именем собственным по смыслу и в произношении

Соловья-разбойника победил Илья Муромец.

5) выраженные именем собственным, если служат для пояснения или уточнения нарицательного существительного (можно вставить а именно)

После смерти отца, великого князя Всеволода, Владимир Мономах имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку.

6) стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение

Известный любитель полакомиться, медведь частенько наведывается на пасеки.

7) присоединяемые к определяемому слову союзом как (с причинным значением), словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т. д.

Как прирожденный охотник, кот не мог упустить добычу.

В свою деревню в ту же пору помещик новый прискакал и столь же строгому разбору в соседстве повод подавал, по имени Владимир Ленский. (А. С. Пушкин)

Заметьте, что обособляются любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

Рассмотрим случаи, когда обособляются или не обособляются определения, выраженные причастными оборотами.

Приставленная к стене дома деревянная лестница вела на чердак.

Определение, выраженное причастным оборотом приставленная к стене дома, стоит до определяемого словосочетания деревянная лестница, значит запятая не нужна.

Деревянная лестница, приставленная к стене дома, вела на чердак.

В этом случае определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого словосочетания и выделяется с обеих сторон запятой.

Рассмотрим более сложный случай.

Утомлённый долгой дорогой, путник продолжал идти дальше.

Утомлённый долгой дорогой, путник остановился на ночлег.

Несмотря на то что определение, выраженное причастным оборотом утомлённый долгой дорогой, в обоих предложениях стоит до определяемого слова, запятая нужна, так как это определение имеет дополнительное значение: в первом случае — уступки (= несмотря на усталость), во втором — причины (= из-за усталости).

2. Объяснительный диктант

  — Запишите предложения. Объясните причины обособления определений и приложений.

1) Сегодня Ася, в скромном платье, была особенно хороша. (И. С. Тургенев) 2) Блестело море, всё в ярком свете. (М. Горький) 3) Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни. (М. Горький) 4) Осторожные звери, тигры редко обнаруживают себя. 5) В комнату вошла Анна, сестра Веры. (А. И. Куприн) 6) А я-то, наивный, поверил тебе! 7) Орёл, с увесистой ношей в когтях, с трудом оторвался от земли. 8) Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. 9) Над нами возвышались горы, скалистые, неприступные. 10) Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась неизвестной. 11) Удивлённый отказом, Николаев всё же продолжал приходить в дом. 12) Монголов, прирождённых всадников, учат сидеть на лошади чуть ли не с годовалого возраста. 13) Вскоре, исключённый из университета, уехал неудачливый студент на родину. 14) Забрались мы в глухие места, полные дичи. 15) В фильме «Раба любви» главную роль исполнила Елена Соловей, актриса театра и кино.

3. Практическое задание

  — Запишите предложения из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин под диктовку, расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные обороты как члены предложения.

1) Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт? 2) Я помню море пред грозою: как я завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к её ногам! 3) Господский дом уединённый, горой от ветров ограждённый, стоял над речкою. 4) Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля. 5) Родне, прибывшей издалеча, повсюду ласковая встреча, и восклицанья, и хлеб-соль.

4. Проверочный диктант

— Запишите предложения, сделайте их синтаксический разбор.

1) Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. (А. С. Пушкин) 2) Казалось бы, жизнь Печорина была полна приключений, романтических, таинственных и часто опасных. 3) В жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак. (Н. А. Некрасов) 4) Сашка, герой одноимённой повести Вячеслава Кондратьева, попал на войну совсем молодым. 5) Вошла девочка лет десяти, с бледным лицом, в коротком розовом платье. 6) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти. (С. Т. Аксаков)

5. Выполнение заданий демоварианта ЕГЭ-2012

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

— Прочитайте текст и выполните задание В5.

(1) Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь — всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2) — Да нет же, тут другое совсем, — содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3) Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6) Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8) Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, — видно, писалось на колене. (9) Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

В5. Среди предложений 1 — 9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 8.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить тему «Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями».

  3. Составить задания по морфологии союза, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).